9 декабря в рамках "Золотой Маски" на сцене Михайловского театра маэстро Теодор Курентзис представил "Cosi fan tutte" - оперу из трилогии "Моцарт - да Понте" Пермского театра оперы и балета. О том, как поступают все женщины, рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.
В любви — сложном концентрате человеческих взаимосвязей, ради которого оживают даже мертвые — нет однозначных и постоянных правил, беспробойных вариантов, благодаря которым можно наперед просчитать возможные острые углы на пути к обретению долгожданного счастья, дабы разум возобладал над глупыми фрустрациями сердца, которое не видит, не слышит, и толком не говорит в те сладкие, яркие и надрывно-болезненные моменты, когда во имя высшей точки наслаждения готов к войне с целым миром. Но в специфичности ситуации и индивидуальности беспокойных сердец всегда существуют общие ловушки, в которые с разбегу попадают абсолютно все. В рамках фестиваля ""Золотая Маска" в Санкт-Петербурге" Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского представил оперу "Cosi fan tutte"("Так поступают все женщины"), которую поставил немецкий режиссер Маттиас Ремус, а продирижировал "главный по Моцарту" Теодор Курентзис. Соединив в едином пространстве музыку метафизической красоты и исторический снимок внутреннего настроения времени, они добиваются грациозной музыкальной беседы между современным и аутентичным, на время которой приходит в свободное движение внутренний маятник, уголки губ застывают в блаженной улыбке, а кончики пальцев непроизвольно постукивают по креслу, мелкой дробью поддерживая легкие шестнадцатые скрипок.
Эта опера Моцарта шлa на сценах мира под таким множеством разных названии, какого не знала ни одна другая в истории жанра. Например, в «Метрополитен-опера» она называлась «Женщины, подобные этой», в Англии — «Услуга за услугу», в Германии у нее была дюжина разных имен, включая «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и даже «Партизаны». В Дании она шла под названием «Побег из монастыря», во Франции — «Китайский чернорабочий» и — пятьюдесятью годами позже — «Бесплодные усилия любви». Современники Моцарта видели в его работах изящество галантного века. В XIX веке композитора "чистой музыки" считали светлым озорным юношей, посланцем богов, излучающим солнечный свет и ангельскую радость. XX век открыл его глубокий драматизм и подлинную трагедию, а XXI подарил миру новый феномен, названный "Пермский Моцарт" или проектом "Трилогия Моцарта-Да Понте", который открывала именно фееричная "Cosi fan tutte", принесшая Теодору Курентзису "Золотую Маску" в номинации "Лучший дирижер в опере", в 2012 была поставлена «Свадьба Фигаро», а в 2014 трилогия завершилась постановкой спектакля «Дон Жуан».
Сюжет довольно неприличный для XVIII века в наши дни вряд ли кого-нибудь удивит. Зрители искушены гораздо более запутанными интригами и гораздо более откровенными сценами. Интрига строится вокруг молодых офицеров Феррандо (насыщенный и деликатный Станислав Леонтьев) и Гульельмо (виртуозный Андрей Бондаренко), расхваливающих верность своих возлюбленных, сестер Фьордилиджи (Наталья Кириллова) и Дорабеллы (Мария Форсстрем), а старый философ, циник, затейник и знаток женщин Дон Альфонсо (Юрий Кисин) выражает искреннее сомнение в их стойкости. Он готов поставить эксперимент, развеять их максималистическую уверенность, заключить пари на сто цехинов: если в течение 24 часов офицеры будут выполнять его приказания, то, включив в игру камеристку сестер Деспину (Анна Касьян), увидят, что вся верность улетучится с легкостью и скоростью увертюры, а полагаться на верность женщин - как пахать море или сеять песок.
Надо сказать, что во всех спектаклях пермской трилогии "Моцарт - Да Понте" присутствует маскарад и герои существуют с широко закрытыми глазами: в "Свадьбе Фигаро" в женское платье перепрыгивает Керубино, переодетому Дон Жуану удается направить всех по ложному следу, в "Так поступают..." двое из ларца якобы отправляются на войну, а сами же переодеваются в албанцев и «перевлюбляют» женщин наискосок, когда каждый ухаживает за невестой друга. Первой сдастся Дорабелла: она не только принимает в подарок большое золотое сердечко на шею от Гульельмо, но и подарит ему медальон с портретом Феррандо. Фьордилиджи тоже не заставляет себя ждать.
На площадке - светлая зала, в которой расположены картины, кушетка, стулья, цветы, огромные люстры со свечами, парные колонны. За пределами дома - ярко пробивающееся в оконные и дверные проемы васильковое небо. На сцене - персонажи в фижмах, корсетах, париках и мундирах. Но при таком сюжете и внешнем оформлении "Cosi..." далек от условной буффонады, и тем более музея с пыльными экспонатами под стеклянным колпаками. В этом доме главенствует музыка, всюду жизнь, наполненная нюансами, размеренная, но динамичная, в сумасшедшем ритме, но с элегантными ариями, позволяющими подчерпывать новое и восхищаться давно известным. Это своеобразный Мариво от музыки с фирменным игривым мариводажем, состоящим из тончайшей смеси метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов.
Виртуозные терцеты, искусные квинтеты и острые секстеты отличаются сверкающей хрустальностью и профильтрованностью звука. Массовые сцены, в которых участвует хор под руководством Виталия Полонского, достигают максимальной ритмичности и четкости, работая широким и густым звуком, но оставаясь изящными и в меру сдержанными. Их звучание - тонкие переборы, пузырьки шампанского. Особо стоит отметить Наталью Кириллову в роли Фьордилиджи, которая являет собой воплощение женственности и порывистости. Тонкоголосая и сладкозвучная, обволакивающая голосом, будто медом, она с триумфом проводит партию, будто пробегает легкой поступью по росе.
Деспина Анны Касьян - лукавый черт в юбке, который с искрометностью Остапа Бендера проведет любого. Она зажигательна и убедительна, оторвана от земли и при этом очень конкретна в действиях, поет разными голосами, поддерживая ровный звук, существует в гротеске, но не уходит в кривляние.
Химия чувств, возникающая между возлюбленными, рождается и в оркестровой яме. Курентзис с музыкантами и солистами аккуратно и нежно используют магнетическое сочащееся нарастание и убывание звука, будто светотень в живописи. Тщательнейшим образом рассортировав по регистрам и октавам разнообразные музыкальные переливы, он сохраняет детскую красоту и чистоту, очаровывающее звучание извечной гармонии, запускает руками невидимых бабочек, мелко-мелко перебирая пальцами воздух. Нити влечений героев видимы и прочерчены музыкой, фирменные шустрые речитативы, поражающие артикуляцией, звучащие на кончике языка, остры и точно ритмичны, время пауз звучит сладкой болью, дарующей возможность ощутить смачное послевкусие в момент закрытия занавеса для перемены сцен.
В открытом финале все прощены, все все узнали, но ни зрители, ни герои не могут сказать как дальше сложится их жизнь, ведь остался осадочек, что именно так поступают все. С громом аплодисментов обрушивается вавилонская башня катарсиса, осколками задевая простую мысль, что за любовь порой приходится бороться с самим собой, а счастливым может быть лишь тот, кто неизменно верен истинным высоким чувствам, но только если он хоть на секунду по-настоящему жил, и влюблялся без чувства вины.
Этот спектакль - редкий пример слаженности и ансамбля, в котором невозможно представить себе певцов в отрыве от музыки, музыкальную ткань вне хора, работу дирижера без столь отточенной работы оркестра.
Если абстрагироваться от откровенной утопичности и не позволять себе вдумываться в вопрос "а как же у них это получилось?", то можно без всяческого затакта сказать, что перед нами пример грамотного и изящного подбора ингредиентов и дозировки для эликсира всеобщего осчастливливания. Не то все это причудилось - померещилось, будто вдали проплыло искусное облако кремового цвета с персиковыми завитушками, не то действительно сегодня к нам заходил Моцарт.
Карл Барт писал, что не знает, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но уверен, что в своем домашнем кругу они играют лишь Моцарта.
И, кажется, мы знаем под чьим руководством они музицируют.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!