Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
«Комикс и последовательное искусство» Уилла Айснера — важнейший труд по теории комикса. Разбираемся, кому и как его стоит читать

Порой вопросы как, кому, а главное — зачем читать ту или иную книгу возникают не только применительно к общепризнанно сложным книгам Джойса, Кафки или Пруста, но и к «простым», понятным и без огромного комментария, работам. Так происходит и с «Комиксом и последовательным искусством» Уилла Айснера, вышедшим в начале этого года в издательстве МИФ. Прежние новаторство и очарование книги могут быстро превратиться в скуку и разочарование, если за дело возьмётся неподготовленный читатель. Мы обратились к ведущим исследователям визуальных нарративов, чтобы понять, стоит ли любителям супергероики и популярных сёнэнов читать важнейший труд по теории и практике комикса (спойлер — всё сложно).

image8-min-1

«Комикс и последовательное искусство». © МИФ

Наши эксперты

Александр Кунин, исследователь рисованных историй, руководитель Центра рисованных историй Российской государственной библиотеки для молодежи, соорганизатор Международной конференции рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст».

Мария Скаф, литературный критик, переводчик, исследователь визуальных нарративов, преподаватель и руководитель направления «Комикс» Школы дизайна ВШЭ, литературный редактор перевода «Комикс и последовательное искусство» Уилла Айснера.

Артемий Плеханов, антрополог, исследователь комиксов, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, соорганизатор Международной конференции рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст».

Что за книга «Комикс и последовательное искусство»?

Навряд ли сегодня найдётся человек, который не слышал об Уилле Айснере. В первую очередь он известен как создатель знаменитого графического романа «Контракт с Богом», а, возможно, и самого термина «графический роман». Также сложно упустить из виду, что самая престижная премия в мире комиксов названа его именем. Но Уилл Айснер получил мировую известность ещё и благодаря своей уже ставшей культовой работе «Комикс и последовательное искусство», впервые осмысляющей «девятое искусство» как самостоятельную дисциплину.

snimok-ekrana-2022-02-21-v-19_45_14

Самый известный комикс Айснера. © МИФ

«Уилл Айснер всю свою жизнь посвятил комиксам, и это не просто фигура речи. Он мощнейший комиксист, который начал свою карьеру в Золотой век комикса, успешный бизнесмен и издатель, который смог заработать на комиксах даже в годы Великой депрессии. В 1970-1990-е годы он стал преподавателем и исследователем-практиком. «Комикс и последовательное искусство» — результат его многолетнего опыта в этой области», — считает Артемий Плеханов.

Всё началось с того, что Айснера пригласили читать курс по созданию комикса в нью-йоркскую Школу визуальных искусств. Не найдя учебника, посвященного созданию комикса, он в итоге сам написал цикл лекций, а позже переработал их в книгу. Книга впервые вышла из печати в 1985 году и с тех пор переиздавалась более 30 раз, регулярно обновляясь автором. Позже Айснер написал также «Графическое повествование и визуальный нарратив» и «Выразительную анатомию в комиксе и визуальных нарративах», образующие вместе с «Комиксом и последовательным искусством» трёхтомник.

scale_1200

Уилл Айснер в своей студии во Флориде. © Will Duotone/Will Eisner Studios, обработка фото © «Бумкнига»

В начале 2022 года, спустя 37 лет после первого издания, книгу наконец перевели в России. Правда сейчас на нашем рынке уже есть более современные книги, авторы которых развили идеи Айснера, например, «От идеи до печати» Мэтта Мэддена и Джессики Эйбел или «Понимание комикса» Скотта Макклауда. Не разочаруются ли подкованные читатели в работе Айснера и что делать тем, кто ещё не подкован и и не очень понимает, надо ли это ему?

Стоит ли читать Айснера любителям комиксов?

Мы попросили наших экспертов ответить на вопрос: «Стоит ли читать «Комикс и последовательное искусство» людям, которые просто любят комиксы, но не собираются их исследовать или создавать?» Мнения разделились.

Книга как сборник прикладных эссе

«Безусловно, читать стоит. Прежде всего, нужно сказать, что эта книга не является учебником по созданию или изучению комиксов. Перед нами скорее сборник прикладных эссе, посвященных методологии и структуре комикса. Именно поэтому она может быть интересна как художнику, который уже знает как рисовать и хочет освоить новый визуальный язык — язык комикса, так и читателю и любителю комиксов, которому эта книга позволит увидеть в произведениях комиксов больше нюансов и важных деталей», — обосновывает свою точку зрения Артемий Плеханов.

image8-21

Современное переиздание книг Айснера © МИФ

Книга как исторический документ

«Давайте смотреть правде в глаза — люди, которые любят литературу тоже не читают Жирмунского, Хализева или Проппа. Те, кто читают комиксы для удовольствия, прекрасно могут обойтись без какого угодно теоретического материала. Такие книги нужны в тот момент, когда тебя начинает интересовать как это сделано. Например, ты хочешь начать создавать комиксы сам или писать о них. Здесь любая теоретическая литература будет полезна, просто потому что она даёт тот самый язык, которым мы говорим о комиксах. А Айснер здесь полезнее вдвойне, потому не все введённые им термины зафиксированы, скажем, у того же Макклауда. Например, метакадр», — отмечает Мария Скаф.

metakadr

Пример метакадра (или суперкадра) — приёма, когда кадром в истории становится не отдельная панель, а страница в целом. © МИФ

«Мне кажется, что оптика, с которой надо смотреть на Айснера — это не оптика нового сообщения, нового знания, а скорее исторического документа. В этом смысле Айснер достаточно уникальный документ, где осмысляется в моменте только что вступивший на новую ступень вид искусства. По сути работы Айснера фиксируют, как человек сталкивается с чем-то новым и совершает первую попытку теоретизировать, структурировать и говорить об этом», — заключает эксперт.

Книга как вход в визуальную культуру

«Для исследователей, конечно, появление хотя бы одной книги из трилогии Айснера — это событие! Если говорить о простых любителях комиксов, то я хотел бы напомнить: эта книга вышла в 1985 году. В ту пору культура комикса в США только начинала формироваться как серьёзное искусство. О «Маусе» Арта Шпигельмана тогда ещё мало кто знает, он получит Пулитцеровскую премию только через семь лет. Надо понимать, в каких реалиях писал свою книгу Айснер, почему он так аккуратен в выражениях.

gettyimages-1228924724

Арт Шпигельман © AFP/Getty Images

Теперь многое, что пишет Айснер, выглядит как обращение к малограмотным людям. Тем не менее в его книгах и сейчас можно найти немало нового. Особенно я советовал бы книгу «Комикс и последовательное искусство» родителям и библиотекарям, тем людям, которые в большинстве своем вообще не владеют инструментарием современной визуальной культуры.

Для среднего же читателя комиксов, манги, европейских и отечественных рисованных историй эта книга будет интересна с меньшей долей вероятности. Они и так владеют языком визуального повествования и едва ли им будет интересно вдаваться в детали. Они берут комиксы ради увлекательного чтения, замысловатого сюжета, красивого рисунка и желания посмотреть на свои проблемы и страхи со стороны», — уверяет Александр Кунин.

Как читают Айснера комиксисты и исследователи?

Конечно, ещё до перевода книга была доступна на английском языке. Можно выделить несколько больших групп людей, интересующихся тогда «Комиксом и последовательным искусством» Айснера.

img_20210622_142132

Трилогия Айснера на английском языке. Источник фото: starkickfall.com

Студенты, изучающие комикс

«В ВШЭ мы знакомимся и с Айснером, и с Макклаудом, и с Гронштейном [Терри Гронштейн — один из ведущих франкоязычных исследователей комикса, — прим. ред.], и с Коном [Нил Кон — когнитивист и теоретик комикса, первый, кто серьёзно занялся исследованием познания и понимания комикса, — прим. ред.], но всё это достаточно факультативно, потому что их работы сегодня устарели. Даже «Понимание комикса» Макклауда, которое в России пользуется таким безумным спросом, было написано 30 лет назад. Комикс с тех пор очень сильно изменился и многие вещи, о которых нужно говорить со студентами сегодня, там просто не отображены. Мы советуем всё это прочитать, чтобы студенты были в курсе словаря, но какого-то пристального внимания никаким из этих работ не уделяем.

Скорее, мы рассматриваем эпоху, в которой комикс становится не только массовым чтением, но и выходит в поле серьезной визуальной литературы. Именно в этот время из андеграундного комикса, противостояния DC и Marvel вырос тот самый новый комикс, который мы сейчас привыкли читать. Ну и здесь, конечно, фигура Айснера, как одного из тех, кто стоял у истоков легитимации комикса, важна», — говорит Мария Скаф.

Исследователи, изучающие комикс

«В российской научной среде интерес к комиксам возник в конце 1990-х годов. Про Айснера тогда почти никто из исследователей не знал. С появлением нашей структуры в РГБМ [центр комиксов и визуальной культуры открылся в 2010 году, — прим. ред.] стали появляться пользователи библиотеки, которым нужна была поддержка для написания дипломных бакалаврских и магистерских работ по комиксам. Книги Айснера на английском языке у нас были чуть ли не с самого начала, так что его активно цитировали.

В 2016 году молодых исследователей стало так много, что мы решили организовать целую конференцию. Сегодня Международная конференция исследователей рисованных историй и визуальной культуры «Изотекст» пользуется большой популярностью, в ноябре 2022 она пройдет уже в седьмой раз. На Айснера там продолжают ссылаться. К примеру, в 2018 году на конференции состоялось выступление московского исследователя Михаила Заславского [он перевёл «Комикс и последовательное искусство» на русский язык, — прим. ред.] под названием «Обзор основных достижений Уилла Айснера в области комиксов и графических романов». Его доклад и статью можно найти на сайте конференции», — делится с нами Александр Кунин.

171382816_1866677133490991_6718120876236533320_n

В 2021 году конференция длилась три дня и в ней выступило порядка 50 исследователей, при том, что заявок было около сотни. © Изотекст

«В международных академических исследованиях комиксов Айснер сейчас выступает как объект исследования, его творчеству посвящены несколько монографий, кроме того, он во многом сформировал язык того, как мы говорим о комиксах. Я не считаю, что развитие Comics Studies в России и перевод «Комикса и последовательного искусства» Айснера связанные между собой процессы. Тем не менее выход этой книги должен благотворно повлиять на отечественное комикс-сообщество, в том числе сообщество исследователей. Вообще книг в этой области в России выходит преступно мало, в то время как в США за последние несколько лет случился некоторый бум подобной литературы», — добавил Артемий Плеханов.

Посетители комикс-библиотеки

Мы узнали у Александра Кунина, пользуется ли в Центре рисованных историй популярностью литература о комиксах, а также попросили посоветовать нашим читателям несколько книг, похожих на «Комикс и последовательное искусство» Айснера.

«За год, с января 2021 по январь 2022 года, мы отследили порядка 50 обращений наших читателей к разделу теоретической литературы по комиксам. Учитывая, что из-за ковидных ограничений мы работали то в усеченном формате, а то и вовсе закрывались для посещения, это очень хороший показатель. Чаще всего берут книги, посвященные тому, как рисовать и придумывать истории. Это не удивительно: читателей комиксов — миллионы, авторов (начинающих и профессиональных) — сотни, а исследователей — гораздо меньше.

wit6mzzyq_u

Популярная в России трилогия Макклауда. Источник фото: vk.com

Книг, похожих на Айснера, я, конечно, посоветовать не смогу, потому что все они очень разные и рассчитаны на читателей разного уровня. Но, думаю, стоит обратить внимание на

трилогию Скотта Макклауда «Понимание комикса», «Переосмысление комикса», «Создание комикса»,

оригинальный сборник упражнений Мэтта Мэддена «99 способов как рассказать историю» и

«Как рисовать комиксы: эксклюзивное руководство по рисованию» легендарного Стэна Ли».

Источник фото на обложке: © МИФ

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика