Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о своей выставке или творчестве? Пишите: d.bondrovskaya@sub-cult.ru
Академисты Русского музея — новая экспозиция в Михайловском замке

Великолепные полотна Александра Иванова, Ореста Кипренского, Григория Угрюмова Фёдора Бруни и других выдающихся художников заполнили бывшие Константиновские покои Михайловского (Инженерного) замка. Русский музей располагает поистине уникальным собранием отечественного академического направления.

Зарождение академизма, как отдельного течения в искусстве, пришлось на самый конец XVI века. В 1582 году братья Аннибале и Агостино Карраччи из Болоньи основали в родном городе художественную школу — Академию дельи Инкамминати (в переводе с итальянского «Академия вступивших на истинный путь»). Мастера Италии почитали живопись эпохи Высокого Возрождения и считали её главным образцом для подражания. Именно поэтому основным ориентиром академизма стали высокие классические идеалы — в первую очередь, античный принцип красоты и гармонии, который великие Леонардо, Тициан и Рафаэль возвели в абсолют в своих работах. Академисты, прежде всего, искали вдохновение в исторических, библейских и мифологических сюжетах. Настроение картин соответствовало содержанию — это были впечатляюще возвышенные, героические полотна.

В Россию академизм пришёл лишь спустя почти двести лет. По инициативе графа Ивана Шувалова и учёного Михаила Ломоносова в 1757 году была учреждена первая Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Долгое время она оставалась единственным высшим учебным заведением, которое профессионально обучало изобразительным искусствам. «Золотым веком» российского академического художественного образования стал период со второй половины XVIII до первой половины XIX веков. Тогда в Академии преподавали прославленные мастера, которые занимались подготовкой нового поколения не менее выдающихся художников.

ekspozitsiyaakademisty_1
Изображение: В. Л. Боровиковский. Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми. Изображение предоставлено Русским музеем

На рубеже столетий широкое распространение обрёл парадный портрет. Одним из главных петербургских портретистов того времени являлся Владимир Боровиковский. Сразу несколько залов отданы под работы талантливого мастера. Торжественно выделяются образы представителей правящей династии — «Портрет Павла I в костюме Мальтийского ордена» (1800), «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (конец 1800-х – начало 1810-х).

Романтический портрет представляют работы Ореста Кипренского, среди которых «Портрет Е. С. Авдулиной» (1822), «Портрет князя Евгения Григорьевича Гагарина ребёнком» (1818), «Портрет А. Р. Томилова» (1808). Настоящий символ характерного героя эпохи романтизма воплотился в изображении гусарского офицера Евграфа Давыдова (1809). Отдельно хочется отметить безымянный портрет молодого садовника (1817), который притягивает нежным, пронзительным взглядом героя. Увидеть работы Кипренского особенно ценно, ведь часть его коллекции Русский музей выставляет довольно редко.

ekspozitsiyaakademisty_2
Изображение: О. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. Изображение предоставлено Русским музеем

Возвращаясь к академизму, отличительной чертой этого художественного направления стало обращение к истории. Отечественные мастера иллюстрировали как сюжеты времён Древней Руси («Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей» (1812) Андрея Иванова, «Пришествие в Киев греческих послов с дарами к князю Владимиру Мономаху» (1806) Ивана Угрюмова), так и современные им события («Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году» (1813) Михаила Тихонова).

Часто использовались и легендарные мотивы из великих книг. Так, библейское сказание о рабыне Авраама Агари и их ребёнке положено в основу картины «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) Григория Угрюмого. Художник также масштабно изобразил предание об «Испытании силы Яна Усмаря» (1796) из «Повести временных лет». Статус академика живописец получил именно за эту работу.

ekspozitsiyaakademisty_3
Изображение: А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. Изображение предоставлено Русским музеем

Отдельный зал занимают холсты Александра Иванова. Пожалуй, одно из главных его творений — «Явление Христа народу» (1837–1857). Созданию грандиозного шедевра художник посвятил двадцать лет своей жизни. Оригинал монументального полотна находится в Третьяковской галерее, а в Петербурге хранится малый вариант, который служил Иванову первоначальным эскизом. Картину сопровождают наброски, эскизы, уникальные зарисовки отдельных фрагментов. Перед началом работы над изображением явления Мессии автор уже касался религиозной идеи. Напротив располагается «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) — масштабный по своей задумке и представлению сюжет, за воплощение которого Императорская Академия художеств присвоила Александру Иванову звание академика.

Картины «Вакханка, поящая амура» (1828), «Смерть Камиллы, сестры Горация» Фёдора Бруни продолжают античную тему. Здесь же примечательна экспонируемая редкость Русского музея — «Фортуна и нищий» (1836) Алексея Маркова. Образы героев вдохновлены одноимённой басней Ивана Крылова, повествующей об алчности, чрезмерном стремлении к богатству и чувстве меры.

ekspozitsiyaakademisty_4
Изображение: Ф. А. Бруни. Вакханка, поящая Амура. Изображение предоставлено Русским музеем

«Куда не обрати взор, он везде обращается к шедевру», — подытоживает Григорий Наумович Голдовский, заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея. Экспозиция «Русская академическая живопись конца XVIII – первой половины XIX века» и правда поражает концентрацией канонических произведений в одном пространстве, которыми все гости культурной институции могут насладиться до 31 мая 2025 года.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика