Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Рок-Питер: легендарные места города

В Питере есть немало легендарных мест, связанных с развитием рока в нашей стране. И это не случайно, ведь именно город на Неве считают столицей российской рок-культуры.

Становление русского рока по большей части происходило в Петербурге. В связи с этим на протяжении многих лет в городе появлялись клубы, кафе, парки, дворы и прочие «точки», служившие главными местами для «тусовок» неформальной молодежи Питера. Юные рокеры собирались на Невском, коротали время в компании гитар у Казанской площади и, конечно же, ходили на концерты в рок-клуб. В этой статье будет рассказано о самых главных, легендарных местах Петербурга, без которых было бы невозможно развитие рок-культуры в России.

«Дежурят ребята в народных дружинах, в "Сайгон" выезжают в казенных машинах» (Бригадный Подряд)

Безымянное кафе, находящееся на углу Невского и Владимирского проспектов, на протяжении почти 25 лет являлось любимым местом ленинградских неформалов. Вроде, ничего особенного в этой забегаловке не было: несколько высоких и неудобных столиков, холодные подоконники, на которых в силу отсутствия стульев сидели посетители, и, конечно же, дешевый, обычно из пережаренных зерен, кофе. Но именно здесь, начиная с 60-х годов, собирались деятели советского андеграунда. Поначалу «Сайгон» посещали поэты самиздата, художники-авангардисты, чуть позднее к ним присоединились хиппи. А в 80-е кафе обрело популярность и среди ленинградской рок-тусовки. На чашечку «маленького двойного» сюда часто забегали и Виктор Цой, и Олег Гаркуша, и Константин Кинчев. А Борис Гребенщиков черпал здесь вдохновение для своих песен.

Сайгон рок место

Официального названия у кафе не было. Но каждый «продвинутый» житель Ленинграда знал, что называть его следует не иначе как «Сайгон». По одной из легенд, однажды в тесное накуренное помещение заглянул милиционер. В ярости он произнес: «Что вы тут курите? Безобразие! Какой-то Сайгон устроили». Кто-то тут же подхватил это слово, и вскоре все называли кафе только так.

«Сайгон» был настоящим островком свободы. Именно здесь, теперь уже в культовом месте, ленинградская молодежь узнавала даты предстоящих квартирников, обменивалась пластинками и самиздатом, а также делилась впечатлениями от прошедших неформальных мероприятий. Но, к сожалению, в 1989 году «Сайгон» прекратил свое существование. Сегодня в здании находится элитная гостиница. О былых годах существования кафе напоминает лишь маленькая мемориальная доска на стене бара, находящегося на первом этаже гостиницы.

«Санкт-Петербург, колокольный звон. На Рубинштейна 13 я был второй раз рожден» (Пилот)

Данный адрес известен, пожалуй, каждому поклоннику русского рока. Это место сыграло самую главную роль в становлении рок-музыки в нашей стране. Здесь, в здании Народного театра, 7 марта 1981 года, состоялось выступление групп «Мифы», «Пикник», «Зеркало» и «Россияне». Это ознаменовало начало нового времени. Теперь по адресу Рубинштейна, 13 находился Ленинградский рок-клуб, название которого сегодня невозможно представить без прилагательного «легендарный». Ведь это была первая официально разрешенная властями площадка, на которой играли рок. И именно здесь впервые вышли на сцену группы «Алиса», «Кино», «АукцЫон» и многие другие музыканты, которые сегодня считаются классикой русского рока.

Территория рок-клуба была очень маленькой. Зал вмещал в себя двести мест, поэтому каждый концерт проходил при аншлаге. Помимо двухсот человек в зале, сотни любителей запрещенной музыки стояли на улице у ворот, забирались на крышу, пытались заглянуть в окна. Но и группам тоже не так просто было попасть в это заветное место. Музыканты со всей страны месяцами готовились к прослушиванию, которое могло или приблизить их к заветной сцене клуба или отправить дальше играть подпольные концерты. И сегодня трудно представить, что такие «акулы» русского рока как Борис Гребенщиков и Виктор Цой попали на эту сцену с большим трудом после нескольких прослушиваний.

Борис Гребенщиков у входа в Ленинградский рок-клуб

В клубе была определенная структура, со своим уставом и избранным музыкантами советом, во главе которого стоял президент — Николай Михайлов. Рок-клуб занимался не только концертной, но и фестивальной деятельностью. Ежегодно устраивались фестивали, на которых участвовало огромное количество групп, лучшие из которых по окончании фестиваля продолжали свою деятельность в рок-клубе.

Пример Ленинградского рок-клуба вдохновил энтузиастов в различных городах и даже селах страны создавать подобные музыкальные площадки. Однако с распадом Советского Союза они начали закрываться. Этого не избежал и Ленинградский рок-клуб, который был закрыт в начале девяностых.

Сегодня в легендарном здании находится детский музыкальный театр «Зазеркалье», а любое напоминание о годах существования рок-клуба тщательно замаскировано ремонтными службами. Но, несмотря на это, повзрослевшие фанаты советской рок-музыки иногда еще приходят к дому номер 13 по улице Рубинштейна. Ведь если на мгновение закрыть глаза и сосредоточиться, можно услышать, как за воротами шумная толпа бурно обсуждает перемены, которые ждет вместе со всей страной Виктор Цой. Кажется, что у входной двери кто-то пытается продать заветный билет на вечернее выступление группы «Зоопарк». И, думается, что, если прямо сейчас заглянуть в окна, можно краем глаза увидеть, как на сцене настраивают свои инструменты Юрий Шевчук и группа ДДТ.

