Отгремевший в конце 2023-го релиз сериала «Слово пацана» заставил примкнуть к фандомной жизни людей, которые до этого никогда не слышали о том, что такое эдит, шипперинг и почему сюжетная линия героини Айгуль называется стеклом. С весны 2021 года в России резко возрос интерес к отечественным фильмам и сериалам, особенно среди молодых людей, что привело к появлению целой индустрии, направленной на работу с фанатами. Разбираемся, как в России зародилось движение.
Кто такое фандомщики?
Понятие субкультура давно обосновалось в списке знакомых слов большинства. Готы, эмо, панки заняли свое место и в масс-медиа. Однако не имеющие внешнего стилевого воплощения и идеологии группы людей — фандомщики — идентифицируется как субкультура далеко не всеми. Культура объединения вокруг одного произведения, будь то книга или фильм, сериал или видеоигра, не новая история. Первые фандомы берут начало даже не в веке прошлом. В качестве примера можно вспомнить случай, когда по настоянию поклонников Артур Конан Дойл воскресил Шерлока Холмса и продолжил писать книги.
© BBC One
Сейчас чаще всего фандом представляет собой сообщество единомышленников, которых объединяет интерес к любимым героям и желание поговорить с кем-то, включённым в контекст. Однако на простом общении в Сети ничего не заканчивается. За годы существования культура фандомов обросла своими традициями, сленгом, мифами, поводами для ностальгии и даже обрела возможности влияния на пиар-компании громких проектов.
2010-е как расцвет интернета
Периодом максимального расцвета и формирования культуры русских фандомов можно назвать 2010 годы, когда на просторах Сети возникают самые большие и культовые фандомные объединения: «Сверханутые» (фанаты сериала «Сверхъестественное»), «Хувианы» (поклонники «Доктора Кто»), «Дирикшионеры» (те, кто следил за бойз-бендом One direction) и другие. Несмотря на то, что в основном проекты, находящиеся во внимании фанатов, были зарубежными, пользователи рунета прекрасно адаптировали контент под себя. В соцсетях до сих пор вспоминают ночи, проведённые за марафоном сериала «Шерлок» на Первом канале.
Из англоязычного YouTube были позаимствованы форматы «крэк-видео» — короткометражных нарезок из видео со смешными звуками, а также разбора теорий на форумах, включающих перевод англоязычных статей и постов для тех, кто не владел английским, и даже некоторый сленг. Слова, которые пришли в современный русский язык из эпохи «мультифандома»: пейринг — пара персонажей, которые находятся в романтических отношениях; шиппер — поклонник этой пары; стекло — трагичный момент, когда один из пары, к примеру, погибает; хэдканон — личное мнение о вселенной или герое, официально непрописанное в сюжете.
Источник фото: Creative Christians on Unsplash
Именно язык во многом формирует культуру, раскрывая её идейное ядро. Что можно понять из сленга фанатов? Определенно то, что главная цель и стремление фандомщиков — максимально расширить существующее каноническое повествование.
Что даёт пребывание в фандоме?
Пребывание в фандомах предполагает глубокое погружение в мир любимого проекта. Возможность отвлечься от зачастую не самой приятной реальности — главное, что может получить любой фанат. Здесь включаются так называемые механизмы эскапизма — свойство психики, которое позволяет уйти от чего-то неприятного или скучного в жизни путём размышлений о чём-то более интересном. Помимо простого избегания реальности, фандомы позволяют делиться творчеством с единомышленниками. Причём принимать оно может любую форму.
Источник фото: Marcos Paulo Prado on Unsplash
Так, фандомы создают большое количество аудиовизуального контента — «эдиты». Это также перенятый формат короткого, смонтированного под популярную песню видеоклипа, где нарезка трагичных или счастливых моментов из оригинала создаёт новые смыслы. Некоторые такие работы набирают по несколько миллионов просмотров в социальных сетях и даже доходят до творческих команд оригинальных проектов. Так происходит общение аудитории со своими кумирами.
Фанаты и медиа
Порой фанатские объединения сталкиваются с крайне негативной реакцией создателей оригинала на своё творчество. Это может быть связано как с чрезмерной настырностью отдельных людей или всего фандома, так и с общим фоном восприятия подобных сообществ как «фриковатых». Однако при этом в PR-стратегиях, которые разрабатывают западные медиаспециалисты, работа с фан-базой занимает одно из значимых мест. Ярким примером может стать PR-программа американской исполнительницы Тейлор Свифт, фан-сообщество которой называет себя «Сфивтис». В концепции её работы с аудиторией заложен принцип — «быть другом». Певица оставляет пасхалки и загадки в клипах и нарядах с Grammy, создаёт трагичную и последовательную историю любви в песнях, борется с несправедливость лейбла по отношению к женщинам и просто хорошо поёт о простом.
Подобная история общения с аудиторией также воплощена в творчестве группы Twenty one pilots, создавшей целую вселенную внутри дискографии. В пик популярности группы (а это всё те же 2010-е) фанаты «Пилотов» разгадывали письма, написанные «лирическим героем» текстов треков и выложенных на специальном сайте, строили теории вокруг каждой строчки в новом песни и чуть ли не каждого кадра в клипе.
© Bubble Studios
Для российских фанатов многое изменилось с выходом русскоязычных комиксов и веб-мультфильмов. Сейчас один из самых больших отечественных фан-объединений — «Майор гром». Или как его называли в 2021 году — «фандом русской коммуналки». Что особенного произошло после выхода на экраны фильма о первом супергерое в России? Во-первых, бум молодёжной любви к русскому кино. После премьеры фильма многие поклонники ленты обратили внимание на более ранние и неизвестные до этого работы, где снимались актёры проекта: «Огонь», «Не лечи меня», «Настя соберись» — лишь малая часть.
На фоне массового интереса к отечественному продукту в игру вступил Кинопоиск, взявшийся за организацию и съемку ещё большего количества проектов, нацеленных на «фандомщиков». Ярким примером может стать сериал «Король и шут». От настоящего панка в истории осталось не так много, что точно нельзя сказать про «реверансы» в сторону поклонников группы. Во многом именно для них была снята лента. За релизом проекта последовала поп-культурная выставка, рассказывающая об истории этого музыкального движения в России.
За последние три года медиапространство наполнилось контентом, рассчитанным на специфическую аудиторию. Актёры фильмов и сериалов, разработчики игр и режиссёры выходят на контакт с аудиторией. Это могут быть как простые посты в социальных сетях, обращённые именно к фанатам, так и прямые эфиры, живые встречи. Новые тенденции в производстве контента и последующем его продвижении говорят об активно формирующейся отечественной культуре фанатсва, которая с годами, скорее всего, будет лишь разрастаться и укрепляться по обе стороны экранов.
Источник фото обложки: © Bubble Studios
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.