Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл уникальный по своей художественной значимости выставочный проект «Анималистика. И в шутку, и всерьёз». Партнёрами новой экспозиции стали 36 отечественных музеев, галерей и частных коллекционеров. Богатый изобразительный материал демонстрирует анималистическую тематику, что помогает зрителям разобраться в основных тенденциях развития этого художественного жанра в искусстве XX столетия.
Изображение: С. Рерих. Молчание. 1964. Государственный музей искусства народов Востока. Источник: Официальный сайт Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Анималистика: истоки и сюжеты
Что из себя представляет анималистический жанр в изобразительном искусстве? Главным мотивом и основным объектом работ художников-анималистов являются животные: от домашних любимцев до насекомых.
Читайте также
Истоки анималистики лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека. Быстрое развитие и популярность анималистическая живопись обрела в XVII–XVIII века в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей отмечены на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи.
В XIX–XX веках большинство анималистов отошли от романтизма и возвышенности в создании образов зверей в своём творчестве. Реализм стал характерной чертой эпохи. Художники старались точно передать не только точный внешний облик, но и повадки животного.
Уже в XX веке в живописи возникли многочисленные новые модернистские течения, что повлияло и на трансформацию анималистического жанра. В работах авторов отмечается распространение гиперреализма: мелкие детали выставляются на первый план, тем самым мастер делает акцент на одном из качеств животного. В тот же период времени анималистическая тематика начала отходить на второй план, но она её явно можно заметить во многих работах: экспрессионистов, примитивистов, кубистов, сюрреалистов.
Изображение: Н. Пиросмани. Наседка с цыплятами. 1910-е. Московский музей современного искусства. Источник: Официальный сайт Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Экспозиция Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
«Цель выставочного проекта “Анималистика. И в шутку, и всерьёз” — не только придать новый импульс изучению анималистических образов и мотивов в изобразительном искусстве, но и сделать лучший подарок детям и взрослым, которые когда-то были детьми. Искренние и трогательные по своей сути произведения, посвящённые звериному царству, вряд ли оставят кого-нибудь равнодушным. В пространстве залов музея обязательно найдется повод и для эстетического наслаждения, и для серьезных философских раздумий, и для искреннего удивления, и, конечно же, для улыбок», — комментирует Марина Джигарханян, директор Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков.
Экспозиция «Анималистика. И в шутку, и всерьёз» представила зрителю более 150 работ — живопись, графика, скульптура — не только мастеров, которые изучали в работе жизнь животных, но и творцов не являющихся анималистами. Здесь можно увидеть как произведения всемирно известных художников Кузьмы Петрова-Водкина, Нико Пиросмани, Бориса Григорьева, Натана Альтмана, Климента Редько, Святослава Рериха, Василия Сварога, так и многих современных авторов — Завена Аршакуни, Виталия Тюленева, Германа Егошина, Владимира Яшке, Анатолия Белкина, а также и незаслуженно забытых мастеров, чьи имена станут настоящим открытием не только для любителей искусства, но и для специалистов в области анималистики.
Изображение: Н. Нестерова. Thanksgiving Day. 2003. Собрание Георгия Ботки. Источник: Официальный сайт Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Анималистический жанр раскрывается на выставке через разные тематические блоки: «портрет», «животные на природе» и композиции, затрагивающие различные стороны «взаимоотношения человека и животных». Каждая из тем по-своему раскрывает образы братьев меньших в работах авторов.
Так в «портретах» зверей и птиц художники стараются отметить в произведении состояние животного, его характер поведения и пластику тела. Звери здесь становятся носителем определённой духовной и эмоциональной сущности. Яркий тому пример — портрет собаки Кузьмы Петрова-Водкина. Перед зрителем очень живой и непосредственный образ не просто собаки рыжевато-коричневого окраса, а настоящий портрет маленького существа, в умных глазах которого прослеживается доброта. Работа является жемчужиной выставки, фотографировать её запрещено.
«Животные на природе», представленные в одиночку или группами, интересны художникам с точки зрения передачи особой психологической атмосферы. Герои таких картин выражают самые разные эмоции: как восторг от единства с окружающим миром, так и трагедию одиночества; как состояние покоя, так и энергию действия. Среди примеров подобных произведений на выставке представлены: «Султан курятника (Весна)» (1986) Алексея Фомичева или же «Весна» (1960-1970) Ивана Карпунова.
Однако основная часть экспозиции всё же посвящена разным мотивам взаимоотношений человека с животным. Многие исследователи искусства считают, что это одна из самых популярных и излюбленных тем анималистики XX века. В таких работах авторы отражают гармонию между миром людей и царством зверей. Образы животных здесь являются равноправными по отношению к человеку, а не второстепенными элементами композиции. Интересно, что в творчестве некоторых художников эта тема окрашивается поэтически-романтическими настроениями, как в работе Святослава Рериха «Молчание» (1964), или же юмористическими нотами, как в картине Виктора Данилова «Дама с улитками» (2002).
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьёз» расположена в нескольких залах. Многоообразие объектов, выполненных в различных техниках, позволяет с разных сторон взглянуть на всеми известный жанр в искусстве. Посетить экспозицию можно до 9 марта 2025 года. Узнать подробную информацию о выставке, иных мероприятиях и приобрести билеты можно на сайте Музея.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.