Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Тема творца и толпы — одна из ключевых в творчестве Михаила Булгакова. Сразу вспоминаются — спасибо недавней экранизации — мытарства Мастера, чей роман о Пилате «в пух и прах» разнесли критики-конъюнктурщики. Но что же насчёт главных героев «Собачьего сердца» и «Роковых яиц»? Судьбы этих гениев тоже заслуживают внимания. Этот материал — о них и об отсутствии надежд на светлое будущее у Булгакова. Однако обо всём по порядку.

cover1__w340

© АСТ

Итак, оба произведения о гениях от мира науки. О людях, впитавших интеллигентность с молоком матери, а может даже и раньше. Они крайне эрудированы, их манеры отточены до автоматизма, а в академических исследованиях им и вовсе нет равных. Они — это профессор Преображенский и профессор Персиков, хирург и зоолог. Один находит способ превратить животное в человека, а другой открывает «луч жизни», под воздействием которого эмбрионы начинают невероятно быстро развиваться и достигают размеров значительно больших, чем «оригиналы».

Особое положение учёных в обществе отмечается как на чисто материальном уровне (те самые личные квартиры на несколько комнат), так и на репутационном (как с Преображенским, так и с Персиковым сотрудничают люди с самой верхушки вертикали власти). И если в «Собачьем сердце» эта самая репутация служит щитом от нападок Швондера и прочих фанатичных активистов, то в «Роковых яйцах» становится главным двигателем сюжета (решение главы совхоза Рокка применить «луч жизни» в действии), влекущим за собой озлобленное восстание толпы против эксцентричного учёного.

В обеих повестях красной нитью проходит мотив о недопустимости вмешательства человека в естественный ход вещей, в непозволительность «учёному мужу» пытаться превзойти природу, тем самым пытаясь занять место Бога. Или как говорит Преображенский: «Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно … человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Впрочем, не наломав дров до каких-либо выводов едва ли дойдешь. Даже если ты гениальный учёный. Ключевым событием как произведений, так и настроенческой шкалы Булгакова становится развязка: позволит ли автор осознавшему всё гению победить хищнически скалящуюся толпу или безжалостно оставит на её растерзание? Прежде, чем отвечать, надо немного отступить. Не назад, но в сторону.

001

© Издательство «СЗКЭО»

Дело в том, что «Роковые яйца» были написаны на год раньше, чем «Собачье сердце» (1924 и 1925 годы соответственно), но при этом действия самих произведений хронологически меняют последовательность: профессор Преображенский творит эксперименты в стиле Франкенштейна в 1924 году, а профессор Персиков аллюзирует к «Пище богов» только в грядущем 1928-м. Это знание значительно меняет восприятие самих повестей: в «Роковых яйцах» Булгаков, условно говоря, делает прогноз на ближайшее будущее, а в «Собачьем сердце» окидывает взором прошлое. Разумеется, добавляя при этом излюбленный сатирический тон с щепоткой фантастики. И что же выходит?

А победу выходит одержать только у одного — у профессора Преображенского, гения из прошлого. Развоплащая Шарикова обратно в Шарика, хирургу удаётся вернуть всё на круги своя, восстановить естественный и гармоничный ход эволюции. Вместе с тем «в дураках» остаются Швондер с его братией, которые, как оказалось, выдали паспорт и устроили на работу самую настоящую собаку. А ещё и ничего странного в этом не увидели. Ну и ну.

Другой финал ждёт гения из будущего. Вырванный из лаборатории и попавший в руки не смыслящих в науке политиков, «луч жизни» приобрёл разрушительную силу — на Москву ползут огромные змеи-мутанты. Профессор Персиков, без согласия и контроля которого проводилась операция, пожинает её горькие плоды: обезумевшая от страха толпа врывается в университет и разрывает учёного на куски. Без жалости. С неприличной даже для животных жестокостью.

Два времени. Две судьбы. Два исхода. Так и напрашивается хорошо знакомое: «А раньше-то действительно было лучше». Этими горькими размышлениями о грядущем, сконцентрированными в судьбе гениального Персикова, Булгаков словно бы предчувствует приближение собственного Рока (только с одной буквой «к»): уже в 1929 году его произведения перестанут печататься, а пьесы запретят к постановке.

Источник фото обложки: кадр из т/ф «Собачье сердце» (Киностудия «Ленфильм», 1988)

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика