Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Музыкальные игры

Под жарким солнцем июля мороженое то тут, то там закипало на асфальте, а москвичи и гости столицы самоотверженно спешили в парк «Зарядье» на фестиваль «Новая классика». Третий фестиваль был посвящён самобытнейшему явлению отечественной музыки и не только (не только отечественной и не только музыки), ленинградскому музыканту Сергею Курёхину. В июне легендарному композитору-авангардисту, сценаристу, сатирику-импровизатору, автору мифа «Ленин – гриб», телеведущему, признанному гению и хулигану исполнилось бы 70 лет. Фестиваль организован парком «Зарядье» и «Москонцертом».

Два дня подряд, 6 и 7 июля, в «Зарядье» работала музыкальная лаборатория композитора, педагога, исследователя, члена Союза композиторов и Союза художников России, директора научно-творческого Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николая Попова. На открытых площадках парка звучала живая музыка в исполнении нового поколения музыкантов и композиторов, для которых нет границ между классикой и авангардом, между ролями автора и исполнителя. Под палящим солнцем состоялись концерты Игоря Яковенко, Ильи Бешевли & Hightime, Никола Мельникова & LS Orchestra, Петра Главацких, Marimba Plus, CEAM Artists и др..

Одной из премьер фестиваля стал гала-концерт, в котором прозвучала культовая музыка Сергея Курёхина к кинофильмам 90-х гг. Интеллигентные взрослые люди, которым довелось там побывать, свои эмоции после концерта описывают лаконично: «На отрыв башки!». И не удивительно. В музыке «Капитана» (прозвище Курёхина) порой легко совмещаются стили: джаз оборачивается индастриалом, а опера может разрешиться чуть ли не фолком; его сравнивают с американским композитором-авангардистом, основателем лейбла Tzadik Джоном Зорном. Произведения Курёхина серьёзно повлияли на музыкальную картину мира в России, а перфомансы и сегодня считаются классическими образцами бунтарского искусства.

Но! Мы говорим о театре! И главным событием фестиваля стала премьера театра «Практика» и парка «Зарядье» — концерт-перфоманс «Музыкальные игры» в постановке режиссёра Юрия Квятковского, композитора Николая Попова и драматурга Михаила Дегтярёва (эта троица называет себя акронимом КПД).

_b2a8299

Помните, была такая телепередача на Пятом канале — «Музыкальный ринг»? Даже не знаете? Гугл вам в помощь, молодёжь. Важно то, что «Ринг» первым открыл многих ныне великих музыкантов широкой аудитории.

«Музыкальные игры» вольно воспроизводят «Музыкальный ринг» 1987-го года с Сергеем Курёхиным. Тогда тридцатитрехлетнего музыканта с его «Поп-механикой» впервые пригласили на телевидение — Европа его уже знала, там у него вышло два альбома, а в России он был известен преимущественно поклонникам ленинградского андеграунда. И это было шоу! Организаторы опасались худшего. Что смогли, они вырезали из эфира, но и результат художественной кройки режиссёром монтажа получился весьма эффектным.

У тех, кто помнит те славные «перестроечные» времена, на новом шоу «Практики» мурашки побежали по спине. И от знакомой атмосферы, и от интонаций ведущей, неспешная и несколько индифферентная речь которой в своё время удивляла своим диссонансом — ведь на «ринге» кипели страсти! Но, самое главное, вся эта яркая, но искренняя вакханалия в стиле 80-х гг ХХ-го века очень чётко показала, насколько это всё стало историей свободы.

В постановке Квятковского в роли ведущей «Музыкального ринга» Тамары Максимовой выступила актриса Театра им.Пушкина Ирина Царенко. Актриса очень точно попала в интонацию и тембр реальной ведущей, и здесь её реплики и специфические шутки («О, Ленин – гриб, а я в шляпе гриба») становятся неким контрапунктом для огневых событий на площадке.

У Курёхина было обаяние мальчика из хорошей семьи, раскованного, но без грамма вульгарности или грубости; даже в интервью он говорил, что его устраивает собственное несоответствие внешности тому, чем он является. Вероятно предполагалось, что рок-музыкант должен выглядеть более брутально и серьёзно.

Интеллигентного хулигана сыграл известный актёр и режиссёр театра и кино Александр Горчилин. Его Курёхин получился лёгкий, пружинистый и подвижный, как воздух, обаятельный и в то же время не похожий ни на кого. В его манере общения нет никакой заносчивости, он выглядит почти легкомысленным, но при этом умудряется даже воду пить так, словно происходит нечто значимое — характер известного шутника-импровизатора, автора заведомо ложных мифов, передан точно.

_b2a9241

В своей книге «Музыкальный ринг» (М., «Искусство», 1991) Тамара Максимова пишет: «Атаку на стереотипы зрительского восприятия Капитан начал в передаче с легкой артиллерии, выпустив на ринг одного из лучших саксофонистов Москвы Сергея Летова. Босоногий, в белоснежном хитоне, с развевающимся пышным хвостом на затылке, он своим видом сразу же шокировал публику. Некоторые, правда, обрадованно зашептались, так как получили повод для любимого вопроса об одежде артиста». Так начался и спектакль. Саксофониста Сергея Летова сыграл молодой музыкант, саксофонист-виртуоз, композитор, выпускник РАМ им.Гнесиных, лауреат международных конкурсов Аркадий Пикунов. Музыканту во многом пришлось «прикрывать» своей импровизацией не играющего на клавишах Александра Горчилина — и у него это получилось. А в финале… В финале спектакля была уже «тяжёлая артиллерия»: вышел самый настоящий Сергей Летов, тот самый, с хвостом и в белом берберском балахоне. Он всё время был в зале, среди зрителей, и даже задавал вопрос саксофонисту, который когда-то был обращён к нему — об этичности его белых одежд и босых ног.

Никто здесь не лишний. В симфонии хаоса на небольшой площадке выделяется каждый участник шоу, у каждого своё лицо: в роли «шута» Гаркуши — Никита Языков, гитарист, в образе известного художника и музыканта Сергея «Африки» Бугаева — Микита Воронов; солистка, исполнившая вокализ из фильма «Господин оформитель» — дирижёр, певица, обладатель стипендии имени Мичико Хираямы в области современного вокального искусства и заодно музыкальный руководитель ансамбля «Практика» Ольга Власова, «перформер-богиня» — Мария Рожковская и др. Ансамбль составили музыканты центра электроакустической музыки под руководством Николая Попова.

pesh4671

Мысль, высказанная словами, тем паче записанная на бумаге, утрачивает порядка 70% изначального смысла. А то и больше, но об этом пусть спорят Платон с Мерабом Мамардашвили. Музыка — самое точное из средств выражения человека, проявление его интуитивной мысли. И музыка Сергея Курёхина — наиболее яркий пример отражения реальности слома эпох, мелодических надежды и веры, прорывающихся сквозь скрежет и ломаные ритмы грубых процессов реальной жизни. В его многоголосной музыке звучит и то, что люди хотели бы в ней слышать, хотя, как и в человеческих мечтах, здесь нет опоры на какую-то одну тональность, и то, в чём люди не хотели бы признаваться сами себе или от чего хотелось бы спрятаться. В этой музыкальной честности и точности Курёхина, пожалуй, можно сравнить с великим Шостаковичем.

Он не мог быть как все, для него это было бы ненормально. В конце своей недолгой жизни он как-будто даже был готов сойти со своей собственной музыкальной дистанции, так как стало можно всё, а когда всё разрешено, против чего бунтовать? Вот, например, высказывание Капитана: «Если раньше рок шёл в авангарде современного искусства, то сейчас перестает быть индикатором молодежного движения и молодежной культуры. А чем становится? Необходимым звеном мещанского понимания искусства» (цит.по статье С.Шолохова «Капризы рока и логика судьбы»//Ленинградская правда от 05.04.1987 г). Что это? Своеобразная игра на нервах аудитории. Рок становился мейнстримом и признаком так называемого «хорошего вкуса», при том, что за протестными текстами страдало качество самой музыки. А что такое хороший вкус? То, что уже общепринято, прошло на уровне внушения. Или, отправляя свои записи за границу издателю, Капитан комментировал, что на диске установить порядок произведений продюсеры могут по своему усмотрению, а порядок заголовков именно такой, как он прислал. Тонкий момент: в музыкальном произведении мы будем искать тот смысл, какой предложит заголовок. Это внушение, как и миф Курёхина про то, что Ленин — гриб и радиоволна.

В спектакле Квятковского противопоставлен раскованно-карнавальный, музыкально-ироничный мир «Поп-механики» и мир взрослых зрителей «Музыкального ринга». Реальные, не выдуманные постановщиками вопросы и утверждения вроде «ваша музыка вызывает нездоровые ассоциации» или «о чём ваша музыка, смысл должен быть ясным и внятным», заканчиваются защитной репликой «не я это придумал, нас так учили, нам так сказали». Идёт противостояние между свободой и людьми наученными, лишёнными способности непредвзято, без предустановленных решений воспринимать происходящее. Эти «зрители из прошлого» были более абсурдны и смешны, чем шоу, которое разыгрывалось на площадке. Этот абсурд — потенциал обывателя, опасность идеологически-правильного большинства, не способного даже за свой вопрос принять ответственность на себя. Поскольку человеческая природа мало меняется, документально-художественный спектакль, представленный в подземной парковке «Зарядья» оказывается очень живым и актуальным. И важным, как памятник двух разных эпох слома концепций добра и зла.

Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье»

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика