Если красота в глазах смотрящего, то лучший способ выразить её — сфотографировать момент. Хорошие кадры могут вызвать бурю эмоций у зрителя и научить смотреть на привычные вещи по-новому. Сегодня мы расскажем о восьми выдающихся фотографах, чьи приёмы и идеи в разное время изменили понятие «фотографии» и навсегда оставили свой след в истории искусства.
Рекомендуем посмотреть работы фотографа Дениса Романова. Сайт
Ричард Аведон, 1923–2004 гг.
Фото: George Rose
По слухам, первым портретом американского фотографа стал снимок соседа семьи Аведон — русского композитора Сергея Рахманинова. Однако в настоящее время портрет утерян. Ричард сделал эту фотографию в возрасте 9 лет, а ещё через 14 лет чёрно-белая серия пляжных фотографий, созданная Ричардом Аведоном, украсила страницы журнала «Harper’s Bazaar».
Профессиональную карьеру фешн-фотографа Ричард начал в 1940-х годах, когда глянцевые журналы набирали популярность. Позже Аведон начал сотрудничать с такими моделями, как Сьюзи Паркер, Довима, Твигги, а также с известными деятелями искусства, например, Джоном Ленноном и Мерилин Монро и с популярными политиками Джошем Бушем и Дональдом Рамсфельдом. Работы Аведона украшали обложки и страницы самых модных журналов — «Vogue», «Harper’s Bazaar», «Vanity Fair» и других.
Фото: Ричард Аведон
Отличительной особенностью стиля фешн-фотографа стали его непостановочные портреты и выбор необычных для тех лет локаций съёмок. Героев своих снимков Аведон не заставлял натянуто улыбаться, а настаивал на их естественных эмоциях: тоске, удивлении или даже скуке. Мастер выводил моделей в самых шикарных нарядах от дизайнеров на улицы и в парки городов, в кафе или музеи, чтобы выделить этот гламурный шарм на фоне обыденности.
В возрасте 35 лет Ричард Аведон удостоился звания одного из лучших фотографов XX века по версии журнала «Популярная фотография».
Себастьян Салгаду, 1944 г.
Фото: Tomás Arthuzzi
Себастьян Салгаду — бразильский фотограф, чьи работы далеки от мира глянца или киноиндустрии. Его фотографии посвящены самой жизни.
Салгаду снимал культурную жизнь африканских и латино-американских племён и общин, делился с миром фотографиями рабочих на кофейных плантациях Бразилии, Эфиопии, Индии и Гватемалы, работал над пейзажами дикой природы в отдалённых местах планеты, чтобы привлечь внимание общественности к экологическим и социальным проблемам. Наиболее известной работой Сальгаду стала серия «Серра Пелада», посвящённая одноимённому руднику в Бразилии и адским условиям труда в этой шахте. Непревзойдённый мастер социальной фотографии.
Фото: Себастьян Салгаду
В 2014 году на Каннском кинофестивале был представлен документальный фильм «Соль земли», посвящённый жизни и творческому пути Салгаду. Кинолента раскрывает историю нескольких проектов, которые Себастьян начал ещё в 1973 году. Эти проекты были посвящены негативным последствиям капитализма: эксплуатации людей и голоде, забастовках и восстаниях, войнах и геноциде. Через год фильм получил номинацию на «Оскар» как «Лучший документальный фильм».
Энни Лейбовиц, 1949 г.
Фото: Энни Лейбовиц (селфи)
Эта мастерица портретных фотографий пользуется завидной популярностью у молодёжи в социальных сетях: её работы часто публикуют различные сообщества, сопровождая восторженными подписями. Самыми известными её снимками стали фотографии беременной Деми Мур для обложки модного журнала «Vanity Fair», молодого Лео Ди Каприо, чью шею изящно обнимает белый лебедь, а также обнажённой Вупи Голдберг, лежащей в ванной с молоком.
Настоящей визитной карточкой Лейбовиц стала фотография голого музыканта Джона Леннона, страстно обнимающего свою жену Йоко Оно. К сожалению, этот узнаваемый снимок стал последним для музыканта — через несколько часов после фотосессии музыканта не стало.
Фото: Энни Лейбовиц
Энни Лейбовиц считается настоящим «фотографом рок-н-ролла» — она стала автором множества обложек журналов «Rolling Stone», «Time», «Interview», «The New York Times» и «Vanity Fair». В её объектив попал едва ли не весь Голливуд — с фотографом желают сотрудничать не только актёры и музыканты, но и другие мировые знаменитости, в том числе политики. Так, мастерица успела посотрудничать с королевской семьёй, уговорив Елизавету II сняться без короны, запечатлеть Михаила Горбачёва, сидящим в автомобиле с сумкой от Louis Vuitton, а также заснять Барака Обаму.
Уникальный стиль Энни Лейбовиц заключается в её умении снять не просто портрет человека, но и заглянуть в душу героя, раскрыть его характер и потаённые чувства. Лейбовиц — настоящий гуру в портретной съёмке.
Ирвин Пенн, 1917–2009 гг.
Фото: The Irving Penn Foundation
Когда-то Пенн учился в школе искусств и готовился стать искусным художником. Свой путь он прокладывал через редакцию журнала «Harper’s Bazaar», где работал курьером и одновременно помогал своему учителю Алексею Бродовичу — арт-директору журнала — в рисовании эскизов для издания.
После семи лет сотрудничества Пенн уволился и через год стал ассистентом арт-директора другого модного журнала — «Vogue». Молодой художник был полон новых идей относительно обложек издания, но не находил поддержки среди коллег. Тогда Ирвин сам взял в руки камеру и воплотил свою идею в жизнь. В 1943 году его фотография впервые попала на обложку «Vogue». Так Пенн оставил мечты о карьере художника и обрёл новое призвание в жизни, став одним из самых востребованных и знаменитых фотографов ХХ века.
Фото: Ирвин Пенн
Работы Ирвина стали культовыми — фотограф со всей ответственностью и креативом подходил к созданию идеальных кадров. Пенн создавал сценарии к своим фотосессиях, прибегал к новым приёмам и методам съёмки, что привело к созданию собственной фотостудии. Он стал одним из первых, кто начал использовать белый и серый фоны в своих работах для гламурных журналов.
В объектив фотографа попали не только модели, но и знаменитости, например, художники Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, режиссёр Альфред Хичкок, актёр Аль Пачино и другие деятели искусства.
Ева Арнольд, 1912–2012 гг.
Фото: David Eustace
Свой путь в мире фотографии Арнольд начала в 1946 году, когда работала на заводе в Нью-Йорке, но настоящим профессионалом ощутила себя спустя два года — тогда она попала в журнал «Harper’s Bazaar» под руководство ранее упомянутого Алексея Бродовича. Там Ева сделала первые шаги в мире фото- и фешн-журналистики, став впоследствии первой женщиной, получившей членство в международном агентстве Magnum Photos, славящимся именитыми фотографами и высокими требованиями к фотографии.
Снимала Арнольд преимущественно женщин. Для Евы Арнольд таланта в фотографировании было мало — ключом к успеху стали бесконечное любопытство и стремление настроить контакт с человеком, понять его характер и историю. Сама фотограф говорила: «Я была бедна и хотела документировать бедность; я потеряла ребёнка и была одержима рождением; я интересовалась политикой, и хотела знать, как она влияет на нашу жизнь; я — женщина, и я хотела узнавать о женщинах».
Фото: Ева Арнольд
Её портреты наполнены силой и в то же время нежностью. Для Евы Арнольд позировали многие знаменитые женщины, в числе которых её близкая подруга Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер и сама королева Елизавета II. Но кроме звёзд кино и влиятельных политиков фотограф снимала и обычных женщин: матерей, работниц предприятий, пациенток психиатрических больниц, случайных прохожих. Она работала в СССР, Китае, Афганистане, Египте, на Гаитии, откуда привозила фоторепортажи о местной жизни, политических ситуациях, забастовках.
Дэвид Лашапель, 1963 г.
Фото: David Edwards
Ассоциация American Photo включила Лашапеля в топ-10 самых значимых людей в мире фотографии. Дэвид — один из влиятельнейших фотографов современности, чьи дерзкие и смелые работы часто вызывают яркую реакцию у фанатов и критиков. Фотографа либо называют гением за кричащие снимки, либо обвиняют в излишней коммерцизации своих работ.
Стиль Лашапеля действительно узнаваем, ведь Дэвид — мастер поп- и сюрреалистической фотографии. В его снимках причудливо могут сочетаться религиозные мотивы и пошлость, обыденное и странное, естественное и фантастическое. Неординарность — визитная карточка Лашапеля. Многие знаменитости горят желанием поработать со «вторым Дали», не боясь показаться на снимках в непривычных и провокационных образах.
Так, примерить необычный для себя образ не побоялись Леди Гага и Эминем, позировавшие для фотографа обнажёнными: певица была одета лишь в прозрачные пластиковые пузырьки, а репер и вовсе прикрывался единственной динамитной шашкой (причём горящей!). В новом для себя амплуа попробовал себя и Майкл Джексон: на одном из снимков его тело держит Иисус Христос, а на другом певец представлен в образе ангела, победившего самого Дьявола.
Фото: Дэвид Лашапель
Помимо фотографии, творческая биография Дэвида содержит и режиссёрские станички. Так, он снял клип для Эми Уайнхаус на песню «Tears Dry on Their Own» и чёрно-белый клип для Кристины Агилеры на трек «The voice within».
Излишний креатив и нарочито блестящие фотографии помогают Лашапелю поднимать важные для него темы — затейливость фантастических миров, бессмысленность и вред потребительства, сексуальную раскрепощённость.
Маргарет Бурк-Уайт, 1904–1971 гг.
Фото: Альфред Эйзенштадт
Маргарет Бурк-Уайт преуспела в фотографии и фотожурналистике, став первой во многом: она стала первым западным фотографом, которому было разрешено посетить промышленные объекты СССР, первой женщиной-фотографом в американском журнале «Life», а также первой женщиной военным фотокорреспондентом.
Бурк-Уайт считают легендой фронтовой фотографии — её снимки первых дней эвакуации Москвы в 1941 году облетели весь мир и вошли в написанную фотографом книгу «Снимая русскую войну», в которой женщина описала сражения глазами человека с Запада. Вскоре после визита в Москву и начала войны Маргарет покинула Советский Союз, но вернулась на фронт в 1945 году — снимать освобождённую от нацистов Германию и выживших заключённых в концлагере Бухенвальд.
Фото: Маргарет Бурк-Уайт
Но и после Второй Мировой войны Бурк-Уайт не оставила своё призвание военного фотожурналиста — сразу после войны она направилась в Индию и Пакистан, где началась война за независимость, в конце 40-х вела фотохронику о последствиях трудового рабства в Южной Африке, а через несколько лет побывала в Корее, где работала над фоторепортажами, когда страна разделилась на два государства.
В её объектив попали важнейшие личности ХХ века: Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Махатма Ганди, папа Пий XII и многие другие. Она не просто снимала репортажи, а показывала всему миру грязь, бессмысленность войны и человеческие страдания. Позже Маргарет Бурк-Уайт признавалась, что смотреть на ослабленных войной людей ей удавалось только через объектив камеры.
Александр Родченко, 1891–1956 гг.
Фото: Музей «Московский дом фотографии»
Александра Родченко считают одним из самых выдающихся фотографов не только Советского Союза, но и мира. Он был одним из основоположников конструктивизма и одним из первых создателей советской рекламы — его рукой были созданы многие агитационные плакаты большевиков, сняты фотографии передовиков производства и проиллюстрированы десятки книг.
Большое влияние на стиль и творческий путь Родченко оказали футуристы и их «Пощёчина общественную вкусу». Именно благодаря авангардному течению Родченко стал использовать в своих работах геометрию, создавать коллажи, выбирать необычную перспективу и экспериментировать с ракурсами. За последнее его часто критиковали, обвиняя в неумении передавать истинный характер героев.
Однако его идеи относительно фотографии стали по-настоящему новаторскими. Родченко нарушал все каноны фотографии тех лет, снимая то снизу вверх, то сверху вниз, выстраивая диагональную композицию и делая изображение объёмным и «живым». Родченко также не боялся использовать фотомонтаж, совмещая несколько разных снимков и накладывая на фотографии агитационные лозунги — самой известной подобной работой стал плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», на котором «муза авангарда» Лиля Брик призывает сограждан покупать и читать книги.
Фото: Александр Родченко
К сожалению, с приходом тоталитаризма в Союз в конце 20-х годов Родченко и других авангардистов начали обвинять в копировании западных тенденций. Большой приверженец революционных и социалистических идей Александр Родченко был очень огорчён политикой государства и вскоре отказался от оригинальных идей, вернувшись к привычным советским канонам в фотографии.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!