«Это странное место – Камчатка» (Кино)

Улица Блохина 15 – место паломничества всех поклонников Виктора Цоя. Ведь сегодня здесь находится самый известный клуб-музей, связанный с личностью этого знакового музыканта и русского рока в целом.

Раньше в здании находилась котельная, именуемая в народе «Камчаткой». Здесь с 1986 по 1988 год работал кочегаром Виктор Цой. Здесь же он писал свои легендарные песни, здесь же и проводил время с приятелями по рок-цеху. Помимо главного «Киношника» здесь работал основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. Также подкидывал угли в знаменитую печь Александр Башлачев. Но, все-таки, в первую очередь «Камчатка» ассоциируется с именем Виктора Цоя. С конца 80-х во дворе котельной собиралась ленинградская рок-тусовка, чтобы пообщаться друг с другом, обменяться новыми записями песен любимых музыкантов, лично исполнить их под акустическую гитару и поднять стакан портвейна за светлую жизнь рок-музыки.

Виктор Цой около котельной

Сегодня котельная активно функционирует в качестве клуба-музея Виктора Цоя. Каждый день «Камчатка» принимает гостей, желающих прикоснуться к истории русского рока и отдельно группы «Кино». Стены музея обклеены различными фотографиями, афишами, плакатами с изображениями Виктора Цоя, а также его рисунками. По всей территории клуба размещены памятные сувениры, пластинки, книги, футболки, имеющие прямое отношение к Виктору Цою и его знаменитым коллегам по котельной. Сохранена в помещении и та самая печь, в которую на протяжении двух лет Цой бросал угли. Также в музее есть еще один по истине драгоценный экспонат. Это – гитара Виктора Цоя, на которой он сочинял музыку к своим песням, ставшими сегодня неотъемлемой частью русского рока и современной культуры в целом.

Все стены музея и прилегающей к нему территории во дворе увенчаны яркими рисунками, цитатами из песен, искренними посланиями кумиру из разных городов. Здесь всегда находятся люди. Кто-то посещает это место единожды, с целью ознакомления с неформальной достопримечательностью города, а кто-то с утра до вечера перед входом в музей играет на гитаре и поет любимые песни, написанные Виктором Цоем.

Каждый вечер в клубе проходят концерты различных коллективов, играющих кавер-версии песен группы «Кино». А в день рождения и годовщину смерти музыканта здесь проходят особые мероприятия с участием множества музыкантов и приглашенных гостей.

TaMtAm и «молодая шпана»

Со сцены легендарного Ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков пел: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». Спустя десять лет эта шпана все-таки появилась в столице русского рока. Она делала абсолютно новую альтернативную музыку, которая совершенно не отвечала принципам «старой школы», образовавшейся в период существования Ленинградского рок-клуба. Нестандартный внешний вид, непривычное исполнение… Все это, конечно же, существовало. Но существовало поодиночке и творило только для себя. О выступлениях на сцене музыканты даже не могли подумать. Их концертной площадкой была так называемая «теплая труба» – подземный переход к станции метро Невский Проспект. Молодые исполнители и группы не имели абсолютно никакой возможности для реализации своего творчества. Тогда на помощь молодой шпане пришел бывший участник «Аквариума» Всеволод Гаккель.

Михаил Горшенев в клубе

В его руки совершенно бесплатно попало здание, располагавшееся на Васильевском Острове по адресу Малый проспект 49, которое было решено преобразовать в рок-клуб. На помощь Севе Гаккелю пришли несколько энтузиастов, которые создали организованную структуру в клубе, привели в порядок его внешний вид. Слава о клубе TaMtAm молниеносно разнеслась среди музыкантов. Информация о предстоящих концертах передавалась из уст в уста. Из разных концов города в далекий угол Васильевского Острова устремлялись любители гранжа, панка и металла.

Никаких денежных отношений среди музыкантов и организаторов не было, все делалось на «голом» энтузиазме. Структура внутри клуба ассоциировалась с большой семьей. Группы о порядке выступлений договаривались между собой сами. Некоторые музыканты, испытывающие большие финансовые трудности, даже жили в клубе. Для таких людей Сева организовал специальные комнаты, напоминающие плацкартные купе в поездах. Также каждый день музыканты и управляющий состав клуба готовили большой обед, накрывали длинный стол и принимали совместную трапезу. Единственной большой проблемой того времени, напрямую касающейся клуба, являлись постоянные беспорядки, алкоголь и наркотики. Такое тревожное время, царившее в "новой" России не могло не отразиться на молодежи, их интересах и местах времяпрепровождения. В последние месяцы работы TaMtAm-а Сева Гаккель даже обратился за помощью к правоохранительным органам, но это только усугубило ситуацию.

К 1996 году жизнь рок-клуба подошла к концу. За его дальнейшую деятельность Всеволод Гаккель и музыканты не боролись. По словам самого организатора клуба, TaMtAm просуществовал столько, сколько ему и было положено. Рок-клуб просуществовал 5 лет, но за это время успел «вырастить» и отправить в свободное плавание такие группы, как «Пилот», «Король и Шут», «Химера», «The Пауки» и «Tequilajazzz». TaMtAm был первым альтернативным клубом в России, его существование послужило толчком для создания множества клубов альтернативной музыка. А самое главное, TaMtAm «вырастил» новое поколение петербургского рока. Как сказал Всеволод Гаккель: «Свою историческую задачу клуб выполнил».

В Петербурге есть еще немало подобных мест, которые являются неотъемлемой частью российской рок-культуры. К сожалению, большинство из них уже закончило свое существование. Но, тем не менее, именно этот «костяк», состоящий из четырех легендарных названий, никогда уже не будет забыт российскими музыкантами и простыми слушателями. Ведь эти места подарили нам любимые группы, дорогие сердцу песни и ощущение вечной свободы и молодости.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика