Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

9 декабря в рамках "Золотой Маски" на сцене Михайловского театра маэстро Теодор Курентзис представил "Cosi fan tutte" - оперу из трилогии "Моцарт - да Понте" Пермского театра оперы и балета. О том, как поступают все женщины, рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

cosi fan tutte, курентзис, михайловский театр, пермский театр, нечитайло, золотая маска

В любви — сложном концентрате человеческих взаимосвязей, ради которого оживают даже мертвые — нет однозначных и постоянных правил, беспробойных вариантов, благодаря которым можно наперед просчитать возможные острые углы на пути к обретению долгожданного счастья, дабы разум возобладал над глупыми фрустрациями сердца, которое не видит, не слышит, и толком не говорит в те сладкие, яркие и надрывно-болезненные моменты, когда во имя высшей точки наслаждения готов к войне с целым миром. Но в специфичности ситуации и индивидуальности беспокойных сердец всегда существуют общие ловушки, в которые с разбегу попадают абсолютно все. В рамках фестиваля ""Золотая Маска" в Санкт-Петербурге" Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского представил оперу "Cosi fan tutte"("Так поступают все женщины"), которую поставил немецкий режиссер Маттиас Ремус, а продирижировал "главный по Моцарту" Теодор Курентзис. Соединив в едином пространстве музыку метафизической красоты и исторический снимок внутреннего настроения времени, они добиваются грациозной музыкальной беседы между современным и аутентичным, на время которой приходит в свободное движение внутренний маятник, уголки губ застывают в блаженной улыбке, а кончики пальцев непроизвольно постукивают по креслу, мелкой дробью поддерживая легкие шестнадцатые скрипок.

cosi fan tutte, курентзис, михайловский театр, пермский театр, нечитайло, золотая маска

Эта опера Моцарта шлa на сценах мира под таким множеством разных названии, какого не знала ни одна другая в истории жанра. Например, в «Метрополитен-опера» она называлась «Женщины, подобные этой», в Англии — «Услуга за услугу», в Германии у нее была дюжина разных имен, включая «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и даже «Партизаны». В Дании она шла под названием «Побег из монастыря», во Франции — «Китайский чернорабочий» и — пятьюдесятью годами позже — «Бесплодные усилия любви». Современники Моцарта видели в его работах изящество галантного века. В XIX веке композитора "чистой музыки" считали светлым озорным юношей, посланцем богов, излучающим солнечный свет и ангельскую радость. XX век открыл его глубокий драматизм и подлинную трагедию, а XXI подарил миру новый феномен, названный "Пермский Моцарт" или проектом "Трилогия Моцарта-Да Понте", который открывала именно фееричная "Cosi fan tutte", принесшая Теодору Курентзису "Золотую Маску" в номинации "Лучший дирижер в опере", в 2012 была поставлена «Свадьба Фигаро», а в 2014 трилогия завершилась постановкой спектакля «Дон Жуан».

cosi fan tutte, курентзис, михайловский театр, пермский театр, нечитайло, золотая маска

Сюжет довольно неприличный для XVIII века в наши дни вряд ли кого-нибудь удивит. Зрители искушены гораздо более запутанными интригами и гораздо более откровенными сценами. Интрига строится вокруг молодых офицеров Феррандо (насыщенный и деликатный Станислав Леонтьев) и Гульельмо (виртуозный Андрей Бондаренко), расхваливающих верность своих возлюбленных, сестер Фьордилиджи (Наталья Кириллова) и Дорабеллы (Мария Форсстрем), а старый философ, циник, затейник и знаток женщин Дон Альфонсо (Юрий Кисин) выражает искреннее сомнение в их стойкости. Он готов поставить эксперимент, развеять их максималистическую уверенность, заключить пари на сто цехинов: если в течение 24 часов офицеры будут выполнять его приказания, то, включив в игру камеристку сестер Деспину (Анна Касьян), увидят, что вся верность улетучится с легкостью и скоростью увертюры, а полагаться на верность женщин - как пахать море или сеять песок.

Надо сказать, что во всех спектаклях пермской трилогии "Моцарт - Да Понте" присутствует маскарад и герои существуют с широко закрытыми глазами: в "Свадьбе Фигаро" в женское платье перепрыгивает Керубино, переодетому Дон Жуану удается направить всех по ложному следу, в "Так поступают..." двое из ларца якобы отправляются на войну, а сами же переодеваются в албанцев и «перевлюбляют» женщин наискосок, когда каждый ухаживает за невестой друга. Первой сдастся Дорабелла: она не только принимает в подарок большое золотое сердечко на шею от Гульельмо, но и подарит ему медальон с портретом Феррандо. Фьордилиджи тоже не заставляет себя ждать.

cosi fan tutte, курентзис, михайловский театр, пермский театр, нечитайло, золотая маска

На площадке - светлая зала, в которой расположены картины, кушетка, стулья, цветы, огромные люстры со свечами, парные колонны. За пределами дома - ярко пробивающееся в оконные и дверные проемы васильковое небо. На сцене - персонажи в фижмах, корсетах, париках и мундирах. Но при таком сюжете и внешнем оформлении "Cosi..." далек от условной буффонады, и тем более музея с пыльными экспонатами под стеклянным колпаками. В этом доме главенствует музыка, всюду жизнь, наполненная нюансами, размеренная, но динамичная, в сумасшедшем ритме, но с элегантными ариями, позволяющими подчерпывать новое и восхищаться давно известным. Это своеобразный Мариво от музыки с фирменным игривым мариводажем, состоящим из тончайшей смеси метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов.

cosi fan tutte, курентзис, михайловский театр, пермский театр, нечитайло, золотая маска

Виртуозные терцеты, искусные квинтеты и острые секстеты отличаются сверкающей хрустальностью и профильтрованностью звука. Массовые сцены, в которых участвует хор под руководством Виталия Полонского, достигают максимальной ритмичности и четкости, работая широким и густым звуком, но оставаясь изящными и в меру сдержанными. Их звучание - тонкие переборы, пузырьки шампанского. Особо стоит отметить Наталью Кириллову в роли Фьордилиджи, которая являет собой воплощение женственности и порывистости. Тонкоголосая и сладкозвучная, обволакивающая голосом, будто медом, она с триумфом проводит партию, будто пробегает легкой поступью по росе.

Деспина Анны Касьян - лукавый черт в юбке, который с искрометностью Остапа Бендера проведет любого. Она зажигательна и убедительна, оторвана от земли и при этом очень конкретна в действиях, поет разными голосами, поддерживая ровный звук, существует в гротеске, но не уходит в кривляние.

cosi fan tutte, курентзис, нечитайло, михайловский театр, золотая маска, пермский театр оперы и балета

Химия чувств, возникающая между возлюбленными, рождается и в оркестровой яме. Курентзис с музыкантами и солистами аккуратно и нежно используют магнетическое сочащееся нарастание и убывание звука, будто светотень в живописи. Тщательнейшим образом рассортировав по регистрам и октавам разнообразные музыкальные переливы, он сохраняет детскую красоту и чистоту, очаровывающее звучание извечной гармонии, запускает руками невидимых бабочек, мелко-мелко перебирая пальцами воздух. Нити влечений героев видимы и прочерчены музыкой, фирменные шустрые речитативы, поражающие артикуляцией, звучащие на кончике языка, остры и точно ритмичны, время пауз звучит сладкой болью, дарующей возможность ощутить смачное послевкусие в момент закрытия занавеса для перемены сцен.

cosi fan tutte, курентзис, нечитайло, михайловский театр, золотая маска, пермский театр оперы и балета

В открытом финале все прощены, все все узнали, но ни зрители, ни герои не могут сказать как дальше сложится их жизнь, ведь остался осадочек, что именно так поступают все. С громом аплодисментов обрушивается вавилонская башня катарсиса, осколками задевая простую мысль, что за любовь порой приходится бороться с самим собой, а счастливым может быть лишь тот, кто неизменно верен истинным высоким чувствам, но только если он хоть на секунду по-настоящему жил, и влюблялся без чувства вины.

Этот спектакль - редкий пример слаженности и ансамбля, в котором невозможно представить себе певцов в отрыве от музыки, музыкальную ткань вне хора, работу дирижера без столь отточенной работы оркестра.

cosi fan tutte, курентзис, михайловский театр, пермский театр, нечитайло, золотая маска

Если абстрагироваться от откровенной утопичности и не позволять себе вдумываться в вопрос "а как же у них это получилось?", то можно без всяческого затакта сказать, что перед нами пример грамотного и изящного подбора ингредиентов и дозировки для эликсира всеобщего осчастливливания. Не то все это причудилось - померещилось, будто вдали проплыло искусное облако кремового цвета с персиковыми завитушками, не то действительно сегодня к нам заходил Моцарт.

Карл Барт писал, что не знает, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но уверен, что в своем домашнем кругу они играют лишь Моцарта.

И, кажется, мы знаем под чьим руководством они музицируют.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика