Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В преддверии Хэллоуина в России все чаще призывают бойкотировать западное празднество, обвиняя его в сатанизме, чуждом «братьям-славянам». Однако те тоже знали толк в бесовстве. В России издревле был свой Хэллоуин — Коляда.

Защита от нечисти

Древние кельты делили год на две равные половины: светлую и тёмную. В стык двух сезонов, ночь с 31 октября на 1 ноября, они праздновали Самайн — окончание одного сельскохозяйственного сезона и начала следующего.

Кельты верили, что именно в последнюю ночь уходящего года в мир живых проникают страшные духи. Чтобы отпугнуть их, люди гасили в домах огонь, надевали звериные шкуры и разрисовывали лица, а потом отправлялись прыгать через костры и петь непристойные песни. Для защиты домов они оставляли страшных «сторожей» — вырезанные фигурки из репы.

The Púca festival в Ирландии воссоздает дух древнекельтского Самайна. Фото: Майлз Шелли.

После принятия христианства Самайн был запрещён. В VIII веке 1 ноября стало Днём всех святых (All Hallows Even, сокращённо — Halloween). По своей сути он очень напоминал языческий праздник. Считалось, что в этот день души умерших возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых.

В настоящее время Хэллоуин потерял своё историческое и религиозное значение и стал популярным среди молодёжи поводом собраться и весело провести время.

Ряженые и ублажённые

Коляду на Руси праздновали с 25 декабря по 6 января — это время совпадало с сильными морозами и, как гласили поверья, самыми неистовыми гульбищами нечистой силы. В эти дни народ облачался в костюмы из рогов, шкур и масок, колядовал, пел песни, гадал и ходил по домам. Традиция эта появилась еще до распространения христианства у славян-язычников. Колядовщики выступали в роли духов предков, которые проведывали своих потомков и приносили залог урожайного года и благополучия. Чтобы получить их «благословение», нужно было ублажить ряженых — дать им гостинцы и подарки. Принимались и денежные подношения.

«Коляда, коляда / Отворяйте ворота, / Доставайте сундучки, / Подавайте пятачки. / Хоть рубь, / Хоть пятак, / Не уйдём из дома так! / Дайте нам конфетку, / А можно и монетку. / Не жалейте ничего, / Накануне рождество!», — гласит самая известная колядовальная песня.

Скупым колядовщики шутливо предрекали разорение, а порой и смерть: «На Новый год осиновый гроб, кол да могилу, ободрану кобылу».

«Коляда». Владимир Чумаков-Орлеанский.

Обряды сопровождались тем, что сейчас назвали бы бесовством: шумом, звоном, грохотом, лязгом железных предметов. Развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой и нецензурной лексикой.

«Спустилась ночь накануне светлого христианского праздника… На земле продолжалось веселье: ...по улицам гуляли толпы молодых ребят и девчат, ряженные в вывернутые мехом вверх шубы и звериные маски... Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики... Парубки шалили и бесились вволю... Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи… высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу… Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться», — пишет Гоголь про Коляду в знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Добавить тыквы, убрать колбасу и перелистнуть календарь с Сочельника на канун Дня Всех Святых — получаем Хэллоуин в том виде, в котором знаем его сейчас.

Светильники Джека — тыквы с вырезанными на них лицами — в славянской традиции, к слову, тоже существовали. И. А. Морозов, один из антропологов РАН, в своей книге писал: «Осенью тыквы поспеют, их вычищали изнутри, прорезали глаза, рот, ставили туда свечку и подносили к окнам».

Так почему всё же Хэллоуин?

Учитывая все схожести Коляды и Хэллоуина, вопрос противников последнего кажется вполне резонным — зачем нам западный праздник, если есть почти такой же, но свой?

Празднование Хэллоуина в России. Фото: Евгений Биятов. РИА Новости.

Ответ, к сожалению, лежит на поверхности. Сегодня Колядки превратились в архаизм, никак не сочетающийся с современной практикой. Вряд ли 6 января «толпы молодых ребят и девчат, ряженные в вывернутые мехом вверх шубы и звериные маски» выйдут на улицу и пойдут петь песни про пятачки и ободранных кобыл. Впрочем, жители деревень и российской глубинки Коляду все же празднуют. Впрочем, где-то его всё же отмечают — с тем же отрывом от религиозного и исторического значения, что и западный праздник.

Противники Хэллоуина строчат авторские колонки, обвиняя молодёжь в глупости, безответственном отношении к развлечениям и безвольной приверженности Дню чужих святых. Каждый подобный монолог обязательно сопровождается напоминаем о том, Хэллоуин не приносит никакой пользы и лишь обогащает владельцев фирм, занимающихся праздничной атрибутикой.

Против Хэллоуина выступал в том числе и депутат Госдумы Виталий Милонов, известный своими предложениями о запрете всего, что ещё не запрещено. Особенно депутата возмутила идея проведения праздника в коронавирусное время.

«Из-за оккультно-народного происхождения этимологии этого праздника его проведение не должно допускаться. Тем более это праздник, при котором люди близко находятся друг с другом, в частности употребляют неограниченное количество алкогольных напитков», — подчёркивал Милонов в разговоре с журналистами.

Коляду многие противники Дня всех святых возносят как «светлый праздник», от которого веет добром и очарованием Рождества. Однако, как мы уже выяснили, по своей сути Колядки не сильно отличались от «бесовского» Хэллоуина. На это указывают и российские верующие, которые выступают за запрет Коляды — торжества языческого, интегрированного в православную жизнь русского народа, — и призывают праздновать только «светлые» христианские праздники.

В этом году все противники Хэллоуина могут спать спокойно — вечеринки в честь праздника отменены по всей стране и никто, к счастью, не сможет ни обогатиться на «братьях-славянах», ни привлечь их к оккультно-народному бесовству.

Фото на обложке: Современные ряженые в Москве. Источник: daily.afisha.ru.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика