В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского. Каждый, если и не читал его роман «Преступление и наказание», то хотя бы слышал о нём. Даже итоговое сочинение школьников в этом году отсылает к известному роману. В нашем материале разберёмся, как эта тема актуализирована в русской и зарубежной литературе.
Разные авторы исследуют совершенно разные виды преступлений. Одни — против людей и мира, другие — против себя. В христианской морали, которая безусловно повлияла на авторов прошлых эпох, преступление против себя представляется чем-то более серьезным, нежели против другого живого существа. Особенно если речь идет о самоубийстве — грехе, в котором нельзя раскаяться. Тем не менее свое наказание находят и литературные герои, переступившие не только через свои личные границы и ценности, но и совершившие преступления против других. Это тематическое направление стоит осмысливать с точки зрения морали, закона, этики, ассоциировать с понятиями стыда, совести, раскаяния и ответственности.
Для составления топа корреспондентки «Портала Субкультура» поговорили с Оксаной Рычаговой, эксперткой по подготовке к ЕГЭ, преподавательницей русского языка и литературы.
И главная особенность текстов, размышляющих на эту тему, — осмысление наказания не как юридических санкций, а как мук совести. На это обращают внимание и литературоведы, и обычные читатели.
«Во многих произведениях юридические последствия преступления являются фоном для внутренних переживаний героя. Например, в «Преступлении и наказании» сам сюжет построен на расследовании Порфирия Петровича, на страхе и ожидании Раскольникова суда и каторги. Но смыслом, основной «начинкой» романа являются именно душевные терзания и муки совести персонажа, они оттеняют и дополняют сюжетную линию. На этой двойственности построены многие детективы: от Диккенса и Конан Дойля до современных книг Акунина. Чаще всего авторы приходят к выводу, что ни общество, ни суд не могут человека наказать сильнее, чем его совесть. Тот же Достоевский говорил: «Совесть — это действие Бога в человеке», — отмечает Оксана Рычагова.
Рассмотрим, какие книги стоит почитать на эту темы. Возможно, вы найдёте здесь то, что совсем не ожидаете увидеть.
Читайте также
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
Раскольников совершает преступление против других людей, чтобы проверить свою теорию и узнать, он — «тварь дрожащая или право имеющий». В романе заметно, что автор не считает мотивы своего героя достаточными для такого поступка. Поэтому усмиряя в итоге пыл и гордость Раскольникова, писатель заставляет его раскаяться и пострадать за свои грехи.
Если вы еще не успели подробно познакомиться с романом Достоевского, но понимать хоть в какой-то мере этого автора хочется уже сейчас, предлагаем вам начать с фильмов, снятых по его произведениям. Первой экранизации по «Преступлению и наказанию» — 112 лет!
Для тех, кто готовится к итоговому сочинению, отметим, несмотря на то, что тематическое направление итогового сочинения прямо отсылает к этому роману, его не запрещено использовать для аргументации своей позиции. Пожалуй, он может занять особое место в ваших рассуждениях.
«Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд
Этот роман — яркий пример, как герой может долгое время безнаказанно преступать границы закона и нравственности, совершать злодеяния против других и себя, заглушив голос совести, а в конце все-таки найти свое наказание.
«Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам», — говорит Уайльд.
Так Дориан жил по своим желаниям, а его злодеяния отражались лишь на его портрете, не на нем самом. Но эта легкость бытия оказалась временной. Дориану пришлось расплатиться, а «в своих расчетах с человеком Судьба никогда не считает свой долг погашенным».
Это произведение можно использовать как аргумент, если вы пишете про преступления против себя и против другого человека, потому что и тем, и тем Дориан знаменит сполна и может стать подходящим примером.
«Ионыч» А. П. Чехов
Не самый очевидный рассказ для нашего топа. И тем не менее Ионыч — герой, который совершает преступление против себя самого, отказываясь от своего первоначального я. Изначально молодой доктор Дмитрий Старцев — это живой, интересующийся, умеющий любить человек. Он всегда ходит пешком за неимением денег на транспорт. Пешие прогулки воспринимаются как символ свободы от мещанской потребности в комфорте.
Однако злоба и обида на Екатерину Туркину (Котика), с которой герой не в силах справиться, лишает его умения любить. Дмитрий Старцев превращается в обрюзгшего Ионыча, который всегда ездит в экипаже и никогда не ходит пешком.
«Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
Екатерина уже не кажется ему такой притягательной.
«Ему не нравилась ее бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела».
Преступление Старцева в том, что он позволил скуке и злобе завладеть своим сознанием. Наказание Старцева — тот душевный и внешний облик, который он принял.
«Плаха» Чингиз Айтматов
Этот роман показывает, как преступление совершает один человек, а несет за него наказание другой. Базарбай украл у волчицы Акбары волчат и продал их, пропив все деньги. Акбара очень горевала, она приходила к чужим домам в надежде найти волчат. Бостон пытался договориться с Базарбаем, чтоб тот отдал волчат их обезумевшим от горя родителям. Бостон уверял, что теперь волки «в любой час мстить будут человеку». Однажды Акбара подкралась к дому Бостона и унесла с собой его ребенка Кенджеша. На крики мальчика выбежал отец. Он специально стрелял в воздух, чтобы случайно не попасть в сына, но выстрелы не останавливали волчицу. Пришлось стрелять в нее. Волчица упала. Бостон подбежал к раненой Акбаре и увидел, что «рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш». Так человек, который не хотел лезть в волчью семью, получил наказание за преступное поведение своего соседа.
«Фрукты с самого дна вазы» Рэй Брэдбери
Убийство, только что совершенное Уильямом Эктоном, сразу стало для убийцы наказанием. Как истинный преступник Уильям помнил: надо убрать улики. Он протер пол вокруг убитого, потом на расстоянии двух ярдов от него, после чего перед глазами убийцы предстал весь дом. Он осознал, что отпечатки его пальцев были «везде, везде». Вот он уже судорожно ищет перчатки, чувствуя себя голым и незащищенным без них. Нашел. Теперь он полирует пол, мебель и двери. Увидев восковые фрукты в вазе, он чистит и их, хотя уверен, что ранее их не касался. Теперь он чистит ботинки трупа.
Навязчивые мысли не покидают его. Беспокойно бросив взгляд на стол, «он снова вынул из вазы фрукты и тщательно протер те, что оставались на самом ее дне». Чуть ли не криком герой убеждал себя, что не трогал стены, но стал мыть их. Утром полицейский нашел его на чердаке, где он продолжал наводить порядок.
«Выходя из дома, Эктон носовым платком протер ручку у входной двери и торжествующе хлопнул ею!»
Его главное наказание — навязчивые мысли. Появившиеся после убийства, они свели его с ума.
Преступление и наказание — тема, которая, пожалуй, себя никогда не исчерпает. И это не всегда действие, которое может считаться преступлением с юридической точки зрения. Зачастую мы совершаем преступления против себя, своей совести, своих ценностей и призвания. И к сожалению, наказание несёт как тот, кто совершил преступление, так и его ближний.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.