Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Крысолов. Левендаль

Этой осенью репертуар Камерного драматического театра «Левендаль» пополнился спектаклем по мотивам рассказа Александра Грина «Крысолов». Известный своими яркими и оригинальными прочтениями «Заводного апельсина» и «Мёртвых душ» режиссёр Ярослав Морозов на этот раз решил обратиться к гораздо менее разрекламированному широкому кругу зрителей произведению, чтобы отыскать в нём новые творческие вызовы.

«Крысолов» на первый взгляд кажется произведением, насколько хорошо подходящим для большого экрана, настолько же трудно адаптируемым к реалиям театра. Воображение сразу представляет себе мрак полупустого кинозала и картинку встречи героя с неизвестной девушкой на продуваемом со всех сторон метелью Сенном рынке. А уж как можно (особенно при наличии достойного бюджета) изобразить странную квартиру-лабиринт, в которую приводят переночевать главного героя! Все эти многоярусные пространства, голоса, шорохи... Но театру, поневоле склоняющемуся к значительно большему визуальном аскетизму, приходится сложнее.

Когда литературное произведение полуфантастическое, а спектакль имеет явный привкус метамодерна, говорить о чём-то с уверенностью в попытках его интерпретации сложно. Можно разве что проанализировать основные приёмы, вокруг которых выстраивается постановка. Да и, к счастью, тифозный бред героя в рассказе, да и связанные сцены в спектакле позволяют и тем, кто его обсуждает, допустить несколько галлюцинаций.

fhycck0mrpm

Основная метафора, вокруг которой строит свою историю Ярослав Морозов,— двойственность всего: личности, времени, пространства, да и, наверное, интерпретации. Что из того, что излагается, действительность, а что есть плод воображения больного рассудка героя? Где проходит граница между реальностью и сном наяву в каждом эпизоде рассказа Грина? Театр не только расщепляет действие на два слоя, но и накладывает их одновременно друг на друга с первых секунд: главный герой (Артём Осадчий) мечется по сцене, пытаясь воспроизвести обстоятельства встречи с незнакомкой, а в паре метров от него уже начинает свой концертный вечер кабаре «Серебряная крыса» (Владислав Алтайский, Ирина Бакуненко и Маргарита Павлова). Нередко для разыгрывания параллельного сюжета используется также верхний ярус сцены. Раздваивается даже сам главный герой: на сцене также появляется визуальное воплощение его подсознания (Ярослав Кублицкий), который то говорит вместе с ним — возможно, это мгновения реальности — то порознь. Сцены и эпизоды множатся, номера импровизированного кабаре сменяют друг друга, но порядок в послереволюционном Петрограде всё не наступает… Да и с чего бы, собственно.

Стилистика метамодерна, которую так любит режиссёр спектакля, здесь удивительно удачно льёт воду на его мельницу. Вот выходит самый настоящий Троцкий (Игорь Тиняков) и с верхотуры громогласно возвещает что-то о будущем пролетариата. И как бы он же спустя несколько минут рассказывает героине Светланы Шпак какую-то глупость про булавку. Скорее всего, эти эпизоды лишены смысла по отдельности, и стоит интерпретировать их воедино (если, конечно, вообще стоит что-то интерпретировать) — вожди имеют роковую власть над толпой, но также никому нет дела до всей их демагогии, когда попросту нечего есть, нечем топить и никак не можешь вспомнить нужный номер телефона.

1k3wm_vhzig

Всё это неявно заложено и в рассказе Грина: нам рассказывают как бы историю о крысах, символизирующих буржуазию, их пороках и опасности для трудящихся, но вся эта высокая классовая мораль излагается через многочисленные зарисовки о голоде, холоде и темноте. Театр, ограниченный в вычурности слова и визуальных возможностях, лишь гиперболизирует контрасты.

Иногда думаешь — может быть, послереволюционный Петроград, изображённый в рассказе, весь этот военный коммунизм, поглотивший страну в свои пучины, великие идеи, обернувшиеся реками крови — не более чем плод больного воображения некого высшего разума, которому в этот момент была дана власть над миром? Может ли в принципе подобное быть порождено светом? Всё это, конечно, сомнительная конспирология, но некоторые постироничные сцены спектакля наводят на такие мысли. Сидит на коленях Игорь Тиняков и читает какой-то бред из «Рамаяны». А полуголый Ринат Муталлапов несколько минут бессмысленно крутится вокруг собственной оси в луче света. Тут и не такие историко-политические теории придут в голову.

Одним из действующих лиц спектакля оказывается музыка. Чтобы выразить звучание Петрограда двадцатых годов, на сцену призывается дух рока. Громкий, местами крикливый, такой же гротескный, как и всё остальное. Композитор Артём Аретов не только вживую аккомпанирует актёрам, но и несколько раз сам выходит на сцену. Так, кстати говоря, и у второстепенного героя Владислава Алтайского эпизодически появляется двойник.

mhortve3vmu

К выбранной создателями спектакля манере преподнесения материала можно относиться, конечно, по-разному. Хотя лучше всего просто принять её как данность, оставив режиссёру право на собственный художественный язык. Гораздо важнее дискуссий о форме отметить безукоризненность вкуса, вдумчивую простроенность действия и высокую точность исполнения. Те самые мельчайшие песчинки, которых не видно, когда всё сделано профессионально, но вызывают сильное раздражение, стоит им попасть в глаза.

И всё же выбранная методика прочтения «Крысолова» не только водит нас кругами, заставляя балансировать между отрицанием, непониманием и смехом, но и в некотором смысле под конец оставляет ни с чем.

3abs5s-uybc

Уходя со спектакля, невольно задаёшься вопросом: что же остаётся после того, как вся наша жизнь просеивается сквозь сито рок-музыки и сарказма? Неужели совсем ничего? Получается нечто державинское: «река времён в своём стремленьи уносит все дела людей…» Вот и речи когда-то всевластного Троцкого оказываются не более артефактом истории, чем отрывки из Рамаяны. Как тут не вспомнить Клима: «Неужели мечта — только обман, только бес, вводящий нас в искушение?»

Впрочем, оглядываясь на заоконную реальность, призма, через которую создатели спектакля предлагают взглянуть на мир, кажется выбранной разумно, пусть и немного прагматично. По крайней мере, она эффективно и элегантно скрывает те самые невидимые миру слёзы.

Фотографии Лилии Сергеевой

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика