Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

20 июня в рамках VIII Дягилевского фестиваля на сцене Театра оперы и балета им. Чайковского г. Перми звёздный состав постановщиков - режиссёр Теодорос Терзопулос, художник Яннис Куннелис, дирижёр Теодор Курентзис, композитор Дмитрий Курляндский, поэт Димитрис Яламас - представили премьеру оперы "Носферату", среди исполнителей которой Алла Демидова, Наталья Пшеничникова, Тасос Димос, София Хилл. О том, что пришлось пережить зрителям, читайте впечатления нашего специального корреспондента Екатерины Нечитайло.

Носферату

Вместо привычной увертюры - тишина. Вместо арий - пение на вдохе, мелодекламация и царство скрежетов. Вместо декораций - инсталляции из ножей, книг и гробов. Вместо повседневного - некомфортное. В рамках VIII Международного Дягилевского фестиваля состоялась мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского "Носферату" в постановке мастера античного театра Теодороса Терзопулоса, который совместно с художником Яннисом Куннелисом, автором либретто Димитрисом Яламасом и музыкальным руководителем постановки Теодором Курентзисом создал медитативную мистерию, разворачивающуюся в загадочном пространстве между "ещё не умер" и "уже не жив".

Носферату

На сегодняшний день Дягилевский фестиваль, который восьмой раз проходит в Перми, является одним из самых значимых событий в культурной жизни не только нашей страны, но и всего мирового пространства. Здесь в программе и сольные концерты пианистов, и электроакустическая музыка, и балеты Баланчина, и Третья симфония Малера, и "Зимний путь" Шуберта, встречи с музыкантами, обсуждения увиденного с критиками . Одним словом, очень мощный набор, позволяющий с уверенностью сказать, что на просторах нашей необъятной Родины, в двух часах лёта от столиц, работает и процветает коллектив, который с каждым годом всё увереннее продвигается в ряд крупнейших цитаделей оперного и балетного искусства в мире, наступая «на пятки» Большому и Мариинке. Театр - нестоличный по месторасположению, но более чем европейский по качеству - Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского. Сегодня на вопросы: «Куда поедем слушать Моцарта/ Перселла/ Рамо?» или «Куда полетим смотреть балеты Макмиллана, Дагласа Ли, Иржи Килиана?», всё чаще можно услышать ответ без единой капли иронии: «Конечно же, в Пермь!».

Носферату

Но одно дело, если в программе вечера устоявшиеся авторы, и совсем другое, если опера создана специально к фестивалю, работа над ней продолжалась около пяти лет, а название невольно отсылает нас к клыкам, страшилкам и готической романтике. После выхода "Сумерек", "Интервью с вампиром", "Дракулы" может показаться, что вампирская тема исчерпана до дна и банальна до скрипа зубов, но Терзопулос не был бы Терзопулосом, если бы всё было так просто.

Фабульно, конечно, это можно попытаться свести к каноническому сюжету о похищении Персефоны, которую попутно лишают всех чувств, в царство мёртвых и свадьбе с бессмертным Носферату, но на деле выходит, что это бездонная ода вечности, предостережение и крик о помощи одновременно. Здесь не банальный вампирятник с гримасами лица и псевдо-кровью. Здесь постоянная боль - как смертельный путь и попытка восприятия сиюминутности, которая замешана с огромным количеством мультикультурных цитат, и героями, на месте которых может оказаться каждый.

Носферату

Первый режиссёрский аккорд после открытия занавеса при полной тишине - вереницы гробов, подвешенных перпендикулярно сцене и устремленых в небо, два огромных венка, девушка-лебедь в белой пачке со связанными ногами, корчащаяся в предсмертных конвульсиях, и властно восседающий над всеми нами Корифей в исполнении блестящей драматический актрисы Аллы Демидовой. Её первая фраза, произнесённая вязким, почти загробным голосом возвещает о гибели конкретного человека, культурного периода, всей человеческой цивилизации : "...богов больше нет, света нет, времени нет". Носферату (Тасос Димос) долго вглядывается во мрак зала, прежде чем совершить свой первый вздох и дать дыхание спектаклю. Правящий цвет - чёрный. Правящий звук - скрежет. Правящая атмосфера - похоронная. Когда гробы начинают движение и поднимаются вверх, открывая следующий задник из ритуальных ножей, появляется ощущение, что это лодки с человеческими душами, плывущие по реке Харон навстречу вечности.

Хор, ударные расположены в ложах, оркестр усилен пилами, сверлами, железными ведрами, звуки бурления сменяются пульсацией, порой кажется, что ты находишься внутри живого организма, порой, что мотыльки бьются крылышками о горячую лампочку, порой, что разрываются ткани, порой, что лопается что-то внутри.

Носферату

Сама Персефона (София Хилл), отданная "на всю оставшуюся смерть" в царство Носферату, появится лишь во втором акте, выгибаясь как тонкая ива на ветру, на сбитом дыхании и высоких нотах проговаривая - пропевая рецепты от малокровия. Избранной просто ничего больше не остаётся.

Одним из важнейших персонажей этой истории становятся Три Грайи (певица Наталья Пшеничникова), которым, вернее, которой суждено подготовить покойную невесту к инициации. Её звуковые вибрации и смены артикуляционной интенсивности кажутся недосягаемыми для уха и восприятия обычного человека и будто созданы кем-то из абсолютно другого мира.

Носферату

Безусловно, слуховая и зрительная оптика очень долго настраивается и сопротивляется, словно, её кормят тем же самым гранатом, которым Персефону лишали чувств для перехода в иной мир, но некий внешний звуковой вакуум создает все условия для того, чтобы каждый из нас на два часа услышал то, что происходит внутри себя самого. Просто остановиться, послушать и внезапно понять, кто ты: жертва или самый жестокий мучитель.

И все вот эти белые лебеди со спутанными ногами, мужчины с армейскими сапогами на руках, бесконечные мелкие цветы и венки, складываются то ли в полотно Босха, то ли в репродукцию "Слепых" Брейгеля, то ли в картину Джима Джармуша, то ли в некую иную страницу, для которой ещё нет названия. В финале весь хор и оркестр выходит на сцену траурной процессией с перевязанными черной лентой ртами. Больше нечего говорить и нечем звучать. Ведь звуков действительно больше нет. Дальнейшее - молчание.

Носферату

Уже сейчас не в шутку поговаривают, что у Москвы есть все шансы увидеть этот кровососущий шедевр на фестивале "Золотая Маска". Но каждому ли захочется и блуждать в дебрях себя под симфонии скрежетов и рассматривать коряги своей Внутренней империи?

Ведь нужно иметь определённую смелость, чтобы однажды отпустить своих внутренних демонов на прогулку.

Фотографии Алексея Гущина.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика