Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Многоголосная ода Воронежу режиссера Михаила Бычкова "День города" номинирована на премию "Золотая маска". В Воронежском Камерном театре наш корреспондент Екатерина Нечитайло узнавала о том, как держать руку на пульсе целого города.

день города, воронежский камерный театр, воронеж, мандельштам, золотая маска, михаил бычков, нечитайло

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь,-

Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож.

(Осип Мандельштам)

Воронеж. 10-е годы ХХI века. Сгущаются тучи. День города. Каждый год праздник переносится на несколько дней, но, как по взмаху волшебной палочки, рано или поздно капли дождя начинают с огромной скоростью нестись по улицам и проспектам, смывая с мегаполиса усталость и напускную восторженность. Много лет назад грохот военных орудий Великой Отечественной сменился здесь вечерними раскатами фейерверков, громом салютов, и в этот самый момент весь город высыпает на улицу вне зависимости от погоды, персонального вороха проблем и своего внутреннего состояния. Водители и тусовщики, учителя и врачи, фифы и рабочие парни, ветераны и студенты, цыгане и русские, местные и приезжие, в красных лакированных сапогах и простых уггах, в беретах и шапках, забыв обо всех горестях и напастях, стоят и смотрят, как огни, рассекающие небо, распускаются разноцветными цветами. Раз в месяц в Воронежском Камерном Театре случается свой "День Города", свой праздник, который всегда вместе с ними, в постановке Михаила Бычкова. Вот только на площади города под гром салюта, как правило, все кричат, визжат, улюлюкают и покачиваются в такт музыке, а в сценическом варианте актеры - жители тихо и немного испуганно смотрят на огни, замерев в ожидании, будто тот самый народ в пушкинском "Борисе Годунове", который оторопело безмолвствует.

день города, воронежский камерный театр, воронеж, мандельштам, золотая маска, михаил бычков, нечитайло

Создание портрета города - явление, периодически возникающее вспышками в различных российских городах: в Кирове несколько лет назад был поставлен спектакль "Так-то да" Бориса Павловича, в Ростове - "Папа" Юрия Муравицкого, Алексей Забегин создал работу "Адин" - театральный «снимок» жителей Санкт-Петербурга. Писать про спектакль о городе, в котором впервые оказался два часа назад - дело с одной стороны любопытное, с другой - крайне опасное. Есть вероятность не вникнуть в суть, начать считывать лишь внешнюю сторону, пропустить узловые моменты, но при этом существует возможность свежего взгляда, избавленного от предубеждений. И ладно, если бы спектакль собирался по документам, но ко "Дню города", как говорится, с голыми руками не подберешься: как орудовать в рамках вербатима, который собран без помощи драматурга, фактически из актерских наблюдений за горожанами? Почему выбраны именно эти персонажи? Можно ли за два часа почувствовать пульс города, о котором знаешь только то, что здесь родились Бунин и Кольцов, а Мандельштам три года провел в ссылке?

день города, воронежский камерный театр, воронеж, мандельштам, золотая маска, михаил бычков, нечитайло

На сцене многочисленные колонки, стулья, микрофоны, стремянка с дискошаром, вращающийся подиум, звуковой пульт, экран на задней стенке. Кажется, что происходит действительная подготовка к чествованию града. Мужчина с надписью "День города" на толстовке, который работает на мероприятии, прежде чем сесть за синтезатор, заботливо предупреждает, что в спектакле используется ненормативная лексика. Далее же перед нами проходит парад историй, череда новелл от жителей, ленты судеб, ставших возможными лишь в этой конкретной геолокации. Цыганка, которая утверждает, что жить здесь плохо, парень-инвалид, потерявший недавно лучшего друга, живущий с мамой и братом, "дворянка", заворачивающая матом, но любящая все роскошное, старушка, которой мама рассказывала о немцах в городе. Девушка, наблюдающая за пожилой женщиной, снимает ее на айфон, люди разглядывают друг друга, кто с интересом, кто с безразличием. Здесь нет дистиллированной реальности и цензуры по причине неугодности слов, вымарана театральность, но сохранен живой, невычищенный язык с просторечным "буите" вместо "будете", с "хозяивАми", где ударение на предпоследний слог, с постоянным "гэканьем", вворачиванием слов - паразитов и индивидуальных сочетаний типа "чух-чух". Кажущиеся локальными истории, попадая в руки артистов и режиссера, проецируются на общероссийское пространство, создавая галерею портретов, обусловленную порой не самим городом, а чувствами, которые пришлось здесь испытать.

день города, воронежский камерный театр, воронеж, мандельштам, золотая маска, михаил бычков, нечитайло

Практически после каждого монолога исполняется музыкальное признание в любви городу: ария из оперетт молодости, рэп о жизни, песни, в которых название одного города легко заменяется на другое с равным количеством слогов, а в дни праздников льются из каждой колонки. Артисты не создают транспарант с написанным большими буквами лозунгом: "Воронеж. Родина. Любовь ", не ставят целью признаться городу в любви, не стараются вписываться в концепцию заядлой обыденной повседневности, но охватывают существующую действительность. Спектакль - атмосфера, спектакль - портрет с множеством глаз, собранный из разных лиц, но нарисованный кистью одного художника. Невольно можно задаться вопросом практически шахматного взаимоотношения самого Михаила Бычкова и Воронежа: играли ли, сколько было партий и кто-кого. Но любое театральное высказывание лишено объективности, потому что проявляет тему, истинно волнующую конкретного режиссера здесь и сейчас. Кому-то из "жителей" веришь бесповоротно и отчаянно, кому-то чуть меньше, но, может быть, он нарочно уговаривает нас сюда не приезжать. С уверенностью можно сказать, что команде спектакля далеко не все равно, что будет с городом и жителями дальше.

день города, воронежский камерный театр, воронеж, мандельштам, золотая маска, михаил бычков, нечитайло

Одним из ключевых и самых правдивых моментов спектакля становится монолог ветерана, который идет в записи и дублируется актером, потому что очень неразборчивый, но, наверное, самый ценный. На вращающемся подиуме, как памятник, застыл повешенный на спинку стула пиджак с медалями, на экран выведена фотография со спины, без лица. Он рассказывает о том, как ходил проводить телефон, как собирал бумажки, как общался с депутатами. Вероятно, теперь уже в прошедшем времени, рассказывал. А теперь в городе воинской славы остался от него лишь световой круг. С теми самыми символами и орденами.

Спектакль Бычкова, выдвинутый на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль малой формы" и "Лучший режиссер в драме", хочется разгадывать, как кроссворд, бредя по улицам и вслушиваясь в речь горожан. Сначала он немного буксует, а потом летит лавиной, сметая и заманивая в свои городские сети. Он колюч, но не агрессивен, лишен назойливого китча и солдатской грубости. Бычков намеренно не эстетизирует тотальное городское одиночество, не устраивает выжимание слез из зрителя, балансирует на грани иронии и безысходности, оставаясь в рамках оптимистической трагедии. Сама ситуация празднования Дня города - не просто необходимость для связки ситуаций. Это катализатор, ситуация свободного микрофона, причина и вызов к разговору, ведь очень часто в праздники становится еще грустнее от осознания своей беспомощности и все отчетливее звучит потребность высказаться, понимая, что по-другому уже все равно не будет.

день города, воронежский камерный театр, воронеж, мандельштам, золотая маска, михаил бычков, нечитайло

"День города" - мощный поток воспоминаний, тактичная подсмотреность за жизнью других, оставляет ощущение грустной торжественности, или торжественной грусти. Как на утро после праздника, в момент, когда выезжаешь из города, пожимая ему на прощание руку. А город - организм с нервной системой и руководящим разумом, который способен думать лишь коллективно, и самый лучший способ познакомиться с ним — попытаться узнать, как здесь работают, чем дышат, о чем думают, как любят, и как умирают и о чем молчат в минуты торжественного салюта.

Фотограф Алексей Бычков

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика