Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

На Сцене-Молот Пермского академического Театра-Театра воспроизведена постатейно #КОНСТИТУЦИЯРФ усилиями режиссера Владимира Гурфинкеля, художника Ирэны Ярутис, драматурга Ксении Гашевой. Читайте подробности в репортаже нашего корреспондента Екатерины Нечитайло.

.#конституциярф

Дорога в ад вымощена благими намерениями, а «Сцена-Молот» Пермского академического Театра-Театра устлана телогрейками, сшитыми в единое полотно. У каждого советского человека должен быть припасен негласный тревожный чемоданчик, что выручит в случае прихода нежданных гостей, а у артистов, занятых в этом спектакле, они, разнокалиберные, почти всегда при себе. От гвоздей, что вытаскивали из стен новые жильцы комнат в бараках, оставался лишь след, а по бокам игровой площадки пока еще развешаны пальто и плащи черного и серого цветов. Если есть те, кто приходят к тебе, то найдутся и те, кто придет за тобой, а эти ребята еще и принесут с собой «#КОНСТИТУЦИЮРФ», подключив к процессу режиссера Владимира Гурфинкеля, художника Ирэну Ярутис, драматурга Ксению Гашеву. Декабристы будят Герцена, Герцен передает депешу, страницы истории перелистываются, все повторяется, статьи не обсуждаются, но исполняются. Азартно, лихо, беспощадно, с верой в то, что после красно – желтых дней наконец-то начнется и кончится зима.

#конституциярф

«Есть кое-что страшнее войны и кое-что ценнее жизни. Страшнее войны - резня. Ценнее жизни - человеческое достоинство», - пишет Светлана Алексиевич в своей книге «Время second hand». «#КОНСТИТУЦИЯРФ» – не этюды на тему свободы, но коллаж o реалиях, не битва статей, но попытка вычленить события, которые напрямую связаны с появлением конкретных формулировок, не игра в ужасы беспредела, но еще один поход по болевым точкам ХХ века. Не мелкие фрагменты, но целый фотоальбом, где живут люди, написавшие законы своей кровью. Принцип здесь примерно такой: на экран выводится конкретная статья, зафиксированная в документе 1993-его года, ниже появляются названия произведений-документов, смысл которых явно противоречит Конституции, артисты «разыгрывают» перед зрителями то, о чем идет речь. Читают тексты Светланы Алексиевич и Людмилы Улицкой, обращаются к Иосифу Бродскому и Даниилу Хармсу, увлекаются воспоминаниями Галины Вишневской и Евгения Евтушенко, произносят речи Анатолия Собчака и Дмитрия Лихачева. Кружась, выстраиваясь в линии, группируясь, весело пританцовывая, отчаянно выплясывая, скандируя стихотворения известных и не очень авторов, выкрикивая, шепча. Реанимируя дни из жизни одной абсолютно счастливой страны, в которой Мейерхольд тоже имел право на неприкосновенность, представители различных национальностей – на равноправие, люди – на мирную жизнь, застрахованную от тотального страха перед доносами, расстрелами, соседями и собой. Вот только родились они за несколько десятков лет до принятия спасительной бумаги.

#конституциярф

«Нам казалось, что свобода – это очень просто. Прошло немного времени и мы сами согнулись под ее бременем, потому что никто не учил нас свободе. Учили только, как умирать за свободу», - продолжает Алексиевич. Пространство, созданное художником Ирэной Ярутис, для жизни, кажется, не очень-то и приспособлено: холодно и сиротливо, нет ни одного яркого пятна, все серым-серо, отовсюду сквозит. Не то дело происходит в бараке, не то во времянке перед Белым домом, не то в некой стране, которой нет. Вот идет рассказ о событиях 91-го года, а на авансцене бравые парни дурачатся под «Танец маленьких лебедей»; вот звучат фрагменты из текста Алексиевич, а исполнители испуганно озираются, боясь лишних ушей; вот читается письмо капитана Колесникова, написанное на подводной лодке «Курск», а исполнителя в это время замуровывают при помощи чемоданов; вот все усаживаются перед одним костром на фоне «Детства 45-53: а завтра будет счастье» Людмилы Улицкой; вот ухарски поются частушки. Стоит отметить, что в этом спектакле строго соблюдён верный принцип, который беспробойно воздействует на зрителей: обо всем страшном следует говорить легко, просто и с улыбкой. Пережив, отпустив, плача внутри себя. Вот молодые мужчины рассказывают про количество жертв в Афганистане, замирают, всматриваясь в лица зрителей, а на первый план выходят девушки-машинисточки, что с улыбками вещают казенный текст о том, что «Ваш сын геройски погиб смертью храбрых». Да лучше бы он, как писал Вахтин, «жил жизнью нехрабрых».

#конституциярф

«Мы хотели перемен. А люди всего лишь хотели лучшей жизни»,- итожит Алексиевич. Сейчас, быстро, без оглядки и ответственности: на войне, в революции, в любви все средства хороши. В какой-то момент просмотра этой работы, острой, дерзкой, агрессивной, но рациональной, начинает казаться, что артисты вот-вот зачитают Шаламова и Мандельштама, запоют Вертинского, Цоя и «ДДТ», ударятся в тоску по Родине, которую они (мы) потеряли. И моментально разрушат доверительную интонацию. Но Владимир Гурфинкель, создавая историю про память, подсознательный страх, коллективную травму народа, останавливается буквально в шаге от перебора, не ударяется в иллюстрации, остается в границах хорошего вкуса, точно попадая в суть. Самое удивительное в этом спектакле то, что всем его исполнителям, образующим стажерскую группу Театра-Театра, чуть больше двадцати. События 91-го года они не застали, обо всем знают по рассказам мам и пап, жизнь в бараках видели лишь на фотокарточках. Конституция для них – некий документ, слово с хэштэгом, звук не пустой, но и не главный. Рискну даже предположить, что о многих произведениях, которые умело и точно собрала в единый текст Ксения Гашева, они узнали именно благодаря этому проекту, созданному, кстати, в копродукции с Ельцин Центром (Екатеринбург). И вот они, эти дети, которые транслируют авторскую позицию и выражают свое отношение, работают настолько деликатно, что диву даешься: здесь и азарт, и страсть, и неуспокоенность, и заинтересованность, и бережность, и подлинный стук пепла Клааса в сердцах. И почти нет ухода в пафос, белого шума, выкриков в духе агитбригады «Бей врага», которая смутно понимает цели и требования. Эти ребята – осознанный актив, братья и сестры «Отморозков» Кирилла Серебренникова, сгусток мятежной энергии, тот самый «народ Российской Федерации». Многонациональный, многострадальный, многобезмолвствующий, получивший наконец-то право слова. И говорят они его перед лицом своих товарищей: честно, громко, бесстрашно. За себя, за этих, за вон тех, за того парня, что не вернулся из Афгана, за ту девушку, которая прошла лагеря, за тех мужчин, бросившихся под танк, за тех женщин, похоронивших молодость в очередях. За всех, кто искренне верил, что однажды мы все будем счастливы.

Фотограф Дарья Попова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика