Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В рамках XI Международного Дягилевского фестиваля состоялась премьера оперы Аны Соколович «Свадьба». О совместной работе Теодора Курентзиса и Антона Адасинского рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

свадьба

Если верить режиссёру Эмиру Кустурице, то на каждой уважающей себя и гостей сербской свадьбе должно быть шумно, многолюдно, бесшабашно. Гуляют там до беспамятства, за одним столом собираются живые и мертвые, духовые орут так, что слышно на другом берегу Дрины. Балканский Феллини уверил нас в том, что на празднике рано или поздно нашкодит какой-нибудь игривый зверек, в свидетели можно брать черных кошек и белых котов, чрезмерное употребление алкоголя не вредит здоровью. После застолья молодые идут «По млечному пути», катаются, как в картине «Андеграунд», на островах, вплывают всей деревней на плотах во «Время цыган», а фильм, название которого вынесено в заголовок, что переводится как «Невесты приходят», может служить наглядным пособием для барышень, жаждущих поскорее выпорхнуть из родительского гнезда. Композитор Ана Соколович, режиссер Антон Адасинский, хормейстер Ольга Власова, Теодор Курентзис, выступающий дирижером и музыкальным руководителем проекта, предлагают взглянуть на церемонию и подготовку к ней совершенно с иной стороны: вместе с солистами Пермского театра оперы и балета и приглашенными танцовщиками они разыгрывают на сцене частной филармонии «Триумф» совсем другую «Свадьбу». Мрачную, мистическую, тревожную, вплетающую слова в косы, напевающую песенку с припевом: «Не ходите, девки, замуж, а то испугаетесь еще накануне дня бракосочетания».

свадьба

Итак, вы приглашены на сербский марьяж, что по традиции длится минимум три дня: девичник назначается на вечер субботы, воскресенье – венчание, а дальше начинается народное гуляние до потери сил, первая ругань, сцены из супружеской жизни. Но это все потом, когда-то, не с нами, а пока все гости Дягилевского фестиваля получают возможность подглядеть за первым вечером, понаблюдать за процессом последних приготовлений, оказаться за 12 часов до добровольной окольцовки. Сразу же стоит сказать, что «Свадьба» - не этнографический очерк, исследование ритуалов не конкретного народа, но человечества, своеобразный путеводитель по памяти. Настоящей, будущей, былой и невозможной. Шесть внушительных железных конструкций-кринолинов, на которые надеты юбки. Шесть певиц (Элени-Лидия Стамеллу, Ольга Власова, Альфия Хамидуллина, Анастасия Егорова, Надежда Павлова, Наталия Ляскова), которые «одеты» в эти юбки. Семь танцовщиков в белых хлопковых одеждах. Ни одного музыкального инструмента (разве что свистульки в одной из сцен). Статные девушки, находящиеся на конструкциях, красуются, выпевают сложные вокализы, активно украшают себя перед воображаемыми зеркалами; юные девы и один парень (Алексей Попов), работающие с телами, разыгрывают на планшете сцены некий причудливый ритуал. Первые смотрят свысока, улыбаются с холодком, готовы напасть в любой момент, вторые испуганно оглядываются, осторожно касаются друг друга, живут взаправду, Весь спектакль строится на соединении настоящего и представляемого, ожидания и реальности, своего и накрученного обществом, театрального и жизненного: вот одну из танцовщиц утыкают лицом в таз, а исполнительницы партий самозабвенно голосят, дерзко подхихикивая; вот самоуверенные дивы сходят с небес, а внизу вытанцовываются картинки из возможного брачного будущего; вот певицы стоят на авансцене, отбивая ритм, танцовщицы закручивают коло (национальный сербский хоровод), в центре стоит парень в красной рубахе и девушка в белом сарафане; вот фигуры одних замерли у задника, а силуэты других, выстраивающих голосами хорал, медленно отступают; вот при помощи свистулек возникает лес; вот танцовщицы, покатав парня на руках, подвешивают его за ноги на одну из конструкций. А вот происходит грызня Невесты (Надежда Павлова) с подружками, готовыми ее уничтожить. В лучших традициях фильмов про театральные интриги. Певицы – красивая картинка, оперная свадьба, макияж и поза, танцовщики – нечто настоящее, испуганное, натуральное, резкое, играющее в то, что пока недоступно, но обязательно случится. Как в «Дочки – матери», как в «Похороны», как в детстве. В какой – то момент даже начинает казаться, что режиссёр использует следующую арифметику: певица + танцор = один человек. Две стороны одной медали, взрослый и его внутренний ребенок, ситуация, когда снаружи держится лицо, а внутри бушуют костры. Антон Адасинский, основатель театра «Derevo», что славится щедрым использованием осознанных жестов, пластических выразительных средств, соединенных с духовным опытом, в этой работе себе не изменяет: мощный визуальный ряд, направленный на пробуждение ассоциаций, сопряжен с наглядным опытом превращения тел в энергетический инструмент. Вернее, опытом превращения тел в общий организм, у которого одна энергия и судьба. Постоянный соратник Адасинского художник Павел Семченко (один из основателей Русского инженерного театра «АХЕ») выстраивает пространство, что компактно, но монументально. Здесь все предметы являются своеобразными картами памяти: заряженными, наполненными, способными завести в потаенные уголки былого. По белому экрану расходятся густые световые заливки (художник по свету – Алексей Хорошев), отражающие настроения, переходящие от василькового к оранжевому, отсылающие к Роберту Уилсону; фотографии, что Попов раскидывает в середине спектакля, обращают к коллективному прошлому, юбки - конструкции не то сбежали из какого – то театра, где они служат много лет, не то покинули витрины, не то являются мемориалами, показывая в финале свои скелеты, невестам всех времен и народов. И все готовится к инициации: не то к женитьбе, не то к похоронам, не то к какому - то иному переходу в новое состояние, рубец от которого до свадьбы уже не заживет.

свадьба

Музыка оперы канадского композитора сербского происхождения Аны Соколович, европейская премьера которой прошла в 2015-м на фестивале в Экс-ан-Провансе, пересекается со «Свадебкой» Стравинского многочисленными резкими звуковыми всполохами, сложной ритмичностью, отсылками к народной музыке. Партитура будто бы соткана из попевок, причетов, выкриков; открытый народный звук перетекает в строгий академический; звучание погружает в некую сказку, но не отдает архаикой; Теодор Курентзис руководит не хором, но ритмом спектакля, который сложен, рван, переменчив и строптив. Исполнительницы под управлением хормейстера Ольги Власовой ведут свои партии с азартом, самозабвением, легкой опаской, что с лихвой оправдывается предсвадебным волнением, которым охвачены все причастные. Здесь и озвученное дыхание, и вскрики, и биты, и мелодекламация, и витиеватые вокализы, и строки на сербском. Стоит отметить, что пока спектакль не складывается в единое полотно, оставаясь чередой крепких номеров и зарисовок, но мощной красной нитью, начинающей процесс сшивания, становится Надежда Павлова в роли Невесты. Она, подлинно проживающая, проходит все стадии принятия своего положения: и испуг, и гнев, и смирение, и радость, и облегчение. Ее голошение неистово и терпко, шепот пронзителен, заговоры колки, а финальная ария, наполненная переливами, и вовсе напоминает реквием по последнему вечеру детства, что вот – вот закончится.

свадьба

В Сербии есть свадебный обычай: когда невеста после всех обрядов входит в дом жениха, то устраивается пальба (а потом, кстати, платится штраф, что изначально внесен в графу расходов). Спектакль Адасинского – выстрел, полет без сопровождения инструментов, пуля, способная и ударить в яблочко, и отскочить рикошетом, задевая области, которые ничего подобного не ожидают, и не попасть в цель вовсе. Не до конца видишь место запуска, не сразу все осознаешь, оглушаешься, начинаешь судорожно думать, вспоминать, копаться. И не можешь рассказать фабулу, потому что сон и реальность здесь кружатся в одном хороводе, потому что Адасинский все свои спектакли выстраивает на ассоциативных рядах, потому что не всегда имеешь возможность (в связи с особенностями площадки) увидеть все досконально. С одной стороны, последний факт не может не огорчать. С другой стороны, это обстоятельство усиливает момент подглядывания, таинства, подсвечивает неправомерность нахождения зрителей в этой девичьей комнате. Выдается сильнейший хоровой фрагмент, силуэты замирают в контровом свете, сиротливо высятся скелеты юбок, затихают голоса, пути назад нет. И зрителям больше здесь не место: на рубеже, у поворота, перед финальной точкой. У черты, к которой девушка продходит невестой, а за ней уже становится настоящей женой.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика