Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
«Вся его жизнь — иступлённый танец смерти»: выставка Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…»

Прогуливаясь по кварталу без красных фонарей, ныряешь под кирпичную арку и видишь непримечательную вывеску выставки — в арт-центре квартала «Брусницын» продолжается выставка литографий французского художника Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…». По окружающим фибрам серых стен пространства струятся вибрации знакомого французского мотива: портреты падших женщин, «рабынь любви», сюжеты из жизни любвеобильных посетителей пабов и баров Монмартра. Романтика, простирающаяся до жировой прослойки сердца. Посещение выставочного проекта вызывает любопытство, ведь произведения этого автора выставлялись в 2017-м в «Арт-банке», а четыре года назад — в Музее циркового искусства.

umenshennaya-3

Художественные работы Тулуз-Лотрека собирались пять лет. Литографии были привезены с родины художника, антикварных салонов и аукционных домов. А вот подготовка к экспозиции заняла год: организаторы скрупулёзно подбирали багет для оформления произведений, паспарту, музейное стекло. По мнению команды арт-центра квартала «Брусницын», организовать выставку живописных картин французского художника в частном порядке практически невозможно:

«Даже для таких институций как Эрмитаж или ГМИИ им. А. С. Пушкина это заняло бы годы. В сегодняшних реалиях наша выставка — уникальный шанс познакомиться с творчеством большого мастера».

Анри де Тулуз-Лотрек — прародитель плакатного искусства, его творчество стало катализатором для многих иллюстраторов английской школы. Он находился в центре всего рабочего процесса: польщённый безграничными возможностями литографии, со страстью обдумывал сюжет каждого рисунка, тщательно подбирал краску и бумагу, помогал рабочим, проверял оттиски и тиражи. В нём сочеталась зрелость в работе и фантасмагория в праздности. Благодаря погружению в «ад» видел все ипостаси и этапы грехопадения. Роскошь, комфорт и достаток стали для него порочным кругом, а свобода и отсутствие строгой регламентации французского искусства испытали и его совесть. Мастер без боязни соприкасался с уродливой и не обволакивающей внутренние травмы языками исцеления стороной разврата.

umenshennaya-2

Пожизненный ребёнок голубой крови, получивший перелом в тринадцатилетнем возрасте — он не упускал из виду ни одной продажной юбки. Для него счастье представлялось в ритме канкана, жирно нанесённых румян и пудры танцовщиц, коньяке и абсенте, орудиях истязания. После всей «суеты под солнцем» он находил покой в том, что всё увиденное затуманенным взором переносил на известняк.Так на литографиях, представленных на выставке, кружат и демонстрируют свою длину ног танцовщицы кабаре, прыгают циркачи, заливаются певицы. И всё это действо окаянства простирается по всему Монмартру — обители Лотрека. Только здесь, покинутый всеми, он нашёл себя. Художественный узурпатор безжалостно чертил кнутом тонкой линии в своих альбомах всю смесь завсегдатаев домов терпимости.

«Он, будучи небольшого роста, обладал острой самоиронией, за свою творческую жизнь огромное количество живописных полотен и графики, но был признан только после смерти. Его пример учит не унывать ни при каких обстоятельствах, а работы позволяют почувствовать хрупкость и очарование человеческой жизни», — комментируют сотрудники арт-центра квартала «Брусницын».

Дебют художника — погружение в клокочущий саспенс главного французского кабаре «Мулен Руж» — афиша с неистово им полюбившейся звездой Монмартра, танцовщицей Ла Гулю. Демонически воздействующая своей отдачей переплетениям мелодии кадрили не только на художника, но и на остальных наблюдателей подобного зрелища.

umenshennaya-1

Свет в этой тьме предстал и в виде танцовщицы Джейн Авриль. Девушка с болезненным меланхоличным взглядом и грустью в лице пленила француза. Их истории были очень похожи: она также была скитальцем. «Ангел Тартара» соглашался позировать Лотреку для плакатов, а он переодевался в наряды музы.

Французского автора просто-напросто тянула жизнь социального дна, и это притяжение было взаимно. Он понимал подобное существование, при этом оставался аристократом. Поэтому Анри де Тулуз-Лотрека и создал 10 цветных литографий, объединив их в цикл «Они». Сюжет вращался вокруг повседневной жизни блудниц. «Ах, жизнь, жизнь!» — часто восклицал художник, и в его глазах тут же появлялся насмешливый огонёк. Ради таких «живительных» моментов француз обосновался на несколько недель в борделе, где наблюдал за жизнью непотребства. Окружение такой среды приняло автора, а женщины с удовольствием ему позировали и разделяли его компанию. Да так, что первый тираж литографий был напечатан в сто экземпляров. Правда, широкого отклика они не получили. Лишь вызвали более крепкую степень отвращения к порочным связям.

Мальчик, с юношеских лет грезивший ареной с акробатами, верховой ездой и знавший всю охотничью терминологию. Озорству и наивности художника не было предела. Символично, но забросив кабаки на 2,5 месяца, он лежит в психиатрической больнице и возвращается в детство — создаёт серию «Цирк», выворачивая увеселительную сторону представлений наизнанку. Ради того, чтобы доказать действенность сеансов излечения. Пациент клиники по памяти рисует своих друзей-циркачей: мастера кабуки, властного Джорджа Футита и добродушного афроамериканца «Шоколада» с неизменным цилиндром и короткими брюками. Излечение проявилось лишь в обновлённом творческом порыве, но не в области здоровья — несмотря на припадки, продолжает доводить организм до изнеможения «искусственным раем».

Благодаря произведениям «Маленького Приапа» расширяется вся панорама жизни сладострастного Парижа конца XIX века. Порочность, любовь к риску и котёл психологических комплексов примечательным образом совмещались у Лотрека с детской одухотворённостью — неотъемлемым элементом подлинного творца кисти и красок. Благодаря французским литографиям раскрывается жестяная изнанка блестящих кабаре, иллюзорность щедрот величия и известности. Но всплакнуть не получается – понимаешь, что никто не свят, ничто не свято. В сладких плодах искусства есть и горечь, а вместе с ней и одержимость своим делом.

Фото: Екатерина Столярова

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика