Рок-клубы Ленинграда

  • Автор: Светлана Большунова
  • Published in Статьи
Понравилось? Расскажите друзьям:

Рок-клубы как явление возникли в Советском Союзе под самый занавес его существования, частично переняв черты западных аналогов, но в целом став чем-то совершенно новым. И Ленинград, будучи одной из колыбелей рок-музыки наряду со Свердловском и Москвой, обзавелся собственными организациями и площадками, которые воплощали в жизнь идеи и философию новой музыки.

Ленинградский рок-клуб

ЛКР, Fish Fabrique, Tamtam: Рок-клубы Ленинграда

Ленинградский рок-клуб – первое в СССР место, в котором по разрешению властей собирались рок-группы, ставшие впоследствие культовыми. Попробуем разобраться, как появилась эта легендарная площадка, и почему рок-клуб популярен и в наши дни.

Из истории рок-клуба

Первые попытки создания места для объединения рок-музыкантов относят аж к 1973 году. Тогда в районном молодежном клубе на проспекте Энергетиков совместными усилиями подпольных менеджеров – Сергея Дрызлова, Юрия Байдака и Татьяны Ивановой был создан «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки».

В этом клубе был проведен первый большой официально разрешенный в Ленинграде концерт. Тогда же инициаторы клуба начали вести первые переговоры с представителями профсоюзов, чтобы обеспечить клубу надежную «крышу». В январе 1981 года у директора Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества Анны Ивановой состоялось собрание, на котором она дала начало жизни клуба, сказав историческую фразу: «Ну ладно, если меня уволят с работы, у меня есть муж — он меня прокормит».

Официальный день рождения Ленинградского рок-клуба (ЛРК) – 7 марта 1981 года. В этот день состоялся первый концерт «Лен клуба любителей музыки» в зале Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества, участниками которого стали группы «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». С того времени местом расположения Ленинградского рок-клуба стал дом 13 на ул. Рубинштейна. Появление ЛРК стало большим праздником не только для самих музыкантов, но и для их слушателей, ведь теперь концерты любимых исполнителей стали доступными и открытыми для свободных посещений.

Но и в условиях свободы музыки рок-клуб испытывал трудности: нехватка аппаратуры, редкие концерты. С 1982 года президентом клуба стал экс-участник группы «Пикник» Николай Михайлов. Во время перестройки Михайлов всячески пытался установить контакт с гос институтами и западными представителями шоу-бизнеса, чтобы развить ЛРК.

ЛКР, Fish Fabrique, Tamtam: Рок-клубы Ленинграда Виктор Цой

Из воспоминаний музыкального продюсера и журналиста Андрея Бурлака: «В первой половине 80-х, когда партийная номенклатура отчаянно боролась с любыми проявлениями инакомыслия, в том числе увлечением молодёжи рок-музыкой, способность сглаживать конфликты, находить компромиссы, вести разговоры в высоких кабинетах и вообще лавировать между молотом советской власти и наковальней рок-н-ролльной вольницы была бесценной – поэтому Михайлова ещё несколько раз подряд избирали президентом клуба, хотя в 1986 году он чуть было не лишился поста, когда молодые группы, недовольные процветавшими в клубе протекционизмом и вкусовщиной, попытались взять власть в свои руки».

Помимо деятельности в рок-клубе Михайлов был менеджером группы «Игры». В 1980-х главные звезды ЛРК – группы «Алиса» и «Кино», перебрались в Москву. Музыканты все чаще стали выбирать для своих выступлений большие площадки, поэтому будущая деятельность ЛРК встала под вопросом. Осенью 1988 года Николай Михайлов поменял политику клуба : объединение независимых музыкантов превратилось в молодежный музыкальный центр, за которым окончательно закрепилось название Ленинградский рок-клуб.

Ленинградский рок-клуб являлся не просто местом, куда приходили слушать музыку. Это была организация с официальным статусом, уставом, советом и президентом. Для многих музыкантов членство в клубе стало мечтой. Процедура вступления в ЛРК проходила так: музыканты подавали заявку на членство клуба. Далее совет ЛРК выезжал на прослушивание, а затем собирался совет, на котором выносили конечный ответ. Если он был положительным, репертуарному отделу предоставлялась программа, куда входило разрешение на публичное исполнение песен. Далее группу включали в концертный план, и она продолжала свое существование уже как член ЛРК.

ЛКР, Fish Fabrique, Tamtam: Рок-клубы Ленинграда

Стены Ленинградского рок-клуба стали не только домом для многих культовых рок-групп, но и стартовой площадкой.

Ленинградский рок-клуб сегодня

В июне 2012 года ЛРК переехал на новый адрес: улица Цветочная, дом 6. 9 июня в Арт-центре «Пушкинская 10» состоялось официальное открытие при участии Николая Михайлова, Геннадия Барихновского и групп «Пиковый змей» и «Тим Тайлер». 1 марта 2013 года вышел альбом «Ленинградский рок-клуб. Новое поколение». В записи диска приняли участие такие легендарные группы как «Секрет», «Н.Э.П.» и другие.

Fish Fabrique

ЛКР, Fish Fabrique, Tamtam: Рок-клубы Ленинграда

Fish Fabrique - один из старейших андеграундных клубов Санкт-Петербурга начал свое существование в 1994 году.

Из истории рок-клуба

Основатели клуба поняли, что в Петербурге того времени не хватало мест, в которых можно проводить время с друзьями и играть альтернативную музыку. Так, «Рыбная фабрика» открылась 2 сентября 1994 года концертом группы «Tequilajazzz». Первым обиталищем «Рыбной фабрики» был известный дом на Пушкинской 10, в котором уже давно обосновались представители разных творческих течений: художники, литераторы, музыканты.

Необычное название клуба до сих пор остается для всех загадкой. «Название клуба придумали его отцы-основатели, по-моему, вернувшись из Германии. Честно говоря, Fish Fabrique — уже настолько устойчивое словосочетание, что толком объяснить его я не смогу. Личных ассоциаций — миллион, типа: «Ловись рыбка, большая и маленькая!», «Старый fish лучше новых двух!» — и тому подобное», – Кирилл Рейн, бессменный арт-директор клуба.

В 1998 году Fish Fabrique переехал в новое помещение нынешнего Арт-Центра «Пушкинская 10». Дизайном занималась группа художников «Речники», росписью Павел Семченко и Максим Исаев из инженерного театра «АХЕ», автор фрески в туалете – Екатерина Ахелик.

За 23 года существования в клубе отыграли фактически все группы Петербурга, а также гости из разных стран мира.

«Фишка» сегодня

Сегодня «Рыбная фабрика» или просто «Фишка» состоит из двух пространств. Новое, открытое в феврале 2010 года располагается через двор от старого, и полностью занимает первый этаж Арт центра «Пушкинская 10». Соседи Fish Fabrique – Центр танцевальной, альтернативной и экспериментальной музыки «База», мобильный Арт-Проект «Парник», «Арт-Бюро», книжный клуб, Музей Новой Академии Изящных Искусств, Галерея «Navicula Artis», Русский инженерный театр группы «АХЕ», галерея «Арт-Лига», офис Храма Любви, Мира и Музыки им. Джона Леннона, Петербургский архив и библиотека независимого искусства (ПАИБНИ), Галерея-коридор «Самиздат А4», Студия «Дебошир Фильм», Галерея «ФотоImage», первый в России Музей Нонконформистского Искусства (МНИ) и многое другое. Такое соседство позволило годами сохранить в фишке неповторимую атмосферу андеграундного клуба.

В новом зале, с названием Fish Fabrique Nouvelle, работающем ежедневно, арт-программа на любой вкус – от выступлений театральных и музыкальных коллективов России и зарубежья, до кинематографических вечеров.

ЛКР, Fish Fabrique, Tamtam: Рок-клубы Ленинграда

И в наши дни «Фишка» не изменила политики клуба – это место и для альтернативных музыкантов, и для компаний друзей, желающих провести вечер за кружкой пива.

«Мы пытаемся представлять такой широкий, похожий на радугу, спектр музыки – склонения к определенной направленности не существует. Джаз, авант-джаз, рок, поп-рок, фолк, фолк-рок, электроника, психоделика, бардовская песня, в конце концов. Мы предпочитаем делить музыку на «хорошую» и «плохую». Вот хорошая Музыка с большой буквы, у нас и имеет место быть.» - Кирилл Рейн.

Tamtam

ЛКР, Fish Fabrique, Tamtam: Рок-клубы Ленинграда

На рубеже 80-х 90-х годов рок музыканты могли играть только в концертных залах или в ресторанах, сложность была в том, что залы им никто не предоставлял, а играть в ресторанах группам было противно. Единственным выходом было уйти в андеграунд.

Так, вначале 90-х ,единственным пристанищем для молодых музыкантов стала «тёплая труба» под Невским – подземный переход к станции метро «Невский проспект».

Новое поколение музыкантов не мечтало о начале серьезной карьеры, о выпуске альбомов – для того времени это казалось недосягаемым. Молодые артисты не думали о деньгах, они несли в массы свою музыку без мыслей о будущем, жили только одним днем.

Из истории рок-клуба

В 1991 году Всеволод Гаккель, бывший виолончелист рок-группы «Аквариум» предложил председателю Василеостровского молодежного центра Александру Кострикину создать на базе центра музыкальный клуб. Кострикин согласился, и 3 июля 1991 года открылся первый в России рок-клуб западного образца «Tamtam» по адресу Малый проспект Васильевского острова, 49.

Главной целью Гаккеля, в отличие от западных коллег, было не заключение контрактов с музыкантами, а развитие клубного движения в России. Отличительной чертой клуба было то, что группы не находились под влиянием русского рока. Это привлекало молодых артистов и слушателей в клуб. Tamtam стал местом объединения музыкантов совершенно разных стилей: от панка до авангардного джаза, но, несмотря на это, Tamtam существовал в атмосфере дружбы. Это позволило обеспечить огромный приток молодых музыкантов со своими идеями.

Концертная деятельность Tamtam имела четкую структуру деления. Существовали «панковские», «металлические», и другие дни, в которые выступали музыканты только определенных жанров. За три дня концертов обычно выступали 9 групп – 3 группы в день. Порядок выступления выбирался музыкантами самостоятельно.

Tamtam работал не на коммерции, денежные отношения отсутствовали. За удачный концерт музыкантам полагался ящик пива, самые успешные группы иногда получали 2 ящика.

Работу клуба обеспечивала небольшая команда из 15 человек. Елена Гудкова и Мария Стеблин-Каменская занимались распространением билетов, убиркой зала, готовкой еды, ремонтом и художественным оформлением -Алексей Михеев, звукорежиссером был Андрей Алягрец. На входе фейсконтроль осуществляли некоторые из выступающих музыкантов – Эдуард Старков из группы «Химера» и группа «Пауки ». Также в Tamtam был небольшой нелегальный бар – закупались ящики с пивом и продавались в клубе с небольшой наценкой.

Помимо полной свободы жанров музыки Tamtam привлекал музыкантов хорошей аппаратурой, качественным звуком и дешевой оплатой за вход. Tamtam принес известность группам Tequilajazzz, «Король и Шут», «Югендштиль», «Последние танки в Париже», «Сказы леса», «Нож для фрау Мюллер», Markscheider Kunst.

В середине 90-х репутация клуба сильно испортилась: драки на концертах, частые стычки панков и скинхедов, наркомания. В 1996 году здание клуба продали коммерческой компании. Это вызвало волну митингов и протестов у любителей Tamtam, но все-таки владельцы настояли на закрытии клуба, несмотря на его популярность.

Tamtam сегодня

За свое небольшое существование Tamtam не только сделал прорыв в клубном движении России, но и способствовал появлению множества альтернативных музыкальных коллективов.

Tamtam сделал то, что и должен был: под занавес двадцатого века воспитал в своих стенах новое поколение Ленинградского рока, дал старт музыкантам, собирающим в наши дни огромные площадки. Сегодня по адресу Малый проспект Васильевского острова, 49 находится Камерная сцена Драматического театра на Васильевском.

В 2016 году группа экс-участника «Короля и Шута» Андрея Князева «КняZz» увековечила память о клубе песней «Призраки Там-Тама».


Портал Субкультура