Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Малая родина Есенина: путешествие в Константиново

На высоком берегу Оки, в 45 километрах от Рязани, раскинулось село Константиново. Здесь родился и вырос «последний поэт деревни» — Сергей Александрович Есенин. В настоящее время в Константинове находится Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. Это огромный природно-исторический комплекс, объединяющий более десятка различных экспозиций.

27 июля культурная институция праздновала свой день рождения. Гости музея могли поближе познакомиться с бытом и традициями рязанской деревни, а также увидеть уникальные литературные и художественные выставки.

esenin_tekst_1

Изображение: мемориальная плита на доме родителей Сергея Есенина в селе Константиново

Литературный музей

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

С. А. Есенин, 1916

Экспозиция Литературного мемориального музея знакомит посетителей с жизнью Сергея Александровича Есенина, который своё детство провёл здесь, в Константинове. Большая часть коллекции посвящена именно документалистике. Под стеклом хранятся всевозможные ценные книги и бумаги: от учебников, журналов и похвальных листов из сельского народного училища до писем военного времени и газетных публикаций всеми известного автора.

Основную часть выставки составляют многочисленные фотографии. Тут собраны фотовоспоминания буквально всей жизни знаменитого рязанского поэта: Сергей Есенин запечатлён со своими односельчанами, близкими и родственниками.

Крайне интересны и редкие художественные зарисовки. Среди них — рисунки авторства Любови Милеевой, жены Константина Алексеевича Соколова, давнего приятеля Есенина. Как и поэт, Милеева родилась в Рязанской губернии и вдохновлялась родным краем. Ученица Рериха и Билибина, она была талантливой рисовальщицей, изображала, в том числе и константиновские виды: избу семьи Есениных, небольшую часовню у реки. После смерти Сергея Александровича Любовь Милеева с мужем активно собирали биографические материалы в память о творчестве писателя.

Усадебный дом Л. И. Кашиной. Музей поэмы «Анна Снегига»

«Как прекрасна

Земля

И на ней человек…»

С. А. Есенин «Анна Снегина», 1924

Лидия Ивановна Кашина (Кулакова) — последняя владелица поместья в селе Константиново. Её отец, богатый купец Иван Петрович Кулаков, был попечителем местной земской школы, в которой учился Сергей Есенин. Сама Кашина познакомилась с поэтом летом 1916 года, когда тот впервые оказался в её усадебном доме. Тогда он уже выпустил свой первый сборник «Радуница» и в гостях у Лидии Ивановны читал стихи «В зелёной церкви за горой...», «Я снова здесь, в семье родной...», «Даль подёрнулась туманом...», написанные в родном селе.

esenin_tekst_2

Изображение: сборник «Радуница» (издание М. В. Аверьянова, 1916 г.) из личной библиотеки Л. И. Кашиной с автографом её сына Г. Н. Кашина

Воспоминания о малой родине вдохновили Есенина на создание во многом автобиографической поэмы «Анна Снегина». Главного героя — поэта Сергея — он писал с самого себя. Анна Сардановская — ученица Рязанского епархиального училища, знакомая поэта, в которую он был влюблён в юности — прообраз «девушки в белой накидке», а одним из прототипов главной героини стала именно Лидия Ивановна Кашина.

Сейчас в музее можно увидеть тексты и наброски поэмы с комментариями самого автора, эскизы костюмов для театральной постановки и иллюстрации к лирическим сюжетам. Одним из самых известных художников-оформителей «Анны Снегиной» стал Борис Дехтерёв. Его полупрозрачные акварельные рисунки украсили издание есенинского лирического собрания 1974 года.

Каретный двор

«Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган...»

С. А. Есенин «Пушкину», 1924

Рядом с домом Л. И. Кашиной располагается восстановленное здание Каретного двора — ныне выставочный зал. Здесь с 27 июля по 15 января можно познакомиться с художественной экспозицией «Мечтая о могучем даре… С. А. Есенин — наследник традиций классиков», рассказывающей о роли Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева и Фета в становлении Сергея Есенина как человека творчества.

Специально для этой выставки музей-заповедник С. А. Есенина собрал работы из шести крупнейших коллекций, в том числе из фондов Государственного музея А. С. Пушкина и Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы».

esenin_fotoreportazh_5

Изображение: иллюстрация А. Н. Бенуа к «Капитанской дочке», 1919 год

Немало параллелей можно проследить в работах «рязанского леля» (так молодого Сергея Есенина прозвали в писательских кругах) и его литературного кумира Александра Сергеевича Пушкина. Обоих писателей особо интересовал образ Емельяна Пугачёва. Одноимённая поэма Есенина — это не только реакция на антибольшевистские крестьянские восстания, сходство с которыми он видел в исторических событиях, но и вдохновение наследием великого предшественника.

На отдельном стенде можно детально разглядеть работы книжного графика Валентина Ле Кампиона (настоящее имя — Валентин Николаевич Битт) к пушкинской «Капитанской дочке». Здесь и «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым», и сцена погони как иллюстрация к статье литературоведа-пушкиниста Модеста Гофмана. Всё выполнено в редкой технике ксилографии — древнейший вид гравирования по дереву.

«Суд Пугачёва», в свою очередь, проиллюстрировал Александр Николаевич Бенуа — художник, который на протяжении всей жизни создавал уникальные гравюры на основе классических сюжетов Пушкина: от «Пиковой дамы» до «Медного всадника». А с самим Есениным Бенуа был знаком лично. Они нередко встречались на вечерах творческой молодёжи и у общих друзей.

esenin_tekst_3

Изображение: поздравительная открытка С. А. Есенина, адресованная его духовному наставнику И. Я. Смирнову в село Константиново, 1913 год

«В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей...»

С. А. Есенин «До свиданья, друг мой, до свиданья…», 1925

Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась в декабре 1925 года по собственной воле поэта. За день до этого он передал своему близкому знакомому переводчику Вольфу Эрлиху последнее предсмертное стихотворение с прощальными строками: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей…» Несмотря на ранний уход из жизни, великий мастер лирики оставил огромное творческое достояние, которое до сих пор вдохновляет следующие поколения художников и писателей и воспитывает в читателе самую чистую и искреннюю любовь к родному краю.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика