Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Театр управляемой птицы счастья

Сколько в Москве театров? А в Петербурге? А в России? Что мы считаем театром? Большой, Малый, МХТ, БТК, Образцова, Волковский? А небольшие? Вроде «детского» театра «А-Я», который ютится в подвале в самом театральном районе столицы и подчиняется Москонцерту, или камерный «Левендаль», с более просторным помещением бывшего детского кинотеатра, учредитель которого — администрация Кировского района Санкт-Петербурга. Это всё государственные театры. В Москве их около сотни, в Петербурге — порядка сорока. Гостеатры — это уникальное явление, особенно среди театров кукол. В России государственное финансирование позволяет создавать более масштабные постановки, театры кукол имеют шансы не отставать от драматических. Театр независимый позволить себе такую роскошь не может.

Но сколько независимых театров! От многолетних известных проектов, таких как Театр Малыщицкого в Петербурге, у которого есть свое крохотное помещение, или огромного по штату для частного театра «Коляда-Театра» в Екатеринбурге до коллективов, у которых нет постоянной сцены: они играют в музеях, домах культуры, полуразрушенных особняках, театральных центрах и даже в кафе или на улице. В Москве, кажется, в каждом подвале есть театр, не профессиональный, так любительский, не драматический, так кукольный. Сколько мини-коллективов по регионам — не сосчитать.

И это очень интересное явление — независимые профессиональные театры.

Конечно, круто писать про знаменитый театр, собравший все лавровые венки и условные «золотые маски». Как бы приобщиться к славе. А как рассказывать про маленькие? Чем он живёт, да и вообще — зачем он?

Довелось посетить театр кукол /театральную галерею «Маэстро», который местом своего обитания выбрал парк Ёлочки в подмосковном Домодедово. Почти Москва, по крайней мере, очень многие жители его в Москве работают — до столицы ехать на электричке чуть больше часа. Небольшой двухэтажный зелёный домик с синей птицей над крыльцом. Теремок кажется настолько маленьким, что непонятно, где там умещается театр.

2025-01-03-14-01-43

Тот случай, когда театр начинается не с гардероба — его здесь нет вообще. Крохотный зал на несколько лавок. Почти половину пространства занимает ёлка-декорация — высокая, объёмная, из украшений — шары и Щелкунчик, как в известном мультфильме советских времён. Затем из ёлочки с разных сторон показываются две мыши. Эта парочка — «классические» персонажи театра для детей. Они загадывают загадки, болтают, шутят — заводят самых маленьких зрителей. С детьми постарше общается сверчок — большая марионетка, ростом с ребенка лет 6-7. Он посерьёзнее, он не смешит, он, скорее, «домовой» театра, как сверчок из «Буратино». Он говорит иначе и о другом. Щелкунчик начинает рассказывать свою историю и ёлочка — да, почти чудесным образом — открывает своё нутро и там неожиданно оказывается дворцовая зала, появляются король с королевой. Затем под завесой дыма появляется Мышиный король с горящими глазами — он поселился в подвале и ворует королевский сыр. Как и положено, серый злодей заколдовывает дворец, ёлочка закрывается, но для каждого зрителя она уже не просто деревце на празднике, а очарованное королевство, которое надо спасать. Вот такие три разных слоя театральной сказки.

Ёлочка как декорация сделана очень интересно, просто и при этом очень функционально: она даже танцевать умеет. Артисты-кукловоды работают внутри, их совсем не видно.

Так, детей маленьких и чуть постарше мы развлекли, а что же взрослые? Родители тоже не скучают. Для каждой сцены, для каждого персонажа подобрана известная музыка, которая добавляет смысл, иногда почти мистический, знакомой сказке.

Конечно, волшебная музыка Чайковского звучит. Но не только. Здесь все как в «Опере нищего» Джона Гэя — из-за чужой музыки с известным подтекстом смысл детской сказки незримо для основного зрителя углубляется вполне взрослыми эмоциями. Получаются эдакие музыкальные ребусы. Например, Король с Королевой, судя по всему, очень любят друг друга: им достался дуэт Сильвы и Эдвина из «Сильвы» Имре Кальмана. Мышиный король появляется под зловещую тему из «Призрака Оперы» Эндрю Ллойда Уэббера (вы себе представили уже дым и призрак Оперы, который живёт в подвале и лопает королевские сырки), Щелкунчик повествует о своих страданиях арией Мистера Икса из «Принцессы цирка» упомянутого уже Кальмана. «Всегда быть в маааске - судьбаааа моя!» - тихонечко подпевают счастливые от такого беспредела родители. Не случайно театр-галерея называется «Маэстро». Почти «Старые песни о главном», и всё же это нечто иное, более глубинное.

2025-01-03-14-36-49

В финале довольны все, и взрослые, и дети. Для абсолютного счастья куклы общаются со зрителями: сверчок — такая большая кукла, что просто ходит среди детей и обнимается с ними.

Автор кукол и создатель театра — профессиональный театральный художник и специалист по художественно-постановочной части Дмитрий Шаров.

Все его творения, как и он сам, производят впечатление надёжности: даже марионетки его крепко сбитые, чаще всего с крупными чертами лица. В пластике кукол нет лишних движений, они уверенны и просты. Более изящные Король и Королева, с их неправильными чертами и вогнутыми профилями, характерными для детских рисунков, благодаря этой неправильности под воздействием света могут менять выражение лиц.

Структура сценария «Щелкунчика» Дмитрия Шарова напоминает народный театр, например, Петрушки, где обязательно есть посредник между куклами и зрителями, контролирующий настроение аудитории. Здесь таких два: Сверчок и мышки-болтушки (которые болтают милые глупости, почти как Петрушка). В этой близости к зрителю, в простоте сюжета, в его комедийности можно увидеть отражение театра уличного. Летом, в тёплое время года, некоторые куклы из «Маэстро» выходят в парк, на улицу, и там разыгрывают свои сценки под музыку, чем-то напоминая театры, характерные для романоязычных стран, чем для наших широт.

Сюжет для сказки взят архипопулярный — «Щелкунчик» в России стал непременным атрибутом Нового года, он давно вошёл в культурный код страны. И если мы не попадаем на одноимённый балет в главном театре, то имеем возможность побывать на спектаклях по его мотивам даже в театре кукол: в Образцова, в МТК, в Тюменском театре кукол, в Курганском «Гулливере» или в питерском театре марионеток «Подо львом» им.И.Фокина и во многих других.

Что интересно: Дмитрий Шаров более 20 лет проработал в театре, он занимал должности заведующего художественно-постановочной части, например, в Театре им. Вахтангова и в Музыкальном театре им. К.Станиславского. Тем не менее, он ушёл от стабильности в непредсказуемое и финансово тяжелое дело построения независимого театра.

Свой театр кукол был мечтой Дмитрия и его жены Ирины. Они мечтают развивать репертуар театра, хотят, чтобы у них появились спектакли и для взрослых. Так как театр находится в парке, здесь много детей и, как говорят создатели театра — они должны думать об интересах своей публики. Пока выхода к взрослой аудитории у «Маэстро» почти нет и нет инструментов для её привлечения. Но люди, которые умеют мечтать и способны все свои средства потратить на построение театра-галереи для кукол и экспозиций, вероятно, умеют строить планы для реализации задуманного. Способностью к движению, любовью к своему делу, создатели этого театра, очевидно, счастливы, так как живут полной жизнью. И синяя птица — птица счастья над входом в театр умеет махать крыльями и распускать хвост как павлин. И это управляемое счастье — все движения птицы полностью в руках человека.

Фотографии предоставлены театральной галереей «Маэстро»

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика