До 3 декабря в петербургском «Манеже» работает выставка-исследование «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век», созданная в коллаборации с Третьяковкой, Русским музеем и другими культурными институциями России. Всего — более 300 скульптур, которые должны отразить общественно-политические турбулентности минувших дней. Вот пять причин увидеть этот проект.
Рассмотреть панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара
Долгое время работа «Праздник» лежала разобранная в реставрационной мастерской Екатеринбургского музея изобразительных искусств. «Манеж» — первая крупная площадка, где панно экспонируется, так что его можно без преувеличений назвать одним из главных открытий выставки.
Фрих-Хар создавал «Праздник» в конце 1930-х по случаю первых в Советском союзе парламентских выборов. Произведение состоит из 49 фрагментов — только так глину можно было обжечь в печи.
Оценить проекты памятников писателям
Что общего между Достоевским, Пушкиным, Гоголем, Ахматовой, Горьким, Некрасовым и Маяковским? Ответ: проекты памятников им собраны на «Сопряжении форм». Интересно сравнить, как гранитный Достоевский, практически слившийся с камнем, работы Любови Хомлиной превратился в итоге в бронзовую, менее выразительную версию, что стоит сейчас на Большой московской улице.
Не менее любопытно узнать, каким задумчивым и меланхоличным поначалу представил Некрасова скульптор Эйдлин. Его деревянная скульптура не порадовала комиссию позой — из-за скрещенных рук им показалось, будто у поэта болит живот. Так что теперь в Петербурге стоит другой Некрасов: гордо сжимает в руке свиток.
Узнать, бюст какого философа возвышался над Невским проспектом
Спойлер — это был Фердинанд Лассаль. Бюст работы Виктора Синайского стал одним из первых памятников, включённых в проект Ленинского плана монументальной пропаганды. Скульптуру установили перед лестницей Городской думы в 1923 году. В 1937-м памятник демонтировали: Лассаля признали неугодным как носителя вредоносной социал-демократической идеологии.
Выявить связь между канцелярской кнопкой и «Лебединым озером»
Всё очень просто! Отыщите работу Михаила Дронова «Лебединое озеро» и присмотритесь к лицам бронзовых балерин. Странные существа будто бы вырастают один из другого, сливаясь, видимо, в бесконечный хоровод. Можно начать долгую дискуссию о потере индивидуальности, но вместе этого просто предлагаем вам оценить добрую иронию Дронова и его необычные пластические находки.
Увидеть то самое «сопряжение форм»!
Выставка оглушает ударной дозой концентрированного искусства с первого зала «Сценарный план». Здесь стоит выдающаяся скульптура Александра Матвеева «Октябрьская революция» — рабочий, крестьянин и красноармеец представляются чуть ли не древнегреческими богами.
Эксперименты 1920-х («Октябрь» Зеленского, «Сопряжение форм человеческого тела» Королёва) вызревали в атмосфере брутальной советской формы и пришли в итоге к оригинальным, нежным, ироничным, провокационным и минималистичным постперестроечным работам. Все они собраны в залах «Манежа» — осталось только прийти.
Больше кадров с выставки ищите в галерее.
Фотограф: Екатерина Столярова.
https://sub-cult.ru/chtivo/statji/14221-pyat-prichin-uspet-na-vystavku-russkoj-skulptury-v-manezhe#sigProIde2d7aed4ea
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!