В Питере есть немало легендарных мест, связанных с развитием рока в нашей стране. И это не случайно, ведь именно город на Неве считают столицей российской рок-культуры.
Становление русского рока по большей части происходило в Петербурге. В связи с этим на протяжении многих лет в городе появлялись клубы, кафе, парки, дворы и прочие «точки», служившие главными местами для «тусовок» неформальной молодежи Питера. Юные рокеры собирались на Невском, коротали время в компании гитар у Казанской площади и, конечно же, ходили на концерты в рок-клуб. В этой статье будет рассказано о самых главных, легендарных местах Петербурга, без которых было бы невозможно развитие рок-культуры в России.
«Дежурят ребята в народных дружинах, в "Сайгон" выезжают в казенных машинах» (Бригадный Подряд)
Безымянное кафе, находящееся на углу Невского и Владимирского проспектов, на протяжении почти 25 лет являлось любимым местом ленинградских неформалов. Вроде, ничего особенного в этой забегаловке не было: несколько высоких и неудобных столиков, холодные подоконники, на которых в силу отсутствия стульев сидели посетители, и, конечно же, дешевый, обычно из пережаренных зерен, кофе. Но именно здесь, начиная с 60-х годов, собирались деятели советского андеграунда. Поначалу «Сайгон» посещали поэты самиздата, художники-авангардисты, чуть позднее к ним присоединились хиппи. А в 80-е кафе обрело популярность и среди ленинградской рок-тусовки. На чашечку «маленького двойного» сюда часто забегали и Виктор Цой, и Олег Гаркуша, и Константин Кинчев. А Борис Гребенщиков черпал здесь вдохновение для своих песен.
Официального названия у кафе не было. Но каждый «продвинутый» житель Ленинграда знал, что называть его следует не иначе как «Сайгон». По одной из легенд, однажды в тесное накуренное помещение заглянул милиционер. В ярости он произнес: «Что вы тут курите? Безобразие! Какой-то Сайгон устроили». Кто-то тут же подхватил это слово, и вскоре все называли кафе только так.
Читайте также
«Сайгон» был настоящим островком свободы. Именно здесь, теперь уже в культовом месте, ленинградская молодежь узнавала даты предстоящих квартирников, обменивалась пластинками и самиздатом, а также делилась впечатлениями от прошедших неформальных мероприятий. Но, к сожалению, в 1989 году «Сайгон» прекратил свое существование. Сегодня в здании находится элитная гостиница. О былых годах существования кафе напоминает лишь маленькая мемориальная доска на стене бара, находящегося на первом этаже гостиницы.
«Санкт-Петербург, колокольный звон. На Рубинштейна 13 я был второй раз рожден» (Пилот)
Данный адрес известен, пожалуй, каждому поклоннику русского рока. Это место сыграло самую главную роль в становлении рок-музыки в нашей стране. Здесь, в здании Народного театра, 7 марта 1981 года, состоялось выступление групп «Мифы», «Пикник», «Зеркало» и «Россияне». Это ознаменовало начало нового времени. Теперь по адресу Рубинштейна, 13 находился Ленинградский рок-клуб, название которого сегодня невозможно представить без прилагательного «легендарный». Ведь это была первая официально разрешенная властями площадка, на которой играли рок. И именно здесь впервые вышли на сцену группы «Алиса», «Кино», «АукцЫон» и многие другие музыканты, которые сегодня считаются классикой русского рока.
Территория рок-клуба была очень маленькой. Зал вмещал в себя двести мест, поэтому каждый концерт проходил при аншлаге. Помимо двухсот человек в зале, сотни любителей запрещенной музыки стояли на улице у ворот, забирались на крышу, пытались заглянуть в окна. Но и группам тоже не так просто было попасть в это заветное место. Музыканты со всей страны месяцами готовились к прослушиванию, которое могло или приблизить их к заветной сцене клуба или отправить дальше играть подпольные концерты. И сегодня трудно представить, что такие «акулы» русского рока как Борис Гребенщиков и Виктор Цой попали на эту сцену с большим трудом после нескольких прослушиваний.
В клубе была определенная структура, со своим уставом и избранным музыкантами советом, во главе которого стоял президент — Николай Михайлов. Рок-клуб занимался не только концертной, но и фестивальной деятельностью. Ежегодно устраивались фестивали, на которых участвовало огромное количество групп, лучшие из которых по окончании фестиваля продолжали свою деятельность в рок-клубе.
Пример Ленинградского рок-клуба вдохновил энтузиастов в различных городах и даже селах страны создавать подобные музыкальные площадки. Однако с распадом Советского Союза они начали закрываться. Этого не избежал и Ленинградский рок-клуб, который был закрыт в начале девяностых.
Сегодня в легендарном здании находится детский музыкальный театр «Зазеркалье», а любое напоминание о годах существования рок-клуба тщательно замаскировано ремонтными службами. Но, несмотря на это, повзрослевшие фанаты советской рок-музыки иногда еще приходят к дому номер 13 по улице Рубинштейна. Ведь если на мгновение закрыть глаза и сосредоточиться, можно услышать, как за воротами шумная толпа бурно обсуждает перемены, которые ждет вместе со всей страной Виктор Цой. Кажется, что у входной двери кто-то пытается продать заветный билет на вечернее выступление группы «Зоопарк». И, думается, что, если прямо сейчас заглянуть в окна, можно краем глаза увидеть, как на сцене настраивают свои инструменты Юрий Шевчук и группа ДДТ.
«Это странное место – Камчатка» (Кино)
Улица Блохина 15 – место паломничества всех поклонников Виктора Цоя. Ведь сегодня здесь находится самый известный клуб-музей, связанный с личностью этого знакового музыканта и русского рока в целом.
Раньше в здании находилась котельная, именуемая в народе «Камчаткой». Здесь с 1986 по 1988 год работал кочегаром Виктор Цой. Здесь же он писал свои легендарные песни, здесь же и проводил время с приятелями по рок-цеху. Помимо главного «Киношника» здесь работал основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. Также подкидывал угли в знаменитую печь Александр Башлачев. Но, все-таки, в первую очередь «Камчатка» ассоциируется с именем Виктора Цоя. С конца 80-х во дворе котельной собиралась ленинградская рок-тусовка, чтобы пообщаться друг с другом, обменяться новыми записями песен любимых музыкантов, лично исполнить их под акустическую гитару и поднять стакан портвейна за светлую жизнь рок-музыки.
Сегодня котельная активно функционирует в качестве клуба-музея Виктора Цоя. Каждый день «Камчатка» принимает гостей, желающих прикоснуться к истории русского рока и отдельно группы «Кино». Стены музея обклеены различными фотографиями, афишами, плакатами с изображениями Виктора Цоя, а также его рисунками. По всей территории клуба размещены памятные сувениры, пластинки, книги, футболки, имеющие прямое отношение к Виктору Цою и его знаменитым коллегам по котельной. Сохранена в помещении и та самая печь, в которую на протяжении двух лет Цой бросал угли. Также в музее есть еще один по истине драгоценный экспонат. Это – гитара Виктора Цоя, на которой он сочинял музыку к своим песням, ставшими сегодня неотъемлемой частью русского рока и современной культуры в целом.
Все стены музея и прилегающей к нему территории во дворе увенчаны яркими рисунками, цитатами из песен, искренними посланиями кумиру из разных городов. Здесь всегда находятся люди. Кто-то посещает это место единожды, с целью ознакомления с неформальной достопримечательностью города, а кто-то с утра до вечера перед входом в музей играет на гитаре и поет любимые песни, написанные Виктором Цоем.
Каждый вечер в клубе проходят концерты различных коллективов, играющих кавер-версии песен группы «Кино». А в день рождения и годовщину смерти музыканта здесь проходят особые мероприятия с участием множества музыкантов и приглашенных гостей.
TaMtAm и «молодая шпана»
Со сцены легендарного Ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков пел: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». Спустя десять лет эта шпана все-таки появилась в столице русского рока. Она делала абсолютно новую альтернативную музыку, которая совершенно не отвечала принципам «старой школы», образовавшейся в период существования Ленинградского рок-клуба. Нестандартный внешний вид, непривычное исполнение… Все это, конечно же, существовало. Но существовало поодиночке и творило только для себя. О выступлениях на сцене музыканты даже не могли подумать. Их концертной площадкой была так называемая «теплая труба» – подземный переход к станции метро Невский Проспект. Молодые исполнители и группы не имели абсолютно никакой возможности для реализации своего творчества. Тогда на помощь молодой шпане пришел бывший участник «Аквариума» Всеволод Гаккель.
В его руки совершенно бесплатно попало здание, располагавшееся на Васильевском Острове по адресу Малый проспект 49, которое было решено преобразовать в рок-клуб. На помощь Севе Гаккелю пришли несколько энтузиастов, которые создали организованную структуру в клубе, привели в порядок его внешний вид. Слава о клубе TaMtAm молниеносно разнеслась среди музыкантов. Информация о предстоящих концертах передавалась из уст в уста. Из разных концов города в далекий угол Васильевского Острова устремлялись любители гранжа, панка и металла.
Никаких денежных отношений среди музыкантов и организаторов не было, все делалось на «голом» энтузиазме. Структура внутри клуба ассоциировалась с большой семьей. Группы о порядке выступлений договаривались между собой сами. Некоторые музыканты, испытывающие большие финансовые трудности, даже жили в клубе. Для таких людей Сева организовал специальные комнаты, напоминающие плацкартные купе в поездах. Также каждый день музыканты и управляющий состав клуба готовили большой обед, накрывали длинный стол и принимали совместную трапезу. Единственной большой проблемой того времени, напрямую касающейся клуба, являлись постоянные беспорядки, алкоголь и наркотики. Такое тревожное время, царившее в "новой" России не могло не отразиться на молодежи, их интересах и местах времяпрепровождения. В последние месяцы работы TaMtAm-а Сева Гаккель даже обратился за помощью к правоохранительным органам, но это только усугубило ситуацию.
К 1996 году жизнь рок-клуба подошла к концу. За его дальнейшую деятельность Всеволод Гаккель и музыканты не боролись. По словам самого организатора клуба, TaMtAm просуществовал столько, сколько ему и было положено. Рок-клуб просуществовал 5 лет, но за это время успел «вырастить» и отправить в свободное плавание такие группы, как «Пилот», «Король и Шут», «Химера», «The Пауки» и «Tequilajazzz». TaMtAm был первым альтернативным клубом в России, его существование послужило толчком для создания множества клубов альтернативной музыка. А самое главное, TaMtAm «вырастил» новое поколение петербургского рока. Как сказал Всеволод Гаккель: «Свою историческую задачу клуб выполнил».
В Петербурге есть еще немало подобных мест, которые являются неотъемлемой частью российской рок-культуры. К сожалению, большинство из них уже закончило свое существование. Но, тем не менее, именно этот «костяк», состоящий из четырех легендарных названий, никогда уже не будет забыт российскими музыкантами и простыми слушателями. Ведь эти места подарили нам любимые группы, дорогие сердцу песни и ощущение вечной свободы и молодости.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!