Сегодня День рождения у великого каталонского художника, графика и скульптора — Хоана Миро-и-Ферра. По такому случаю расскажем несколько малоизвестных фактов о гении искусства ХХ века. И да, в статье художник назван именно как Хоан, написание и звучание имени автора в испанской манере, а не Жоан, как многие привыкли – влияние французов. Миро за всё время своего творения творческого пути успел попробовать себя в различных жанрах: от сюрреализма до дадаизма. Но поддерживали ли его весь этот период близкие, и кто был главной мотивацией испанца?
1. И швец, и жнец, и голода борец
Семья не одобряла увлечения художника. Каталонец из принципа не просил материальной помощи от родителей. По мере усиления голода Миро с большим рвением обращался к холстам. Как и для английского писателя Моэма, прекрасное представлялось испанскому художнику экстазом — таким же простым и естественным чувством, как и голод. Именно поэтому Хоан ежедневно работал в течение 9 месяцев над картиной, имея пустой карман и, как следствие, желудок. Садомазохист романтизировал своё состояние. Галлюцинации помогали ему усилить вдохновение. Картина автора «Карнавал Арлекина» — один из результатов такого «эксперимента».
Изображение: работа Хоана Миро «Карнавал Арлекина», 1925 год. Источник: Информационный портал artrue.ru
Читайте также
2. Идеальный муж
Хоан Миро был женат всего один раз и на всю жизнь. Причём, выбор был очевиден! Миро и Пилар Юнкоса в детстве проводили много совместного времени на Ямайке. Спустя два года после заключения брака у пары появилась дочь — единственный ребёнок. Однако художника не столько заботила обыденность, сколько живопись. На неё он тратил всё своё здоровье и нервы. Но, находясь во власти такой стихии, «не потратил» свою женщину. Пилар Юнкос — главная героиня произведений Хоана Миро. Без неё, по убеждению великого испанца, он бы остался пожизненным сиротой.
3. Сжечь всё
В конце своего творчества Миро переключился на антиискусство. На его серии из пяти картин «Сожжённые холсты» 1973 года видны следы выжигания, прокалывания, топтания поверхности. Но нельзя назвать увиденное художественным «хулиганством»: полотна стали откликом Миро на нападение молодёжи на Фондовую биржу.
4. Маятник Миро
Испанец вместе с Андре Массоном — законодатели живописи абсурда. Они отменили традиционные формы и художественный догматизм. А Миро, к тому же, признан и родоначальником экспрессионизма. Изображённое на его рисунках издали напоминает детские игрушки, вытягивающиеся по всей длине холста линии создают надписи и визуальный образ «картины-поэмы», а существа своим силуэтом очерчивают цветную тень.
5. «Я — не абстракционист!»
Назвать Миро абстрактным художником — значит оскорбить его творчество. Для него весь микс плоских форм, изогнутых линий и биоморфоность на собственных полотнах объяснялся исключительно внимательностью к сюжетам сновидений, долгим наблюдением за природными явлениями, высшей степенью развитости воображения … Голодом и бедностью.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!