27 марта мы смеялись, плакали и пели с «Земляками» в «Комедиантах». Премьерный спектакль удачно был дополнен выставкой известного художника Андреева по мотивам рассказов Шукшина и специально выпущенной газетой Replique, что позволило не расставаться с милыми персонажами и в антракте, а также расширить знакомство с ними.
Международный день театра в этом году по характеру премьер очень напоминал библиотеку искушённого интеллектуала, где обязательно наличествуют и классика, и новинки, и модное, и зарубежное. Нам с фотографом Натальей Дубовик посчастливилось побывать на генеральной репетиции и премьере в «Комедиантах».
В своей колонке художественный руководитель театра Михаил Левшин пишет: «Шукшин – это автор, который сохранил для нас русский характер, тот самый характер, который сейчас уходит в небытиё…» Центральным персонажем цикла рассказов Шукшина является простой русский человек, чья жизнь протекает среди тягот и забот послевоенного восстановления страны, что не мешает ему оставаться веселым и жизнерадостным.
Герои спектакля встречают вас уже в фойе театра – с зарисовок петербуржского художника Андреева. Живые и непосредственные, каждый со своей судьбой, своим характером они составили собой целую галерею уникальных образов.
Читайте также
Загадкой и своего рода интригой для меня была возможность реализации рассказов на театральной сцене. Непростая задача для режиссера передать краткие истории, наполненные насыщенными, колоритными персонажами, сохраняя при этом шукшинские юмор и легкость.
Из широкого спектра к спектаклю были выбраны пять рассказов, композиционно объединённые в концерт творческой самодеятельности в сельском клубе, где каждый номер – это песня, органично перетекающая в диалоги, а затем и целые истории. Каждый из сюжетов рассказывает незатейливые истории о сложных человеческих взаимоотношениях, которые могли сложится не только в любом селе, но и с каждым из нас – и эта точка, которая объединяет нас, городских жителей XXI века, и этих милых персонажей из глубинки.
В грустной истории о покинутом муже вы узнаете о феномене «мужской верности», вспомните, что за внешней холодностью может быть и тонко чувствующая душа. Хотя я в очередной раз задала себе вопрос – а не начинают ли такие души чувствовать только тогда, когда страдают? Ну, это к делу не относится.
Целых два сюжета посвящено краеугольным сторонам женском души: шубе и сапогам. Это, пожалуй, знакомо всем семьям и всем слоям общества. Но как по разному Шукшин, а вслед за ним и режиссёр раскрывают тему «женских приобретений». Если шуба становится предметом раздора между тёщей и зятем, и накал страстей доходит аж до суда, то в случае покупки дорогих сапог жене, которые оказались ей и не по размеру, - автор показывает нам самую нежную любовь и заботу супругов друг о друге.
История для любящих позубоскалить соседей о том, как девушка «принесла ребенка в подоле» - невероятно трогательная, но несмотря на свою простоту, она о силе характера молодой девушки, о любви её семьи и беспокойстве за неё.
Глубокие наблюдения автора раскрывает и пятая история, когда неожиданные и для современного горожанина поиски смысла жизни тоской навалились на одного из «земляков». Они приводят его к священнику, разговор с которым, перемежающийся шутками, песнями, напоминает нам о контексте времени. Когда страна в беге за восстановлением и модернизацией, разрывая с традицией, оставляла человека в пути с котомкой сувениров прошлого и заставляла идти-идти-идти. Об этом пути очень остроумно и рассуждает священник, подбадривая и призывая не унывать.
Действие спектакля постоянно перетекает от простого к сложному, отображая в одном другое. Герои Шукшина не теряют оптимизма – они любят, спорят, смеются, поют: и всё с азартом и силой. И настолько заразительным было настроение на сцене, что казалось, зрителей едва можно будет удержать от танцев и песен, а в особо грустные моменты – едва можно будет утешить.
Выпущенный номер 6 газеты Replique ведёт нас по спектаклю, рассказывая о судьбе и творчестве Шукшина, о жизни «Земляков» на других сценах. Совершенно эксклюзивный материал прямой речи актёров, их наблюдения и видение своих героев.
Отдельно я бы хотела отметить удивившую меня историю одного из самых незаметных персонажей – женщину-завклубом, объявлявшую номера в концерте. Её не было в рассказах: персонаж изобретён и детально прописан исполнительницей роли Ольгой Яковлевой. И это такая обыкновенная, но трогательная история жизненного пути одной женщины, коих много и чья безрадостная женская доля после войны не уникальна, но подобно красивой песне оставляет глубокий след в душе.
Вы сами составите мнение об игре актеров, каждый из которых был задействован во всех пьесах спектакля то в главной роли, то среди второстепенных персонажей. Но меня удивило как быстро и правдиво они перевоплощались. Лично я бы отметила Евгения Талашманова, сыгравшего пострадавшего за шубу Веню Зяблицкого, а среди женщин как раз его «тёщу» - Татьяну Кожевникову, «строившую когда-то первые колхозы», в исполнении Елизаветы Васильевой.
Спектакль невероятно легкий и веселый! Я не удивлюсь увидеть вас там, когда вы придёте смотреть, а я пересматривать.
Смотрите фотоотчёт Натальи Дубовик
View this gallery on Flickr
https://sub-cult.ru/teatr/reports/2063-27-03-2014-premiera-komedianty-zemlyaki-po-rasskazam-vasilia-shukshina#sigProId24b0a40194
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!