Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Интепретаций романа Достоевского «Преступление и наказание» на петербургской сцене существует до бесконечности — это и работа Мотои Миура в БДТ им. Г.А. Товстоногова в стиле классического японского театра, и более фантасмагорическая постановка Атилы Виднянского в Александринском театре с детьми Мармеладова в костюме зайчиков и старухой-процентщицей, наблюдающей за оставшимся ходом событий с раскроенным черепом. Можно даже прогуляться «тайными тропами» Раскольникова и повстречать версии героев от театра «Монплезир».

pro_0356_web-1

Фото: Михаил Ряховский


Пятьсот страниц произведения не вмещаются даже в три и четыре часа, каким бы одаренным не был режиссер, поэтому в спектакле «Или право имею» Ксении Стрелец сделана попытка досконально изучить только одну из мыслей Достоевского, и вывод не такой уж однозначный — стоило ли убивать старуху или нет.

В Невидимом театре в Севкабеле зал совсем камерный — бывшее помещение завода, и от того создается впечатление, что мы уже находимся в сознании Раскольникова: если свернуть не в тот коридор, то помимо труб, бог его знает, что и кого можно отыскать. Вместе с тем атмосферу, нищую и петербургскую, дорисовывает работа художника-постановщика Анастасии Павловой — бежевое покрытие, которым прячут от глаз туристов неотреставрированные дома, расписаны в виде давящего на сознание дома-колодца — и непонятно, что это за здание — узнаются и любимые Достоевским окрестности Сенной площади, и унылые улицы Дворцовой слободы — в сторону Владимирского проспекта, или даже какой-нибудь дом в конце Миллионной.

Декорация лаконична: в экспозиции спектакля Раскольников (Семен Гончаров) лежит точно на разделочном столе и корчится то ли во сне, то ли в бреду от своих идей, поглядывая изредка на брезентовый потолок с белыми надписями — цитатами из статьи героя о «великих гениях» и расходном материале, и милыми фразами вроде «Старуха — вошь». Герои будут то поднимать части стола, то снова его опускать. Аквариум, гроб, комната, место для допросов в одном.

Сразу же режиссер Ксения Стрелец погружает зрителей в философский спор, и в начале диалог между артистами кажется немного дидактичным, но это необходимо, чтобы объяснить, в чём основная идея спектакля. Перед нами попытка разобрать теорию Раскольникова, а ткань постановки составлена из перемежающихся отрывков романа. Два артиста — Алексей Веретенников, Анна Усова играют сразу несколько героев, но за ними закреплены определенные образы — Порфирий Петрович, старуха-процентщица и Сонечка Мармеладова соответственно.

Герои в этом спектакле функциональны: они озвучивают мысли, роящиеся в голове Раскольникова, напоминающей то гроб, то комнату героя, то все пространство Петербурга. И впоследствии, перевоплощаясь, переодеваясь в персонажей, повторяют его сомнения, но уже в диалоговой манере. И здесь воплощается одна из главных мыслей М. М. Бахтина в «Проблемах поэтики Достоевского» о полифонии «Преступления и наказания»: герои озвучивают философские мысли автора практически одинаково, происходят некие «беседы с богом», подмена мыслей персонажа авторскими.

pro_0292_web

Фото: Михаил Ряховский


Убийства решены, на первый взгляд, комично: налету топором разрубаются красные шарики, и их три. Последний приставлен к животу Анны Усовой, как бы намекая, что Раскольников убил не двоих, а троих, сразу три состояния человека: ребёнок, взрослый, пожилой. Так человек уничтожается как концепт, и подобных символических штрихов в спектакле много, как резкий переход от избиения лошади во сне героя Семена Гончарова до смерти Мармеладова как раз от экипажа.

Смысловой центр сконцентрирован на двух линиях: Родион-Соня и Родион-Порфирий Петрович. Анна Усова играет жестко, образ Сонечки, вечно непротивляющейся злу, твердящей, что «бог этого не допустит», переосмыслен. Она-то как раз переступила, и непонятно, кому хуже. Раскольников твердит о теории, рассуждает, в то время как все герои вокруг страдают, и образ Семена Гончарова кажется подростковым. Окружающие не играют в жизнь, думая, получилось бы у Наполеона стать кумиром без своего Тулона, а повседневно топятся в бедности и разврате. Анна Усова перемешивает в одном актерском естестве и старуху, и Лизавету, и Сонечку. То пройдет с топором, по-старчески хихикая, и тут же окажется «кверху лапками» на столе, подергиваясь, то начнет укачивать ребенка. Раскольников в этом спектакле — отправная точка для того, чтобы показать образы романа. Пластически в одной из мизансцен оба героя повторяют движения друг друга, синхронно поворачивая головы, тянутся друг к другу, но без пошлого влечения. Стеснительно пряча в длинных платок тело в одном белье, Соня заставляет персонажа сомневаться в верности теории, и именно Раскольников предлагает идти с ним на каторгу. Героиня только впоследствии проникается Родионом, не доверяет ему, что больше приближено к реальности, чем слепое человеколюбие, отраженное в других версиях «Преступления». Сонечка — одна из «половин» души Раскольникова, сочувствующая, но почти до безумия верящая в правоту, проведение высшей силы, в величие замысла.

С Порфирием Петровичем (Алексей Веретенников) дело обстоит гораздо глубже. Герой только кажется поначалу нелепым. Гуляя по камерной сцене, он ненавязчиво подводит Раскольникова к ошибке в теории, что она «солидна и остроумна», как сказал бы Воланд. И в какой-то момент кажется, что статью написал именно он. Ловко ее цитируя, переворачивая в каламбуры, Порфирий Петрович будто бы сам прошел этот путь, «поконченного человека», но вовремя остановился. В какой-то момент герой Алексея Веретенникова буквально вытаскивает за ноги Раскольникова, и тонкий голосок с каждой сценой все грубее и серьезнее. Каждое появление следователя — особый штрих и украшение, невзначай все внимание занято его скороговорками, движениями и фразами: «На родине лучше: тут, по крайней мере, во всём других винишь, а себя оправдываешь». Диалоги между Родионом и Порфирием — отдельный бриллиант постановки, они держат в напряжении до момента, пока персонаж не исчезнет за двором-колодцем. Его смех слышен со всех сторон и сводит с ума Раскольникова, и неизвестно, смеялся ли Порфирий или это еще один приступ бреда.

pro_0194_web

Фото: Михаил Ряховский


Семен Гончаров показывает Раскольникова не упадочно-больным, как может показаться на первый взгляд. Герой до конца толком и не осознает, почему старуху убивать нельзя, только сетует, что не было великого дела, ради которого стоило её ограбить. В нём все еще блестит максимализм, и признается Раскольников только потому, что деваться ему уже некуда. И здесь один из главных минусов постановки — недостаток персонажа Свидригайлова, ставящего под сомнение «сторону» Порфирия и Сонечки. А вдруг Родион прав? «Двойники» Раскольникова, роящиеся мысли никому не нужного в душном Петербурге студента, готового стать великим ради великого дела — такими могут показаться артисты спектакля «Или право имею», и как раз Порфирий наставляет на мысль противоположную. Что если все гораздо проще? Среда заела — вот и все. Бедность и невозможность применить себя в деле. Четкого ответа не даётся. Вот только разрубая брезентовый потолок со статьей, Раскольников видит бесконечное количество красных шариков, и всех перебить обухом невозможно.

Ксенией Стрелец был выбран более глубокий и точный подход для изучения вопроса, кто «тварь дрожащая», а кто «имеет право». Лаконичность, текст Достоевского и аскетичность декораций оставляет зрителя наедине с идеями, бредом и той самой средой, в которой мы все варимся.

Фотографии предоставлены авторами спектакля "Или право имею"

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика