Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Воскресение. Александринский театр

После спектаклей-экспериментов Теодороса Терзопулоса («Маузер», «Мамаша Кураж и ее дети»), Николая Рощина («Ворон», прошлогодний «Отелло») и продолжения любви художественного руководителя Валерия Фокина к Мейерхольду (спектакли «Мейерхольд. Чужой театр» и «Кабаре им. Мейерхольда» созданы к 150-летию мастера), нежданно-негаданно в 2024 году над Александринкой забродил «призрак коммунизма». То есть Ленинградского государственного театра драмы им. А.С. Пушкина. Ведь в эпоху «режиссера-императора» Петербурга Георгия Товстоногова, творившего на соседней Фонтанке, в Александринке ставили только «образцовую классическую драму». То есть именно что произведения А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и даже поруганную в том же театре «Чайку». Такой большой петербургский Малый театр. Но вот на смену запрещённым в прошлом году «1881» и «Сирано де Бержераку» пришла драма по классике — «Воскресение» Льва Толстого. Возглавил проект Никита Кобелев. С июня 2023 он сменил от греха подальше Николая Рощина на посту главного режиссёра Александринского.

Чёрные бархатные шторы, пианино с выбитой крышкой и пустой красный бархат бельэтажа напоминает о собственной претенциозности к театру — не стоит скрывать к нему симпатии. Но по ценовой политике ближайших премьер студенту-журналисту делать было нечего даже на последнем ярусе. Но дело не в этом. Демократичный, даже народный спектакль наследует обращению Александринского к Толстому. Так же, как и спектакль «Плоды просвещения», поставленный второй раз Евтихием Карповым к 55-летию толстовской литературной карьеры.

На «Ленфильме» еще висят постеры к премьере третьего фильма из линейки Майор Гром: «Игра». Все ожидают Тихона Жизневского, сошедшего с красной дорожки на подмостки. Но разочарование: в этот раз Нехлюдова, героя, называемого некоторыми литературоведами альтер-эго самого Толстого, воплотил Виктор Шуралёв.

x5o6ej10uj88fimy64e0xpcxv6p1exuk

Сценографическое решение спектакля отсылает вновь к автору: вагон по одну сторону, тюремная камера — по другую. За пределами знаменитого побега из Ясной Поляны 28 октября 1910 года. За чёрными шторами оказалась неизменная, главная декорация спектакля, закольцовывающая и погружающий в вечный бег от общества в поисках покоя. Своих Толстой не нашёл, а до места успокоения не дожил и заболел. Вот и Нехлюдов и в начале, и в конце спектакля приезжает и уезжает, движется по замкнутому кругу сознания. Как говорится, любить это страдать, а страдать — значит любить.

Художественно-постановочная часть, серая, мрачная, но в то же время в модных сиреневатых приглушённых тонах. Нана Абдрашитова расположила вокруг этого вагона тёмную, циничную и спрятанную жизнь. Первая же сцена — типичный русский суд, бессмысленный и беспощадный. Три уставших женщины среднего возраста, на вид секретарши, а на деле целые судьи, обсуждают «кто вчера и с кем», в какой ресторанчик поедут. Для них судьба подсудимой — дело решённое, и именно отсюда берется ведущий лейтмотив не только спектакля, но и всей нашей жизни: есть какое-то неведомое зло или добро, ограничивающее нас в свободе. И вопрос не в уголовном кодексе.

Нехлюдов говорит в пустоту, в зрителей. О несправедливости судов, об осознании, что он больше не часть тех, кто принял и осознал свою семейственность и бессмысленность. Его освещают трагические, сероватые цвета. У него умерла мать, терять ему нечего. Появляясь как навязчивое воспоминание, как призрак, Елена Белинская наводит сына на самобичевание, на чувство вины. А это очень важная мысль, воплощенная Дмитрием Богославским и Никитой Кобелевым, — даже после смерти близких остаются установки, стыд и пролетающий мимо запах тонких сигарет. Тёмные очки, идеальное каре — почти что родная сестра княгини Плавутиной-Плавунцовой из недавней премьеры Андрея Могучего «Холопы». И пока он говорит с собой, с матерью, на фоне вагона возникают три лица судей. Символически почти что: мать, дочь и неизменный святой дух со своими грехами.

Проститутку Катюшу Маслову (Анна Блинова) арестовывают по сфабрикованному делу. Провинция, разбираться никто не хочет, кто кого там отравил, что случилось с её клиентом. Нехлюдов же опоздал с осознанием, что он любил: их общий ребенок «помер», жизнь у него настолько успешная, что смерть совсем не страшна. Единственные, кто не меняют маски из эпизодических, ярких, но плоских героев вокруг — Анна Блинова и Виктор Шуралёв. Они единственные устоявшиеся в конфликте: Катюша не прощает предательство и пытается всячески оттолкнуть Нехлюдова: бранится, называет его «чистеньким», а себя «тюремной» (далее обсценная лексика), что намного больнее Дмитрию.

6aykwk0rhjqm21z6a4fcjvdf29zsj6f7

Образ Анны Блиновой, огрубевшей и пьющей, но все равно с голосом автора «Это было в России», тем и выделяется, что её путь к самоуничтожению посвящён любимому человеку. Однако их время ушло, и никогда они не будут вместе, уж простите за спойлер длиною во сто с лишним лет. Но и это неважно. Важна связь душ, воскрешение физическое — освобождение, и духовное — прощение самого себя. Нехлюдов здесь помогает, чтобы помочь себе. Ему не то что бы нужна любовь, ему необходим смысл. И сколько таких детей, выброшенных во вселенную, без понимания, как жить, с кем и почему. Такие, как Нехлюдов Шуралёва, суеверны, мрачны, но внутри пытаются любить других, ненавидя себя. В какой-то момент в окружении эпизодических героев: тетушек и дядюшек, арестанток, бомжей (странников) и губернаторов, Нехлюдов осознаёт, что в конце он не получит желаемого: Катюша выходит за прыткого революционера. После забавных опытов высших сил над человеческой душой она остается на каторге, рядом с мужем.

Зона, конечная Катюши и Дмитрия Нехлюдова, изображена комически, через образ англичанина-путешественника. Ходит тут, по отросткам проволоки, раздает Евангелия и удивляется, почему за книжки случается драка. Место временного заключения, где сидят несчастные женщины, где ни одна не виновата, отдают народными, почти некрасовскими мотивами. Все пьют, жалеют друг друга, и эпизодичность, сюжет здесь не главное, как и в книге. Передача внутренней дилеммы, постоянных сомнений и страданий при виде несчастья собственного и чужого — вот метод и Толстого, и Кобелева.

Пианино, диваны и даже люди — декорации для самоосознания. Монологи и эпизодические отрывки из других произведений Толстого «Арзамасский ужас», мотивы «Отца Сергея» представлены как рассказы вроде пьяных разговоров из «Москвы-Петушков». Елена Немзер и в сцене с невиновными арестантками, и с алкашами в поезде — потрясающий рассказчик, резонёр толстовской жути. Она и рассказывает отрывок из “Отца Сергея” про одного монаха, отрубившего себе руку во имя воздержания. Рядом с ней эпизодический герой Ивана Труса, убивающий из ревности жену, толкающий на подобные тайные желания Нехлюдова — погубить ради чувства собственности. Его танец с мёртвой женой в свадебном платье, в крови, вызывает боль и дрожь. Подобные рассказы ставятся рядом.

Но резонёров здесь много, такая уж особенность толстовской драматургии. Его герои либо слишком пусты, либо наполненны. Неподражаемый Игорь Волков, поверх головы которого неоновая надпись «ARZAMAS», в духе лучших кофеен Петроградской стороны потрясающе отражает дух самого автора, такого старичка, бродящего между трупами, едва не отправленного в психиатрическую лечебницу, но свободно рассказывающего о своём первом опыте смерти. Помимо актерской игры, тусклый моргающий свет лампы и мини-декорация гостиничной комнаты с пышной софой вызывает не просто неуютность, а полное понимание, почему идея неизбежности смерти так сковала героя спектакля.

mi95lm3uj5zcc5jykew4n3q4a60gxmvc

Но спектакль поставлен так, что, как бы мы не бежали по рельсам, не вдумывались в истории и хлопоты Нехлюдова в помощи другим заключенным, его переходы от одного чиновника к другому, мы всё равно повязаны на любви и её несбывчивости, невозможности простить самого близкого человека за предательство. Проповедник — проповедником, а непрощение по расписанию. Все равно Катюша Маслова, её динамичность, простота не нужна Нехлюдову. Ему не нужна любовь, он требует от мира понимания и справедливости, соблюдения своих же законов, поэтому в последней сцене он ложится спать. Нехлюдов слишком устал быть таким, каким его знают, ведь общество не замечает воскресение его души. Призрак матери накрывает его одеялом, и впервые за топос постановки говорит о любви. Его поняло прошлое и простило. Теперь он будет спать и видеть сны.

После «Воскресения» я понял, что устал от вырвиглазных декораций, цирковых приемов и крика. В постановке Александринского театра тихо, умно, спокойно. И светлая мрачность подрагивает постфактум. Понимания, что ждать, смерть или жизнь, нет. Но точно не смирения. Побег из театра. Бежать, как Анна Блинова, по магистралям Невского проспекта, навстречу своему воскресению и воскрешению.

Фотографии Александринского театра, фотограф Владимир Постнов

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика