Этой осенью репертуар Камерного драматического театра «Левендаль» пополнился спектаклем по мотивам рассказа Александра Грина «Крысолов». Известный своими яркими и оригинальными прочтениями «Заводного апельсина» и «Мёртвых душ» режиссёр Ярослав Морозов на этот раз решил обратиться к гораздо менее разрекламированному широкому кругу зрителей произведению, чтобы отыскать в нём новые творческие вызовы.
«Крысолов» на первый взгляд кажется произведением, насколько хорошо подходящим для большого экрана, настолько же трудно адаптируемым к реалиям театра. Воображение сразу представляет себе мрак полупустого кинозала и картинку встречи героя с неизвестной девушкой на продуваемом со всех сторон метелью Сенном рынке. А уж как можно (особенно при наличии достойного бюджета) изобразить странную квартиру-лабиринт, в которую приводят переночевать главного героя! Все эти многоярусные пространства, голоса, шорохи... Но театру, поневоле склоняющемуся к значительно большему визуальном аскетизму, приходится сложнее.
Когда литературное произведение полуфантастическое, а спектакль имеет явный привкус метамодерна, говорить о чём-то с уверенностью в попытках его интерпретации сложно. Можно разве что проанализировать основные приёмы, вокруг которых выстраивается постановка. Да и, к счастью, тифозный бред героя в рассказе, да и связанные сцены в спектакле позволяют и тем, кто его обсуждает, допустить несколько галлюцинаций.
Основная метафора, вокруг которой строит свою историю Ярослав Морозов,— двойственность всего: личности, времени, пространства, да и, наверное, интерпретации. Что из того, что излагается, действительность, а что есть плод воображения больного рассудка героя? Где проходит граница между реальностью и сном наяву в каждом эпизоде рассказа Грина? Театр не только расщепляет действие на два слоя, но и накладывает их одновременно друг на друга с первых секунд: главный герой (Артём Осадчий) мечется по сцене, пытаясь воспроизвести обстоятельства встречи с незнакомкой, а в паре метров от него уже начинает свой концертный вечер кабаре «Серебряная крыса» (Владислав Алтайский, Ирина Бакуненко и Маргарита Павлова). Нередко для разыгрывания параллельного сюжета используется также верхний ярус сцены. Раздваивается даже сам главный герой: на сцене также появляется визуальное воплощение его подсознания (Ярослав Кублицкий), который то говорит вместе с ним — возможно, это мгновения реальности — то порознь. Сцены и эпизоды множатся, номера импровизированного кабаре сменяют друг друга, но порядок в послереволюционном Петрограде всё не наступает… Да и с чего бы, собственно.
Стилистика метамодерна, которую так любит режиссёр спектакля, здесь удивительно удачно льёт воду на его мельницу. Вот выходит самый настоящий Троцкий (Игорь Тиняков) и с верхотуры громогласно возвещает что-то о будущем пролетариата. И как бы он же спустя несколько минут рассказывает героине Светланы Шпак какую-то глупость про булавку. Скорее всего, эти эпизоды лишены смысла по отдельности, и стоит интерпретировать их воедино (если, конечно, вообще стоит что-то интерпретировать) — вожди имеют роковую власть над толпой, но также никому нет дела до всей их демагогии, когда попросту нечего есть, нечем топить и никак не можешь вспомнить нужный номер телефона.
Всё это неявно заложено и в рассказе Грина: нам рассказывают как бы историю о крысах, символизирующих буржуазию, их пороках и опасности для трудящихся, но вся эта высокая классовая мораль излагается через многочисленные зарисовки о голоде, холоде и темноте. Театр, ограниченный в вычурности слова и визуальных возможностях, лишь гиперболизирует контрасты.
Иногда думаешь — может быть, послереволюционный Петроград, изображённый в рассказе, весь этот военный коммунизм, поглотивший страну в свои пучины, великие идеи, обернувшиеся реками крови — не более чем плод больного воображения некого высшего разума, которому в этот момент была дана власть над миром? Может ли в принципе подобное быть порождено светом? Всё это, конечно, сомнительная конспирология, но некоторые постироничные сцены спектакля наводят на такие мысли. Сидит на коленях Игорь Тиняков и читает какой-то бред из «Рамаяны». А полуголый Ринат Муталлапов несколько минут бессмысленно крутится вокруг собственной оси в луче света. Тут и не такие историко-политические теории придут в голову.
Одним из действующих лиц спектакля оказывается музыка. Чтобы выразить звучание Петрограда двадцатых годов, на сцену призывается дух рока. Громкий, местами крикливый, такой же гротескный, как и всё остальное. Композитор Артём Аретов не только вживую аккомпанирует актёрам, но и несколько раз сам выходит на сцену. Так, кстати говоря, и у второстепенного героя Владислава Алтайского эпизодически появляется двойник.
К выбранной создателями спектакля манере преподнесения материала можно относиться, конечно, по-разному. Хотя лучше всего просто принять её как данность, оставив режиссёру право на собственный художественный язык. Гораздо важнее дискуссий о форме отметить безукоризненность вкуса, вдумчивую простроенность действия и высокую точность исполнения. Те самые мельчайшие песчинки, которых не видно, когда всё сделано профессионально, но вызывают сильное раздражение, стоит им попасть в глаза.
И всё же выбранная методика прочтения «Крысолова» не только водит нас кругами, заставляя балансировать между отрицанием, непониманием и смехом, но и в некотором смысле под конец оставляет ни с чем.
Уходя со спектакля, невольно задаёшься вопросом: что же остаётся после того, как вся наша жизнь просеивается сквозь сито рок-музыки и сарказма? Неужели совсем ничего? Получается нечто державинское: «река времён в своём стремленьи уносит все дела людей…» Вот и речи когда-то всевластного Троцкого оказываются не более артефактом истории, чем отрывки из Рамаяны. Как тут не вспомнить Клима: «Неужели мечта — только обман, только бес, вводящий нас в искушение?»
Впрочем, оглядываясь на заоконную реальность, призма, через которую создатели спектакля предлагают взглянуть на мир, кажется выбранной разумно, пусть и немного прагматично. По крайней мере, она эффективно и элегантно скрывает те самые невидимые миру слёзы.
Фотографии Лилии Сергеевой
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!