Ни для кого не секрет, что образование в России и в Европе/США отличается. В первую очередь, самой системой. А еще – форматом образовательного процесса, отсутствием слова «сессия», более понятной жизнью после получения диплома и наличием кредитов. Нет, других кредитов.
Составление расписания
Самое главное отличие зарубежной системы образования от нашей – это отсутствие фиксированного расписания. В странах Европы и США существует система модулей, каждый студент сам составляет своё расписание. Поэтому отсутствует понятие «группа», так как нет определенного состава студентов (слова «группа» нет, есть – class).
Причем один и тот же класс могут вести разные преподаватели в разные дни недели. Такая система очень удобна, особенно для работающих студентов. Ограничение существует лишь по приоритету класса. Нельзя взять физику второго уровня, пока не пройдёшь первый; «химические процессы» нельзя взять, пока не пройдены две общие химии и так далее. Но не имеет значения, возьмёт студент класс «Философия» в первый семестр или в последний.
В российских же вузах студент полностью зависит от расписания, которое составляется совершенно без его участия. Это лишает его возможности распоряжаться своим временем и процессом обучения, не говоря уже о трудностях совмещения учёбы (особенно на очном отделении) и работы.
Читайте также
Однако, обратной стороной модульной системы стоит отметить очень высокий риск «вылететь» из вуза из-за неуспеваемости, и это очень распространенная практика. Рейтинг отчислений в некоторых странах составляет 40%. Это говорит о том, что получить образование в Европе, обратите внимание, не поступить, а получить, куда сложнее, чем в средних российских университетах. Это требует большой мотивации и настоящего посвящения себя учёбе. Даже из частного европейского колледжа едва ли удастся выйти с дипломом, ничего не делая и являясь на лекции раз в месяц.
Если бы это было так, то европейские частные университеты зарекомендовали бы себя так же, как российские, для окончания которых, порой, кроме денег ничего и не нужно.
Система кредитов
Обучение в вузах США строится на системе кредитов. Кредит – своеобразная зачетная единица. Обычно он состоит из одного академического часа в неделю в течение одного семестра. Курс обучения состоит из определенного числа кредитов (unit). Как правило, оговорено минимальное количество часов – «юнитов», обязательных к изучению.
К примеру, три кредита – это занятия два раза в неделю по полтора часа, итого: три часа занятий в неделю. Чтобы студент считался полностью занятым (очником), ему необходимо иметь как минимум 12 кредитов за каждый семестр. Обычно, студенты не ограничиваются минимальным количеством кредитов, а берут те классы, которые считают необходимыми и полезными в своей профессии в дальнейшем.
Как правило, для бакалаврской степени достаточно 120-130 кредитов, для магистерской – 30-45. Во многих американских университетах есть возможность изучать сразу несколько специальностей, причем они могут быть совершенно разными. Например, «Инженерия» ¬¬+ «Философия», «Бизнес» + «Музыка».
Большое внимание уделяется самостоятельной, исследовательской работе. Студенты много времени проводят в библиотеках, лабораториях и научно-исследовательских центрах.
Стоит сказать и о том, что предусмотрена возможность учиться в летнее время, то есть в год может быть не принятые два семестра, а три. Это позволяет сократить время обучения. Поступить в вуз возможно в течении любого семестра на протяжении всего года обучения.
Деление классов на группы
Все предметы делятся на две группы – главные, относящиеся к профессии, и второстепенные (под словом «группа» имеется в виду «группа предметов, объединённых общими признаками»).
Каждый студент (в США) обязан взять два курса английского языка, два курса истории Америки, два курса устройства правительства, и еще по классу искусства и социологии. Это не означает, что в вузах США есть «левые» предметы. Они предлагаются на последних двух годах обучения в школе, в университете остается взять лишь один-два класса, чтобы закончить все второстепенные предметы. К тому же, по сравнению с профильными классами, второстепенных очень мало.
Есть другой способ избавиться от второстепенных предметов – пройти их в колледже. Так делают очень многие. Это намного дешевле и проще, а после двух-четырех семестров успешного обучения можно попробовать поступить в университет.
Кстати, выпускаться из колледжа необязательно, можно просто перевестись в выбранный университет.
Профессиональные классы делятся на три группы:
- Подготовительные. Нужны в последующем. Например, базовая физика или химия.
- Профильные. Непосредственно относятся к специальности. Например, химические процессы или органическая химия.
- Специфические (выборочные). Студент выбирает сам с учетом своей специальности.
Классов можно брать больше, чем требуется. Даже из магистратуры.
«Тяните билет»
Самого понятия «экзаменационная сессия» не существует. Сессия – это процесс обучения, который не делим и непрерывен. В вузах Европы и США нельзя прийти на экзамен и сказать «здравствуйте, приятно познакомиться, я не был на занятиях, но подготовился». Занятия в виде прочтения лекций не распространены в зарубежных вузах. Всё проходит динамично: в виде семинаров, дискуссий, обсуждений. Студентов учат мыслить критически, грамотно отстаивать свою позицию.
Каждый предмет имеет определённую структуру оценки, но, чаще всего, в течение семестра проводится несколько экзаменов, которые составляют 15% от общей оценки. Также отдельно учитываются контрольные и домашние работы. В конце семестра проходит «финальная неделя»: проводится экзамен на знание всего материала, пройденного за семестр.
Стоит отдельно сказать о том, что преподаватель даёт возможность заменить финальным экзаменом самый худший семестровый экзамен (при условии, что балл финального выше). Аналогичная система с домашними работами и контрольными. Самый худший балл не считается (вместо, например, 11 заданий считают 10).
Структура процентов может меняться в зависимости от лабораторных, презентаций и проектов. Главным остается то, что весь семестр необходимо работать очень добросовестно.
Все классы, которые изучались в течение семестра, складываются в общий средний балл или GPA (Grade Point Average).
Чаще всего, все экзамены – письменные, задания заранее неизвестны. После экзамена проводится детальный разбор и решение всех задач, чтобы ни у кого не осталось вопросов и непонимания.
А может, списать?
Конечно, списать можно всегда, хотя сделать это будет очень сложно. Но есть большое «но», которое заключается в однокурсниках. Скрыть факт списывания от них будет невозможным. Это создает дурную славу и неуважение с их стороны.
Но стоит отметить, что довольно часто экзамены проводятся с открытыми учебниками, конспектами, ноутбуками и даже гуглом, нельзя только работать в группах и списывать у соседа. Задания на экзамен дают такие, что если не учиться в течение семестра, то никакой учебник или гугл не помогут.
А что потом?
Теперь о главном – о трудоустройстве. У любого вуза есть внутренний сайт, куда студенты могут подавать резюме и там же посмотреть вакансии от компаний. Всё как на сайтах по поиску работы. Работодатель выкладывает вакансию, вы отправляете на неё резюме, если отвечают, проходите интервью. Средний балл играет свою роль: чем выше он, тем выше зарплата, которую предложат. Среди престижных компаний разворачивается борьба за самых лучших студентов, из оставшихся выбирают средние и мелкие компании.
Но если говорить о США, то в первую очередь работой обеспечивают граждан, а уж вторым потоком – иностранцев. У самых лучших студентов-иностранцев возникают проблемы с трудоустройством в США. Помимо специальных сайтов, университеты проводят дни открытых дверей, где работодатели беседуют со студентами и принимают резюме от желающих работать. Возможности найти «место» есть всегда и везде, главное искать.
Это всё?
Система обучения в США построена так, что после того, как студентам дали фундаментальные знания, их сразу учат применять на практике, то есть нет ощущения «оторванности» от производства. Ценится критическое мышление и креативность, поэтому студентам факультетов бизнеса, социологии и экономики предлагают решить проблему, которая существует в реальности или создать свой собственный стартап, который в последствии может быть даже профинансирован.
В вузах США распространены клубы по интересам. В каждом колледже или университете их насчитывается несколько десятков. Это могут быть клубы спортивные, художественные, литературные и даже любителей кактусов. Каждый найдёт что-то по своим интересам. Такие сообщества открыты для всех учащихся и пользуются популярностью у иностранных студентов.
И, конечно, вузы США – самые интернациональные в мире. По разным данным, сегодня в высших учебных заведениях Соединенных Штатов Америки обучаются от 700 до 900 тысяч студентов из разных стран мира. В некоторых вузах число иностранных студентов доходит до отметки 40-50 процентов от общего числа учащихся.
Вы что, хотите, как в Европе?
Говоря об учебе в Европе, стоит отметить возможность легко и быстро перемещаться по всем европейским странам, что позволяет студенческая виза. Не нужно тратить на это большие деньги. Можно посетить самые лучшие города на выходных, причем как захочется: на машине, автобусе, поезде, самолете.
Международная среда обучения. Число иностранных студентов в таких европейских бизнес-школах, как HEC и London Business School, составляет 75-85% соответственно, в то время как в американских бизнес-школах их доля составляет 30%.
Изучение нескольких европейских языков. В Европейских университетах даётся возможность изучить не только английский, но и другой иностранный язык. Это явно добавит привлекательности резюме. Почти все европейские школы предлагают программы на двух языках – английском и местном.
Экономия времени. Продолжительность учёбы обычно составляет три-четыре года на бакалавриате и один год на магистратуре. В то время как в США, Австралии и Канаде бакалавриат обычно предлагают на четыре года и на два магистратура. Европейские программы очень интенсивны.
Образование в Европе дешевле. Это не тайна, обучение в США намного дороже, например, учёба на английском языке в университетах Нидерландах или Испании обойдётся намного дешевле. А во многих странах до сих пор сохранено бесплатное обучение или очень низкая стоимость для иностранцев (около 1000 евро в год). Например, это работает в Норвегии, Германии, Чехии и Италии. Дешевле только программы обучения в Китае.
Разнообразие программ обучения. Например, бизнес-школа Бордо во Франции предлагает удивительную программу MBA – «менеджмент аккредитованного вина и спиртных напитков». А Италия — страна №1 в Европе и в мире, куда приезжают за высшим образованием в дизайне и моде. В этой небольшой европейской стране каждый год выпускают тысячи талантливых модельеров, художников, дизайнеров. Кроме специальностей, традиционных в Великобритании, в университете Ливерпуля учат профессиональных «битломанов». Степень магистра можно получить по специальности «The Beatles, популярная музыка и общество». Студентам предлагается ознакомиться с дисциплинами: «Ливерпуль в творчестве The Beatles», «Музыковедение и The Beatles».
Итого
О зарубежном образовании можно говорить ещё очень долго. Если приложить усилия, этого может добиться каждый. Но главное в другом: не так важно, где вы сейчас, важно то, готовы ли вы учиться и умеете ли вы это делать правильно.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!