Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Le Sserafim

Многие помнят, как в детстве на просьбу купить очередную игрушку родители отвечали ироничным «через год ты это выкинешь». Но то — детские прихоти. Варясь в среде фанатов к-поп, хочешь не хочешь, а обратишь внимание на коллекции альбомов любимых групп и фотокарточки айдолов, собранные зачастую в таком количестве, что невольно возникают мысли: для чего это нужно и сколько это стоит? Ищем ответы на эти вопросы вместе с экспертами.

160507_bts_at_the_most_beautiful_moment_epilogue_in_life_press__p96937К-поп группа BTS. Источник: 티비텐 (TenAsia)

Природа коллекционирования

Коллекционирование — одно из наиболее часто встречающихся хобби. Можно собирать как игрушки из киндер-сюрпризов и магнитики из разных стран, так и произведения искусства стоимостью до миллионов долларов. Причем первые коллекции известны уже с самых древних времён. Это были сборы растений, которые служили не только источником питания, но и лекарствами. На их основе сформировалась и современная фармацевтика.

top-view-pressed-flowersКоллекция цветов. Источник: freepik на Freepik.com

«Вопрос, для чего люди занимаются собирательством, неоднозначный. Прежде всего, коллекционирование — это способ получения удовольствия. Очень частый, не всегда осознаваемый мотив коллекционирования, особенно необычных предметов, — желание подчеркнуть собственную уникальность. Ведь по одной из распространённых теорий любое коллекционирование — это процесс сублимации, перенаправления энергии полового влечения в энергию творчества. Прикасаясь, разглядывая, перебирая или созерцая, человек расслабляется, “уходит” от проблем», — объясняет клинический психолог-психотерапевт Светлана Вишнякова.

Любопытно взглянуть на этот тезис под призмой нашей темы — к-поп культура и уникальность, несмотря на пресловутую приставку «поп», у многих фанатов идут рука об руку. Корейских групп и соло артистов «производят» сотни, чтобы каждый мог выбрать для себя наиболее близкую концепцию. И зачастую решающую роль в этом выборе играет даже не сама музыка. Яркий и дерзкий стиль NCT, милый и женственный у TWICE, молодёжный и трендовый у NewJeans. Ассоциируя себя с той или иной группой или айдолом, фанаты раскрывают новые стороны своего «я».

Невинное коллекционирование приобретает патологический характер, когда коллекция начинает полностью заменять человеку людей и становится зависимостью, сродни игромании и наркомании, подменяющей реальность.

Одержимый коллекционер, имеющий сверхценную идею, готов безгранично вкладывать всё своё время и последние деньги в поиск и покупку редкого экземпляра. Когда, например, отец семейства покупает очередное яйцо Феберже, в то время как его дети ходят в школу в обносках. Ещё один вид нездорового коллекционирования — патологическое накопительство.

«Я знала человека преклонного возраста, который, потеряв единственную дочь и смысл жизни, трансформировал острую душевную боль в патологическое накопительство старых вещей с помойки. Со временем его квартира превратилась в чёрную нору с горкой в три ряда», делится опытом психолог.

Селфи чужих людей в фотоальбомах: как это делает к-поп индустрия?

У коллекционеров мира к-поп культуры есть и соответствующий сленг. «Картон», то есть фотокарточки, открытки и иная печатная продукция. «Стафф» — обобщающее слово для всего мерча. «Шоп», или в переводе магазин, где приобретается к-поп мерч. «Предзы», «альбомки» и так далее. Для человека несведущего это всё — страшная абракадабра, но для многих к-поп фанатов — важная часть жизни.

20240912_193758Частная коллекция автора

«К-поп маркетологи используют мощные и достаточно коварные инструменты на своих фанатах. В их число входят парасоциальные отношения, так называемая «карта жертвы» и собственно культура коллекционирования», — обращает внимание маркетолог и бренд-директор Наталья Громова (фамилия изменена).

При парасоциальных отношениях люди начинают привязываться к айдолам, выстраивая с ними одностороннюю связь. Стремление купить всевозможный мерч группы — это про помощь близкому человеку, про мысль, что ты можешь быть включённым в коммуникацию через покупку и ношение карточки биаса под чехлом.

Карта жертвы — это всевозможные призывы и манипуляции фанатами. «Давайте купим всё, чтобы помочь группе и вывести её в топ, ведь у них есть только мы». Поклонники значительно повышают продажи зачастую искусственным путём. Культивируется идея того, что если мы не купим пять альбомов, то не внесём свой вклад в продвижение. По сравнению с простым мотивом коллекционирования это довольно подлый инструмент, который может возводиться поклонниками в абсолют и достигать неадекватных масштабов.

Коллекционирование в к-поп в текущем формате не столько питает индустрию, сколько превращает её в раздутый мыльный пузырь. По сути, не совсем корректно соотносить количество проданных копий с реальным числом фанатов. Ход с кучей вариаций одного и того же альбома и относительно разным наполнением работает как механизм «купите как можно больше». Именно это и доводит продажи до космических показателей. Если продано 3 миллиона копий, то это не значит, что за покупкой стоят 3 миллиона человек. Каждый покупал по несколько вариантов одного релиза. Для компаний идея проста: чем больше копий ты сделаешь, тем больше продашь.

«Привлекательность продуктов разная, и зачастую это не зависит от популярности. На мой взгляд, сильно страдают группы JYP Entertainment. У них для покупки всё очень пресное, визуально не всегда красивое, по качеству — плохо склеенные буклеты в коробках. Необычные физические форматы встречаются у HYBE — сумочки, большие фотобуки. Механизм, однако, одинаков. Все компании делают несколько концептов, это проверенный инструмент», — говорит маркетолог.

В этом к-поп сильно шагнул вперёд остальной части музыкальной индустрии. Что-то похожее есть у Тэйлор Свифт: она выстраивает близкие отношения с фанатами и перевыпускает релизы в разных форматах. В целом к-поп не изобрёл новых инструментов, но нашёл им новые способы применения.

Купить карту за 10 тысяч — обычная ситуация для к-поп фанатов?

Опыт пребывания в индустрии сильно влияет на то, какой путь коллекционирования выбирает фанат. Пока для одних это едва ли не долг — скупить вообще всё, для других — игра в удовольствие.

191216_stray_kids_for_jyp_ent_audition_2Stray Kids любимая группа Наташи. Источник: YouTube канал JYPaudition (https://www.youtube.com/user/JYPAudition)

«В начале своего пути к-поп коллекционера я не тратила на одну карту более 200 рублей. В шопах всегда пишется курс, по которому выкупаются карты, и один раз я ошиблась и приняла курс 1.0 за 0.1 — то есть 90 рублей вместо 900. Шок, отрицание, принятие. Для меня было немыслимо потратить столько денег на кусок картона, но процесс был запущен», — делится своей историей «коллекционер со стажем» Наташа.

K-pop индустрия в «дуэте» с механизмами коллекционирования работает по принципу нагнетания. Не успеешь купить предзаказной «картон» в числе первых — не купишь вообще. Пусть это совершенно не так.

«С такой политикой шопов всё дошло до того, что на камбэк у меня могло уйти 20-30 тысяч рублей: за сами альбомы и за предзаказки. Привычная нам цена в 3000 рублей — это наценки шопа, посредника и стоимость доставок из Кореи и по России. Параллельно с этим к-поп компании начали наживаться на коллекционерах, выпуская сомнительный физический контент, который фанаты с лёгкостью «хавают». В какой-то момент я поняла, что надо остановиться.

Сейчас я собираю «картон» очень избирательно. Покупаю то, что действительно нравится. Можно найти разные способы привить себе эту избирательность — в моём случае я собираю карты участников из одной эры и одного сета, с одинаковым задником. Это уже напоминает «здоровое» коллекционирование. Помогает отвлечься от жизненных проблем, разгрузиться», — продолжает Наташа.

Как сейчас работает рынок «картона»? Кореянки распродают закрытые альбомы целыми коробками, потому что покупают их в огромных количествах ради попадания на фанколл или фансайт. Это видеозвонок или встреча с айдолом вживую, на которую можно попасть, закупившись на определённую сумму в конкретном магазине. Всё больше музыкальных магазинов делают свои предзаказные карты, чтобы покупали именно у них — часто в ущерб качеству изображения айдола.

«Когда появляется анонс новых карт от магазинов, зачастую ты берёшь кота в мешке, потому что они могут даже не показать «блюры» [прим. ред. заблюренное изображение карт для предпросмотра], и в итоге ты покупаешь карточку, которая тебе не понравится. Поэтому лучший вариант для покупки карт сейчас — это разборы, то есть поштучные покупки карт, в шопах. Альбомы беру отдельно ради самого альбома, вскрываю, получаю дозу серотонина и остаюсь довольной. Без гонок в подборах и непонятных ситуаций», — делится девушка.

Самая дорогая карта, которую купила Наташа, стоила 10 тысяч рублей. Сейчас она стоит 15-20 тысяч. И возникает логичный вопрос: может ли стать «картон» некой инвестицией?

«Мне кажется, у всех коллекционеров рано или поздно возникает мысль: «надо всё продать». Наступает перенасыщение. Спустя почти три года в «картоне» хочется дать совет — не гонитесь скупить всё. Найдите карточки, которые нравятся, или редкие карточки — за ними интересно гоняться, искать, спрашивать. Охота — это приятная часть коллекционирования. Обязательно покупайте только у проверенных шопов, наладьте связь с админами, платите вовремя. Хорошая репутация — хороший опыт коллекционирования. А покупка дорогой карты — это норма, если человек может себе это позволить, не влезая в долги», — советует девушка.

Коллекционирование в к-поп — субкультура со своими правилами, нормами и «красными флагами», в той же степени имеющими право на жизнь, что и в элитной форме коллекционирования живописи и артефактов. Именно поэтому к этому вопросу необходимо подходить с умом, чтобы не стать жертвой как собственной страсти, так и маркетинговой стратегии индустрии, определённо знающей, что делать. Посмотрите видео пользователя shawolzenl о сортировке её огромной коллекции карт:

К-поперы VS экологи: красивый «картон» или макулатура?

В то же время корейские экологи бьют тревогу, обвиняя индустрию к-поп в загрязнении окружающей среды. Причём тут коллекционеры?

По данным исследования корейского агентства по защите прав потребителей, 53 % поклонников к-попа покупают альбомы с дисками, чтобы собрать сопутствующую атрибутику, а не послушать музыку. Несмотря на то, что цифровые потоковые сервисы стали играть важную роль в потреблении контента, продажи физических версий в Корее выросли с 25 миллионов в 2019 году до 77 миллионов в 2022 году.

Фактор, способствующий росту продаж — стратегия звукозаписывающих лейблов. Они комплектуют CD-альбомы эксклюзивными товарами, такими как фотокарточки, постеры, наклейки и так далее, тем самым стимулируя фанатов покупать больше физических альбомов. В результате на свалках скапливаются выброшенные и трудно перерабатываемые пластиковые пластинки — ведь поклонникам они в таком количестве не нужны.

Корейская федерация экологического движения даже призвала правительство принять соответствующий закон для решения этой проблемы.

Такие компании, как HYBE, не раз выдвигали предложения о введении нового формата физических альбомов — «цифровых». Несколько партий даже поступали в продажу: например, у группы Seventeen и у сольного проекта J-Hope из BTS. Однако, судя по всему, фанатам не пришлось по вкусу такое нововведение, и сейчас практика выпуска цифровых альбомов не в ходу. В 2022 году компания JYP Entertainment объявили, что больше не будут выпускать физические альбомы, однако с тех пор выпускали и продолжают выпускать их в огромном количестве. Вероятно, экологическая повестка неблаготворно влияет на доходы компаний.

Разумных предложений, как и активных действий, в сторону сокращения объёмов отходов к-поп продукции на сегодня нет. Не совсем понятно, однако, каким образом компании могут реализовать экологическую политику, не навредив ни себе, ни коллекционерам. Судя по всему, в ближайшие годы к-поп «картон» никуда не денется и продолжит плодиться. К чему это приведёт — покажет время.

Источник фото обложки: YouTube-канал mang2goon (https://youtube.com/c/mang2goon)

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика