17 апреля в Театральном пространстве ЦЕХ режиссер Людмила Никитина представила спектакль «Довлатов. Пять углов». Последнее время на нашем портале не обходят вниманием спектакли Театра Ненормативной Пластики, например, внутреннее пространство помещения вы можете увидеть через репортаж Олеси Пановой, так же мы писали о замечательном моноспектакле «Юра».
«Довлатов. Пять углов» – это монолог. Казалось бы, небольшой спектакль, идущий около двух часов, включает в себя круговорот «жизней» человека, прошедшего через годы службы в армейских войсках и охрану исправительных колоний в Республике Коми, существование в Ленинграде, совершенно неупорядоченное и безумное, встречу с будущей женой и этапы иммиграции.
Талант и темперамент Довлатова воплощенный в письмах, стихах, рассказах, ведении передач на радио нашел отражение в спектакле. Кажется, в этот вечер в театральном пространстве «ЦЕХ» были собраны все источники, какие только возможно найти, чтобы полноценно показать, чем дышал человек все эти годы. Лично мне показался не совсем близким и гармоничным образ, созданный Антоном Шварцем. Нет в нём слияния национальных кровей, которые бурлили в Довлатове. Нет того темперамента и тяжеловесности. Но надо отдать должное артисту: он справился с очень сложной задачей – передать колорит времени. Шварц старается отдавать себя действию и зрителю в полную силу, мы верим его игре. Спектакль вызывает смешанные чувства: невозможно сдержать смех на рассказах об армии, «котиковой» шапке, местами одолевает светлая грусть, тяжелая щемящая тоска от воспоминаний писателя о временах иммиграции.
Зал полон, и это заставляет зрителей, усевшихся на передние ряды, скомпонованные на скорую руку из пластиковых стульев, быть еще ближе, теснее к актеру и к друг другу. И в этом весь «ЦЕХ», андеграундный «свой» театр, где Роман Каганович лично помогает опоздавшим найти место, даже если оно на подоконнике или между рядов. Это место, где фотографу (в данном случае я выступала в этой роли) помогает подняться на задние трибуны звукорежиссер, и позволяет, стоя над развилкой в полу на двухметровой высоте, щелкать затвором камеры. От декораций веет чужим жилищем, квартирой и уютом: книжные полки, газеты (отсылка к работе в редакции в Таллине), печатная машинка – вечный спутник писателя и неотъемлемая часть трагической судьбы одной из коллег Сергея Донатовича, чемодан, из за которого и начинается весь сыр-бор. На сцене в течение всего действа ходит, говорит, сидит на руках у Антона Шварца альтер-эго писателя – кукла, весьма реалистично изображающая образ Сергея Довлатова.
Любопытно, что это уже второй увиденный мной спектакль от Театра Ненормативной Пластики, где отзвуком, сопровождением лирического героя является женщина, притом женщина-музыкант. В «Довлатове» это скрипачка Анна Чертова.
Благодаря спектаклю зритель переживает множество эмоций, узнает что-то, чего не знал ранее о писателе, уходит со светлым чувством большой и кажущейся немного невероятной истории, которую ему довелось пережить.
Фотографии Александры Пучковой.
https://sub-cult.ru/teatr/reports/2112-17042014-spektakl-dovlatov-payt-uglov-teatra-nenormativnoj-plastiki-spb-teatralnoe-prostranstvo-tsekh#sigProId6ca6dd057c
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!