Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Дягилевский фестиваль торжественно отметил 60-летие композитора Леонида Десятникова. Об одном из самых значимых событий фестиваля, "Десятников-гала", рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

дягилевский фестиваль, десятников-гала, леонид десятников, теодор курентзис, permopera

"Я не Алексей Гориболь, а я не Леонид Десятников", - говорят главный менеджер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони и дирижер Теодор Курентзис, открывая авторский юбилейный вечер одного из самых исполняемых современных российских композиторов. Оперы и балеты, оформление спектаклей и кинофильмов, симфоническая, камерная и прикладная музыка, работа с различными историко-музыкальными стилями-самобытные, открытые и гиперсексуальные опусы Леонида Десятникова всегда "трагически-шаловливы", трепетны, ускользающее - неуловимы, воздушны и терпки, наполнены нервом и внутренней драматургией. На концерте к 60-ти летию композитора зрителям Дягилевского фестиваля выпала уникальная возможность сделать внезапный шаг "В сторону лебедя", пройтись "По канве Астора", совершить "Оммаж Пьяццолле", испытать на себе "Возвращение" и отправиться из Перми в "Москву".

Выпускник Ленинградской консерватории Леонид Десятников - фигура значимая, многогранная и неисчерпаемая. О его опере по роману Владимира Сорокина "Дети Розенталя", поставленной Эймунтасом Някрошюсом в Большом театре, не спорил разве что ленивый, десятниковская музыка к фильмам "Кавказский пленник", "Тот, кто нежнее", "Олигарх", "Дневник его жены", "Мания Жизели", "Мишень", "Москва" плотно заседает в голове после первых минут прослушивания, его "Утраченные иллюзии" получили "Золотую маску" в номинации "Лучшая работа композитора в музыкальном театре", в его многочисленных произведениях современное соседствует с многовековым культурным бэкграундом. Смесь трагического и комического, улыбка сквозь град слез нежной скорби, эмоциональное напряжение струн и новая простота. Этот симфонический авангардист не стесняется писать на заказ, пробует разное и двигается на ощупь, ищет в минимализме человеческое лицо, выстраивает нотами целые книги с картинками, на которых все нежно, насыщенно и трепетно.

дягилевский фестиваль, десятников-гала, леонид десятников, теодор курентзис, permopera

Этот юбилейный вечер напрочь лишен пафоса и восторженных речей, огражден от музейности и раритетности. В них нет нужды. Только бесконечно живые звуки, атмосфера тихого семейного праздника, широкая известность в узких кругах. Сочинение "В сторону лебедя" для двух фортепиано, которое открывало концерт, делает реверанс одновременно и роману Марселя Пруста "В сторону Свана", и "Лебедю" из "Карнавала животных" Сен-Санса, и даже самому известному в мире озеру. Сам Десятников и его постоянный союзник Алексей Гориболь, усевшись напротив друг друга, совершают дуэтом скрупулезнейшую работу по созданию палитры эмоциональных поисков и метаний романтического героя. Здесь и связь с прошлым, и культурные аллюзии, и бесстрашные обманы, и зависающий звук. Активные фазы сменяются медленными волнообразными переходами, четыре руки взлетают все выше, музыкальный ток увеличивает напряжение с каждой секундой. "По канве Астора" и "Hommage a Astor Piazzolla " - два произведения, неразрывно связанные с аргентинским музыкантом и композитором второй половины двадцатого столетия Астором Пьяццоллой, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Десятников в своем оммаже будто усмиряет страсти и волнения, приглаживает излишнюю вспыльчивость, уводит знакомые мотивы "Счастья моего" и "Утомленного солнца" в иное русло. Аккордеон выплетает осторожное кружево танго, по-женски вскрикивает скрипка, игриво отзывается рояль. Тема мультикультурного бульона, отзвука, багажа искусств продолжится "Возвращением" для гобоя, кларнета и скрипичного квартета. Весь опус, созданный в 2006-м году, строится на вариациях едва уловимой темы, которая явственно зазвучит лишь в самом конце. Вариации темы на тему, вечная оглядка, попытка окликнуть эхо в опустевшей комнате.

дягилевский фестиваль

Ловить ускользающую тень прошлого за локоток исполнители продолжат и во втором отделении концерта, взяв в свою команду солистов оркестра "MusicAeterna". Сюита с названием "Песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к кинофильму Москва" позволяет без труда пропутешествовать на машине времени в лихое и беспощадное пространство. "Москва" - фильм Александра Зельдовича о столице 90-х, городе без стыда, прошлого и судьбы. Городские интерьеры как главное действующее лицо; "не верь, не бойся, не проси" как главный девиз; отступление как смерть. Город "М" горит, мерцает, щупальцами заманивает в себя, ненасытно желает поглощать. Открытый, лишенный редукции звук Моники Санторо, приехавшей в "дАрАгую МАскву", здесь соседствует с академическими переливами Наталии Лясковой и Надежды Павловой. Кажется, что фрагменты сюиты являются дорогами с разными пейзажами, по которым нужно передвигаться различными средствами. Вот едем в поезде ("Пролог") на головокружительных виражах, а за окнами гудит город, издали казавшийся раем; вот топаем на лошади по разоренному селу ("Враги сожгли родную хату"); вот которые день движемся по жаркой пустыне, взяв тюки ("Баркарола"); вот замираем на желанной Красной площади ("Первый снег"). В этой музыке есть и пульсация города от аккордеона, и нежные солнечные лучи флейт, и суета скрипок, и тревога рояля, и основательное спокойствие саксофон - альта, и тринадцать ударов в колокол по чьей-то душе.

В музыке Десятникова Гендель соседствует с Равелем, джаз сидит на смежном кресле с Бахом, Стравинский играет дуэтом с Сен-Сансом. Ему больше половины века, а он по-детски наивен, открыт, хитер и весел. Складывается ощущение, что порой он балуется, перебирая знакомые мотивы, играется, пускает по стенам солнечных зайчиков, достает из-за пазухи что-то вроде бы очевидное и понятное, но почему-то всегда спрятанное, скрытое, потаенное. Показывает секретик, долгое время находившийся под стеклом, замком и запретом. То, что громче тишины, но тише шепота. То, что находится чуть выше уровня горизонта. То, что видно и слышно только тем, кто нежнее повседневности.

Фотографии Павла Семянникова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика