Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своей выставке или творчестве? Пишите: d.bondrovskaya@sub-cult.ru
Анималистика в искусстве: от портретов Кузьмы Петрова-Водкина до образов Виктора Данилова

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл уникальный по своей художественной значимости выставочный проект «Анималистика. И в шутку, и всерьёз». Партнёрами новой экспозиции стали 36 отечественных музеев, галерей и частных коллекционеров. Богатый изобразительный материал демонстрирует анималистическую тематику, что помогает зрителям разобраться в основных тенденциях развития этого художественного жанра в искусстве XX столетия.

animalistika_report_1

Изображение: С. Рерих. Молчание. 1964. Государственный музей искусства народов Востока. Источник: Официальный сайт Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Анималистика: истоки и сюжеты

Что из себя представляет анималистический жанр в изобразительном искусстве? Главным мотивом и основным объектом работ художников-анималистов являются животные: от домашних любимцев до насекомых.

Истоки анималистики лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека. Быстрое развитие и популярность анималистическая живопись обрела в XVII–XVIII века в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей отмечены на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи.

В XIX–XX веках большинство анималистов отошли от романтизма и возвышенности в создании образов зверей в своём творчестве. Реализм стал характерной чертой эпохи. Художники старались точно передать не только точный внешний облик, но и повадки животного.

Уже в XX веке в живописи возникли многочисленные новые модернистские течения, что повлияло и на трансформацию анималистического жанра. В работах авторов отмечается распространение гиперреализма: мелкие детали выставляются на первый план, тем самым мастер делает акцент на одном из качеств животного. В тот же период времени анималистическая тематика начала отходить на второй план, но она её явно можно заметить во многих работах: экспрессионистов, примитивистов, кубистов, сюрреалистов.

animalistika_report_2

Изображение: Н. Пиросмани. Наседка с цыплятами. 1910-е. Московский музей современного искусства. Источник: Официальный сайт Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Экспозиция Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

«Цель выставочного проекта “Анималистика. И в шутку, и всерьёз” не только придать новый импульс изучению анималистических образов и мотивов в изобразительном искусстве, но и сделать лучший подарок детям и взрослым, которые когда-то были детьми. Искренние и трогательные по своей сути произведения, посвящённые звериному царству, вряд ли оставят кого-нибудь равнодушным. В пространстве залов музея обязательно найдется повод и для эстетического наслаждения, и для серьезных философских раздумий, и для искреннего удивления, и, конечно же, для улыбок», — комментирует Марина Джигарханян, директор Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков.

Экспозиция «Анималистика. И в шутку, и всерьёз» представила зрителю более 150 работ живопись, графика, скульптура не только мастеров, которые изучали в работе жизнь животных, но и творцов не являющихся анималистами. Здесь можно увидеть как произведения всемирно известных художников Кузьмы Петрова-Водкина, Нико Пиросмани, Бориса Григорьева, Натана Альтмана, Климента Редько, Святослава Рериха, Василия Сварога, так и многих современных авторов Завена Аршакуни, Виталия Тюленева, Германа Егошина, Владимира Яшке, Анатолия Белкина, а также и незаслуженно забытых мастеров, чьи имена станут настоящим открытием не только для любителей искусства, но и для специалистов в области анималистики.

animalistika_report_3

Изображение: Н. Нестерова. Thanksgiving Day. 2003. Собрание Георгия Ботки. Источник: Официальный сайт Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Анималистический жанр раскрывается на выставке через разные тематические блоки: «портрет», «животные на природе» и композиции, затрагивающие различные стороны «взаимоотношения человека и животных». Каждая из тем по-своему раскрывает образы братьев меньших в работах авторов.

Так в «портретах» зверей и птиц художники стараются отметить в произведении состояние животного, его характер поведения и пластику тела. Звери здесь становятся носителем определённой духовной и эмоциональной сущности. Яркий тому пример портрет собаки Кузьмы Петрова-Водкина. Перед зрителем очень живой и непосредственный образ не просто собаки рыжевато-коричневого окраса, а настоящий портрет маленького существа, в умных глазах которого прослеживается доброта. Работа является жемчужиной выставки, фотографировать её запрещено.

«Животные на природе», представленные в одиночку или группами, интересны художникам с точки зрения передачи особой психологической атмосферы. Герои таких картин выражают самые разные эмоции: как восторг от единства с окружающим миром, так и трагедию одиночества; как состояние покоя, так и энергию действия. Среди примеров подобных произведений на выставке представлены: «Султан курятника (Весна)» (1986) Алексея Фомичева или же «Весна» (1960-1970) Ивана Карпунова.

Однако основная часть экспозиции всё же посвящена разным мотивам взаимоотношений человека с животным. Многие исследователи искусства считают, что это одна из самых популярных и излюбленных тем анималистики XX века. В таких работах авторы отражают гармонию между миром людей и царством зверей. Образы животных здесь являются равноправными по отношению к человеку, а не второстепенными элементами композиции. Интересно, что в творчестве некоторых художников эта тема окрашивается поэтически-романтическими настроениями, как в работе Святослава Рериха «Молчание» (1964), или же юмористическими нотами, как в картине Виктора Данилова «Дама с улитками» (2002).

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьёз» расположена в нескольких залах. Многоообразие объектов, выполненных в различных техниках, позволяет с разных сторон взглянуть на всеми известный жанр в искусстве. Посетить экспозицию можно до 9 марта 2025 года. Узнать подробную информацию о выставке, иных мероприятиях и приобрести билеты можно на сайте Музея.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика