Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
художественным руководителем — Константином Райкиным. Привезли диковинный «Государь-стендап» — главную модную постановку Москвы. Все «свои» посмотрели в субботу, мы же пришли в воскресенье.  Сцена, оформленная художником Филиппом Шейном, напоминает и «Игру престолов», и чёрно-белого «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли. Телевизоры показывают какие-то отрывки с семью темными фигурами, какофония из разных радиоволн пересекает зал. В отдалении гроб в цветах. В импровизированную «могилу» воткнуты мечи, символизирующие тризну. И только выделяется огромное полотнище — плакат из какого-то старого американского мультика. Голоса из радио вторят: «Раньше была хорошая литература», и тут же: «...любил синтез...». Позади за спектаклем наблюдает сам Константин Райкин.  Государь-стендап 1 Фото: Милана Романова, Александр Иванишин

Московский театр «Сатирикон» заехал буквально на час, а точнее всего на несколько дней. В рамках проекта «Сатирикон» в дороге прошли гастроли и встреча с художественным руководителем — Константином Райкиным. Привезли диковинный «Государь-стендап» — главную модную постановку Москвы. Все «свои» посмотрели в субботу, мы же пришли в воскресенье.

Сцена, оформленная художником Филиппом Шейном, напоминает и «Игру престолов», и чёрно-белого «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли. Телевизоры показывают какие-то отрывки с семью темными фигурами, какофония из разных радиоволн пересекает зал. В отдалении гроб в цветах. В импровизированную «могилу» воткнуты мечи, символизирующие тризну. И только выделяется огромное полотнище — плакат из какого-то старого американского мультика. Голоса из радио вторят: «Раньше была хорошая литература», и тут же: «...любил синтез...». Позади за спектаклем наблюдает сам Константин Райкин.

Государь-стендап 1

Фото: Милана Романова, Александр Иванишин

Под сумасшедший рок с барабанами и гитарами на сцену выходит робот-помощник Марфуша (Алина Доценко) — почти Маруся или Алиса. На секунду будто переносимся в стародавние бары вроде «1703» на Лиговке, и точно сейчас начнётся стендап из 3024 года под аккомпанемент группы «Dead Platon» — заранее стоит сказать, что спектакль представляет собой рассуждения, реакцию на цитаты из «Государства» Платона и «Государя» Никколо Макиавелли.

Почему панк-рок правит балом? В 3024 остался только дурацкий шрифт с футболок наподобие групп «Ария» и «Kiss». Надписи выводятся на экран позади — теперь молоко и даже шаурма («шаверма» тут же поправляется Марфуша, осознавая петербургскую публику) выглядят нелепо и забавно. Сам Государь (Даниил Пугаёв) выбегает со стороны зрителей, залезает на колонны, и почему-то этот человек будущего, русский человек, кажется обыкновенного маргинала с ирокезом. Странная вещь — все, кто надевают трико с начёсом и лампасами, отдалённо напоминают Сергея Шнурова. Государь зовёт себя Никколо Макивелли. На протяжении всего спектакля его образ странный и одновременно притягивающий. Единственный государь, попытавшийся разобраться и осмыслить происходящее в его стране. Листает свою же книжку, а выведенный портрет автора одноимённой книге сравнивается с худруком театра Аркадия Райкина — Юрием Гальцевым.

«Государь-стендап» в прямом смысле вневременной. Мы оказываемся в разные диктаторские неспокойные времена в России — Иван Грозный, Петр Первый и Сталин. Каждый «эпизод» сопровождается эпиграфом из Макиавелли. «Наточите колья и не забудьте избить жену», — говорит нам герой Даниила Пугаёва. В принципе самое тяжелое в жизни государя — стрелы со всех сторон. Примитивность, нелепость и жестокость Средневековья воспринимается зрителем как забавная шутка, задается вопрос: «Разве можно вернуть убитого молитвой?».

Оправдание насилия любого государя, уничтожения тысячи людей во имя какой-то одной ему понятной цели — сначала весёлая вещь, но когда речь заходит о Петре — святой святых всех сидящих, народ напрягается. Государь надевает огромные ходули-сапоги, называя их «кроссовками», а вместо царской мантии срывается тот самый плакат из американского мультика. Всё, чем гордятся консерваторы — кофе, картошка и даже «Вкусно и точка» — присуждается государю-основателю. Прекрасная Зимняя Венеция издевательски переключается на катаклизмы любой из наших зим — беда ли в реформе ЖКХ или нет, не уточняется. «Сосули» повисли. И через абсурдистский образ конюха Пантелеймона (Ярослав Медведев), живущего глубже кротовой норы, где нет окон, но в центре стоит икона — образ искусства в спектакле, осмысляют причину, зачем Пётр I приоткрыл Европу. Русский народ живет в грязи и в темноте, но тянется со своей самобытной душой к прекрасному, к комфорту, к достижению мировой культуры и жизни. Действие разбавляется гомерически смешной пародией на русский Новый год, но уже в 3024 — водка позеленела, а пьют с тобой теперь киборги, напевая «пясни» — смесь песен и басен, среди которых «Пчела и портал времени», исполняемая Марфушей. Актриса филигранно точно обыгрывает образ голосового помощника с лёгкой иронией — её механическая пластика, голос, доведённый до виртуального идеала, поначалу вызывает недоумение — неужели, кроме робота Алешеньки в нашей с вами жизни андроид теперь есть и в театре? И эта электронная версия Барбары Брыльски поёт пясню «Синичка и железный человек»: вне зависимости от достижений человечества, природа и жизнь побеждает.

Но это еще полбеды. Когда СССР представляется как Apple, а Сталин — великим создателем в чёрной водолазке — очевидная аллюзия на Стива Джобса — как-то становится не по себе. Современный цинизм и холодность смешивается со страхом неотрефлексированного прошлого репрессий или «увольнений». Слово «расстрел» заменено на «увольнения», и обезличенность ещё больше пугает. Кто-то из зала отвечает, что проект Сталина «1937», его менеджмент был «отличным». И теперь совсем жутко. Сам образ героя наталкивает на мысль, что невозможно из века в век жить по старым законам, и считать нормой средневековые методы управления. Человек не может продолжать существовать по принципу организованной обезьяны или типичного обывателя. Сострадание не выросло при браваде и издевательстве над личностью и самой собой за пару тысяч лет.

y7eo4seq4o47m33wt1pkbmd55kqaqbsw

Фото: Милана Романова, Александр Иванишин

После Сталина, конечно же, ирония над нашими представлениями о современности. Режиссёр и автор сочинения издевается над человеческими потребностями — кроссовки, кофе, а чтобы истолочь напиток и сделать обувь, нужны миллионы, захваты и аннексии земель. А к кризису изобилия прибавляются журналисты и SMM-щики, театроведы, и вот нас уже почти девять миллиардов. Под техно Алина Доценко делает бит голосом, напоминающим солистку ICEpeak, и стаканчики кофе заполоняют наше сознание.

Последняя сцена — апофеоз нашего существования. Старенькая «копейка» въезжает на сцену, и земляне будущего делятся секретом, как были закрыты все тюрьмы и отменены казни (в будущем у людей отнимают право на эмпатию и в принципе эмоции). Вот только слова об «операции», проводимой государством, неправда. И слова скорее о нас, обезличенных и безразличных к миру и самим себе.

rg1atr0eacqfw93klsj5pw6u3thmrsw6

Фото: Милана Романова, Александр Иванишин

Полтора часа «Государь-стендап» как будто вторил словам Бодрова: «В Москву ехать надо», поскольку большинство иммерсивных петербургских экспериментов было дискредитировано. Это не скучное письмо в 21 век с криком: «Люди, что же вы творите?!». И играющие, и сидящие в зале понимают, что будущее наступает, а множество исторических проблем не отрефлексировано, а понятие государства убивает личность. Таблетка и технология не вернет нам чувства и совесть. Мы больны, и не хотим признаваться и лечиться, в какие бы времена не творились пошлость и беззаконие. В душе есть светлая надежда , но мы слишком устали раскапываться, подобно крестьянину Пантелеймону. Нам всем надо отдохнуть от такой жизни, навязанной любовью к отеческим гробам и постулатам. Не как в «Дяде Ване» — «Мы отдохнем», а «Нам надо остановиться и все обдумать», чтобы мерилом был прогресс и изменение, а не усталость.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика