Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Отгремевший в конце 2023-го релиз сериала «Слово пацана» заставил примкнуть к фандомной жизни людей, которые до этого никогда не слышали о том, что такое эдит, шипперинг и почему сюжетная линия героини Айгуль называется стеклом. С весны 2021 года в России резко возрос интерес к отечественным фильмам и сериалам, особенно среди молодых людей, что привело к появлению целой индустрии, направленной на работу с фанатами. Разбираемся, как в России зародилось движение.

Кто такое фандомщики?

Понятие субкультура давно обосновалось в списке знакомых слов большинства. Готы, эмо, панки заняли свое место и в масс-медиа. Однако не имеющие внешнего стилевого воплощения и идеологии группы людей — фандомщики — идентифицируется как субкультура далеко не всеми. Культура объединения вокруг одного произведения, будь то книга или фильм, сериал или видеоигра, не новая история. Первые фандомы берут начало даже не в веке прошлом. В качестве примера можно вспомнить случай, когда по настоянию поклонников Артур Конан Дойл воскресил Шерлока Холмса и продолжил писать книги.

483248234823469575464

© BBC One

Сейчас чаще всего фандом представляет собой сообщество единомышленников, которых объединяет интерес к любимым героям и желание поговорить с кем-то, включённым в контекст. Однако на простом общении в Сети ничего не заканчивается. За годы существования культура фандомов обросла своими традициями, сленгом, мифами, поводами для ностальгии и даже обрела возможности влияния на пиар-компании громких проектов.

2010-е как расцвет интернета

Периодом максимального расцвета и формирования культуры русских фандомов можно назвать 2010 годы, когда на просторах Сети возникают самые большие и культовые фандомные объединения: «Сверханутые» (фанаты сериала «Сверхъестественное»), «Хувианы» (поклонники «Доктора Кто»), «Дирикшионеры» (те, кто следил за бойз-бендом One direction) и другие. Несмотря на то, что в основном проекты, находящиеся во внимании фанатов, были зарубежными, пользователи рунета прекрасно адаптировали контент под себя. В соцсетях до сих пор вспоминают ночи, проведённые за марафоном сериала «Шерлок» на Первом канале.

Из англоязычного YouTube были позаимствованы форматы «крэк-видео» — короткометражных нарезок из видео со смешными звуками, а также разбора теорий на форумах, включающих перевод англоязычных статей и постов для тех, кто не владел английским, и даже некоторый сленг. Слова, которые пришли в современный русский язык из эпохи «мультифандома»: пейринг — пара персонажей, которые находятся в романтических отношениях; шиппер — поклонник этой пары; стекло — трагичный момент, когда один из пары, к примеру, погибает; хэдканон — личное мнение о вселенной или герое, официально непрописанное в сюжете.

creative-christians-hn6uxg7gzte-unsplash

Источник фото: Creative Christians on Unsplash

Именно язык во многом формирует культуру, раскрывая её идейное ядро. Что можно понять из сленга фанатов? Определенно то, что главная цель и стремление фандомщиков — максимально расширить существующее каноническое повествование.

Что даёт пребывание в фандоме?

Пребывание в фандомах предполагает глубокое погружение в мир любимого проекта. Возможность отвлечься от зачастую не самой приятной реальности — главное, что может получить любой фанат. Здесь включаются так называемые механизмы эскапизма — свойство психики, которое позволяет уйти от чего-то неприятного или скучного в жизни путём размышлений о чём-то более интересном. Помимо простого избегания реальности, фандомы позволяют делиться творчеством с единомышленниками. Причём принимать оно может любую форму.

marcos-paulo-prado-tcyw6im5uug-unsplash

Источник фото: Marcos Paulo Prado on Unsplash

Так, фандомы создают большое количество аудиовизуального контента — «эдиты». Это также перенятый формат короткого, смонтированного под популярную песню видеоклипа, где нарезка трагичных или счастливых моментов из оригинала создаёт новые смыслы. Некоторые такие работы набирают по несколько миллионов просмотров в социальных сетях и даже доходят до творческих команд оригинальных проектов. Так происходит общение аудитории со своими кумирами.

Фанаты и медиа

Порой фанатские объединения сталкиваются с крайне негативной реакцией создателей оригинала на своё творчество. Это может быть связано как с чрезмерной настырностью отдельных людей или всего фандома, так и с общим фоном восприятия подобных сообществ как «фриковатых». Однако при этом в PR-стратегиях, которые разрабатывают западные медиаспециалисты, работа с фан-базой занимает одно из значимых мест. Ярким примером может стать PR-программа американской исполнительницы Тейлор Свифт, фан-сообщество которой называет себя «Сфивтис». В концепции её работы с аудиторией заложен принцип — «быть другом». Певица оставляет пасхалки и загадки в клипах и нарядах с Grammy, создаёт трагичную и последовательную историю любви в песнях, борется с несправедливость лейбла по отношению к женщинам и просто хорошо поёт о простом.

Подобная история общения с аудиторией также воплощена в творчестве группы Twenty one pilots, создавшей целую вселенную внутри дискографии. В пик популярности группы (а это всё те же 2010-е) фанаты «Пилотов» разгадывали письма, написанные «лирическим героем» текстов треков и выложенных на специальном сайте, строили теории вокруг каждой строчки в новом песни и чуть ли не каждого кадра в клипе.

48324823482348232

© Bubble Studios

Для российских фанатов многое изменилось с выходом русскоязычных комиксов и веб-мультфильмов. Сейчас один из самых больших отечественных фан-объединений — «Майор гром». Или как его называли в 2021 году — «фандом русской коммуналки». Что особенного произошло после выхода на экраны фильма о первом супергерое в России? Во-первых, бум молодёжной любви к русскому кино. После премьеры фильма многие поклонники ленты обратили внимание на более ранние и неизвестные до этого работы, где снимались актёры проекта: «Огонь», «Не лечи меня», «Настя соберись» — лишь малая часть.

На фоне массового интереса к отечественному продукту в игру вступил Кинопоиск, взявшийся за организацию и съемку ещё большего количества проектов, нацеленных на «фандомщиков». Ярким примером может стать сериал «Король и шут». От настоящего панка в истории осталось не так много, что точно нельзя сказать про «реверансы» в сторону поклонников группы. Во многом именно для них была снята лента. За релизом проекта последовала поп-культурная выставка, рассказывающая об истории этого музыкального движения в России.

За последние три года медиапространство наполнилось контентом, рассчитанным на специфическую аудиторию. Актёры фильмов и сериалов, разработчики игр и режиссёры выходят на контакт с аудиторией. Это могут быть как простые посты в социальных сетях, обращённые именно к фанатам, так и прямые эфиры, живые встречи. Новые тенденции в производстве контента и последующем его продвижении говорят об активно формирующейся отечественной культуре фанатсва, которая с годами, скорее всего, будет лишь разрастаться и укрепляться по обе стороны экранов.

Источник фото обложки: © Bubble Studios

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика