Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Нет, это не культура плавания брассом и даже не секта пловцов-брассистов. Брасс – это набирающее популярность направление духовой музыки, которую исполняют оркестры, состоящие только из медных духовых инструментов, как правило, дополненных ударной секцией. Впрочем, новой эту музыку можно назвать весьма условно – брасс появился еще в середине прошлого века, но в России до сих пор не нашел широкого распространения. На значение слова намекает этимология: с английского «brass» – «латунь», сплав меди с цинком или оловом, из которой и делают некоторые духовые инструменты.

Brevis Brass Что такое брасс-культура, и почему оркестр шагает

То есть, если заменить в композиции все инструменты на духовые, получится брасс? Говоря упрощенно, да. Брасс – жанр, изначально ориентированный на исполнение произведений, предназначенных для другого набора инструментов, но с ростом его популярности композиторы стали писать и специально для брасс-ансамблей. А сегодня группы не ограничиваются рамками и канонами и исполняют на духовых свою авторскую музыку. Брасс-коллективы даже называют «шагающими оркестрами»: как средневековые менестрели, они легко могут импровизировать прямо в толпе на каком-нибудь празднике или шествии.

Это и есть основной посыл, заложенный в самом сердце брасса – праздник, карнавал и безудержное веселье. Кто сказал, что духовые оркестры – это строго и классически-скучно? Во всяком случае, явно не брасс-бэнды: они легко доказывают, что на духовых можно играть не только классику или военные марши, но и все что угодно – от латины до техно и хауса.

Брасс-культура вчера

Что такое брасс-культура, и почему оркестр шагает

Хотя у нас о брассе до сих пор знают немногие, идея далеко не нова: первые произведения для медных духовых ансамблей создавались еще во времена итальянского ренессанса. Правда, потом почти на три века об этом жанре музыки забыли, и поднимать голову он начал только в середине XIX столетия – например, активно использовал медные духовые французский композитор Берлиоз. Приложила руку к развитию еще не брасса, но его предшественника и Россия: именно четыре произведения русского композитора Виктора Эвальда считаются первыми сочинениями для медного духового квинтета.

В XIX веке прародителей современного брасса можно проследить сразу в трех направлениях – это духовые оркестры Британии, балканская народная музыка, которая под влиянием турецких оркестров начала исполняться на латунных духовых, и смесь европейских и африканских традиций в музыке Нового Орлеана. Та же музыка, которая попала в Америку из Западной Африки и явилась началом джаза, логично предопределила и брасс.

Но родиной брасса в современном его понимании, как водится, стали США. Именно там во второй половине XX века под влиянием того же новоорлеанского джаза появились брасс-квинтеты с классическим составом – две трубы, валторна, тромбон и туба. Первые брасс-ансамбли сформировались из участников Чикагского симфонического и Нью-Йоркского филармонического оркестров, что как бы намекает – репертуар был весьма классическим.

Брасс-культура сегодня

1/2 Orchestra Что такое брасс-культура, и почему оркестр шагает

Впрочем, и у нас считать брасс новинкой было бы весьма опрометчиво: например, петрозаводский ансамбль «Карелия-Брасс», выступающий до сих пор, создавался еще в далеком 1973 году. Точнее будет сказать, что сейчас брасс-культура в России выходит на новый уровень – и он сильно отличается от традиционного брасс-квинтета. Это даже уже и не квинтет: современные брасс-ансамбли могут насчитывать и семь, и одиннадцать человек, которые вовсе не обязательно играют только на духовых – у некоторых сегодняшних брасс-команд встречается даже вокал.

Однако так далеко от традиций отходят не все. Например, знаменитый английский ансамбль «Лондон-Брасс», в марте 2017 года выступавший в Ярославле на Международном фестивале Юрия Башмета, вполне соответствовал канону: музыканты в костюмах и галстуках аккуратно играли Джованни Габриели – венецианского композитора XVII века. И хотя элемент экстравагантности в лице хитов группы Queen в их программе все же был, на наши брасс-команды, лихо трубящие «Ленинград» в разноцветных костюмах, англичане мало похожи.

Сейчас крупнейшее в России мероприятие, продвигающее брасс-культуру – Фестиваль шагающих оркестров, впервые прошедший еще в 2013 году в московском парке «Музеон». В 2017 году в саду имени Баумана фестиваль, приуроченный к Дню победы, прогремел уже в пятый юбилейный раз. Каждый раз мероприятие собирает ведущие брасс-коллективы, которые, как правило, появляются здесь из года в год.

«МосБрас оркестр»

«Самый зажигательный и безумный брасс-бэнд», как музыканты сами себя называют, и стал идейным вдохновителем фестиваля и одним из законодателей российского брасс-движения. Одиннадцать человек, играющих на духовых и ударных, не признают никаких рамок и устоявшихся жанров – от них можно услышать и классический джаз, и джангл, и драм-н-бейс. Отсюда и разнообразие мероприятий, на которых они выступают: от «Пикника Афиши» до некоммерческого фестиваля «Пустые Холмы», а петербургскую «Усадьбу Jazz» музыканты посещают не первый год.

В том же 2013 году группа решила пойти дальше – и создала не только фестиваль, но и целую организацию «Позовите оркестр!», чтобы объединить под ее эгидой все российские брасс-бэнды и показать, что брасс – не просто забавные аранжировки чужих песен, но полноценный и самодостаточный жанр.

1/2 Orchestra

Шестеро музыкантов, сначала представлявших собой классический брасс-оркестр, теперь называют свой жанр «нью-эйдж брасс», честно подчеркивая, что от новоорлеанского джаза они ушли достаточно далеко. Панк, фьюжн, даже клубные транс и хаус – вот репертуар команды, собственно брасс-музыку использующей только как отправную точку, но далеко не как аксиому.

От живого исполнения – важнейшей составляющей брасса – музыканты не отходят, но процессоры и электронный саксофон помогают им добиться совсем не классического звучания и приблизиться к современной электронной музыке.

Танцевальность – вот новый лозунг новой духовой музыки, и 1/2 Orchestra, придерживаясь этого закона, превращают свои выступления скорее в дискотеки, чем в привычные нам концерты.

Brevis Brass Band

У московской команды, недавно отыгравшей концерт в петербургском клубе «Грибоедов», богатый и пестрый послужной список – это и выступления на Рублевке, и концерт в Кремле вместе с Родионом Газмановым, и встреча гостей в сочинском аэропорту во время проведения «Формулы 1», и даже появление в небезызвестных «Comedy club» и «Давай поженимся». Но на пике популярности они оказались после разогрева группировки «Ленинград» в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других городах – не случайно в репертуаре брасс-бэнда уверенно разместились несколько хитов Шнурова.

Brevis Brass Band традиционно позиционирует себя кавер-группой, и их сет-лист уже совсем не по классике превращается в гремучую смесь из песен Элвиса, советских шлягеров и композиций корейского исполнителя PSY.

Брасс-культура завтра

Что такое брасс-культура

Сейчас интерес к брассу потихоньку растет, а у брасс-бэндов уже сложилась определенная аудитория. Но, хотя сама суть брасса отвечает сегодняшнему запросу на танцевальность, когда даже рок-пенсионеры меняют гитары на синтезаторы в угоду возрождающемуся синти-попу, вряд ли брасс станет популярной «музыкой для всех». И не потому, что духовые оркестры – нечто скорее элитарное, чем массовое. Причина скорее в том, что жанр, в основном ориентированный на каверы, едва ли сможет занять ключевое место в музыкальной индустрии.

Но брасс-музыканты, кажется, и не стремятся покорить мир – всего лишь сделать его чуть веселее. В любом случае, если праздника станет слишком много, он перестанет быть праздником, не так ли?

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика