Отгремевший в конце 2023-го релиз сериала «Слово пацана» заставил примкнуть к фандомной жизни людей, которые до этого никогда не слышали о том, что такое эдит, шипперинг и почему сюжетная линия героини Айгуль называется стеклом. С весны 2021 года в России резко возрос интерес к отечественным фильмам и сериалам, особенно среди молодых людей, что привело к появлению целой индустрии, направленной на работу с фанатами. Разбираемся, как в России зародилось движение.
Кто такое фандомщики?
Понятие субкультура давно обосновалось в списке знакомых слов большинства. Готы, эмо, панки заняли свое место и в масс-медиа. Однако не имеющие внешнего стилевого воплощения и идеологии группы людей — фандомщики — идентифицируется как субкультура далеко не всеми. Культура объединения вокруг одного произведения, будь то книга или фильм, сериал или видеоигра, не новая история. Первые фандомы берут начало даже не в веке прошлом. В качестве примера можно вспомнить случай, когда по настоянию поклонников Артур Конан Дойл воскресил Шерлока Холмса и продолжил писать книги.
© BBC One
Сейчас чаще всего фандом представляет собой сообщество единомышленников, которых объединяет интерес к любимым героям и желание поговорить с кем-то, включённым в контекст. Однако на простом общении в Сети ничего не заканчивается. За годы существования культура фандомов обросла своими традициями, сленгом, мифами, поводами для ностальгии и даже обрела возможности влияния на пиар-компании громких проектов.
2010-е как расцвет интернета
Периодом максимального расцвета и формирования культуры русских фандомов можно назвать 2010 годы, когда на просторах Сети возникают самые большие и культовые фандомные объединения: «Сверханутые» (фанаты сериала «Сверхъестественное»), «Хувианы» (поклонники «Доктора Кто»), «Дирикшионеры» (те, кто следил за бойз-бендом One direction) и другие. Несмотря на то, что в основном проекты, находящиеся во внимании фанатов, были зарубежными, пользователи рунета прекрасно адаптировали контент под себя. В соцсетях до сих пор вспоминают ночи, проведённые за марафоном сериала «Шерлок» на Первом канале.
Из англоязычного YouTube были позаимствованы форматы «крэк-видео» — короткометражных нарезок из видео со смешными звуками, а также разбора теорий на форумах, включающих перевод англоязычных статей и постов для тех, кто не владел английским, и даже некоторый сленг. Слова, которые пришли в современный русский язык из эпохи «мультифандома»: пейринг — пара персонажей, которые находятся в романтических отношениях; шиппер — поклонник этой пары; стекло — трагичный момент, когда один из пары, к примеру, погибает; хэдканон — личное мнение о вселенной или герое, официально непрописанное в сюжете.
Источник фото: Creative Christians on Unsplash
Именно язык во многом формирует культуру, раскрывая её идейное ядро. Что можно понять из сленга фанатов? Определенно то, что главная цель и стремление фандомщиков — максимально расширить существующее каноническое повествование.
Что даёт пребывание в фандоме?
Пребывание в фандомах предполагает глубокое погружение в мир любимого проекта. Возможность отвлечься от зачастую не самой приятной реальности — главное, что может получить любой фанат. Здесь включаются так называемые механизмы эскапизма — свойство психики, которое позволяет уйти от чего-то неприятного или скучного в жизни путём размышлений о чём-то более интересном. Помимо простого избегания реальности, фандомы позволяют делиться творчеством с единомышленниками. Причём принимать оно может любую форму.
Пожалуй, одним из самых масштабных явлением в этой культуре стали фанфики. Это рассказы, повествующие об альтернативных версиях сюжета произведений. Для чего они вообще были придуманы? По изначальной задумке фанфики предполагались короткими зарисовками, где фанаты переписывали грустную концовку произведений. Однако, как это часто бывает в творческой среде, они стали ровно противоположными по значению историями, часто более драматичными, чем оригинал.
Источник фото: Marcos Paulo Prado on Unsplash
Фанфики делятся на множество жанров. Это могут быть «AU», где каноничных героев переносят в «базовые» для описания контекста места — школы, кофешопы, университеты. Кроме того, встречаются перевоплощения героев в декорациях японской мифологии — «Ханахаки», когда один из влюбленных героев до смерти давится цветами, если любовь не взаимна. Может быть работа и простой зарисовкой, добавляющей в сюжет оригинала недостающие детали. Некоторые из них могут стать каноничными для фандома или задать собственный канон.
Помимо фанфиков фандомы создают большое количество аудиовизуального контента — «эдиты». Это также перенятый формат короткого, смонтированного под популярную песню видеоклипа, где нарезка трагичных или счастливых моментов из оригинала создаёт новые смыслы. Некоторые такие работы набирают по несколько миллионов просмотров в социальных сетях и даже доходят до творческих команд оригинальных проектов. Так происходит общение аудитории со своими кумирами.
Фанаты и медиа
Порой фанатские объединения сталкиваются с крайне негативной реакцией создателей оригинала на своё творчество. Это может быть связано как с чрезмерной настырностью отдельных людей или всего фандома, так и с общим фоном восприятия подобных сообществ как «фриковатых». Однако при этом в PR-стратегиях, которые разрабатывают западные медиаспециалисты, работа с фан-базой занимает одно из значимых мест. Ярким примером может стать PR-программа американской исполнительницы Тейлор Свифт, фан-сообщество которой называет себя «Сфивтис». В концепции её работы с аудиторией заложен принцип — «быть другом». Певица оставляет пасхалки и загадки в клипах и нарядах с Grammy, создаёт трагичную и последовательную историю любви в песнях, борется с несправедливость лейбла по отношению к женщинам и просто хорошо поёт о простом.
Подобная история общения с аудиторией также воплощена в творчестве группы Twenty one pilots, создавшей целую вселенную внутри дискографии. В пик популярности группы (а это всё те же 2010-е) фанаты «Пилотов» разгадывали письма, написанные «лирическим героем» текстов треков и выложенных на специальном сайте, строили теории вокруг каждой строчки в новом песни и чуть ли не каждого кадра в клипе.
© Bubble Studios
Для российских фанатов многое изменилось с выходом русскоязычных комиксов и веб-мультфильмов. Сейчас один из самых больших отечественных фан-объединений — «Майор гром». Или как его называли в 2021 году — «фандом русской коммуналки». Что особенного произошло после выхода на экраны фильма о первом супергерое в России? Во-первых, бум молодёжной любви к русскому кино. После премьеры фильма многие поклонники ленты обратили внимание на более ранние и неизвестные до этого работы, где снимались актёры проекта: «Огонь», «Не лечи меня», «Настя соберись» — лишь малая часть.
На фоне массового интереса к отечественному продукту в игру вступил Кинопоиск, взявшийся за организацию и съемку ещё большего количества проектов, нацеленных на «фандомщиков». Ярким примером может стать сериал «Король и шут». От настоящего панка в истории осталось не так много, что точно нельзя сказать про «реверансы» в сторону поклонников группы. Во многом именно для них была снята лента. За релизом проекта последовала поп-культурная выставка, рассказывающая об истории этого музыкального движения в России.
За последние три года медиапространство наполнилось контентом, рассчитанным на специфическую аудиторию. Актёры фильмов и сериалов, разработчики игр и режиссёры выходят на контакт с аудиторией. Это могут быть как простые посты в социальных сетях, обращённые именно к фанатам, так и прямые эфиры, живые встречи. Новые тенденции в производстве контента и последующем его продвижении говорят об активно формирующейся отечественной культуре фанатсва, которая с годами, скорее всего, будет лишь разрастаться и укрепляться по обе стороны экранов.
Источник фото обложки: © Bubble Studios
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!