В рамках моральной подготовки к Оскару-2018 - рассказываем, за кого все эти годы стоило болеть так же, как вы болели за ДиКаприо.

Картинку про актеров без Оскара, где представлены, например, Джим Керри, Брюс Уиллис и, что несколько менее очевидно, Жерар Депардье, видели, наверное, все. Тем не менее, после известных событий, связанных с кинофильмом «Выживший», обсуждение темы несколько утихло. В этом году главный актерский Оскар дадут либо оскароносцу-рекордсмену Дэниэлу Дэй-Льюису (три премии), либо вполне себе любимцу Киноакадемии Дензелу Вашингтону (две статуэтки), либо одному из двух новичков - Тимоти Шалме или Дэниэлу Калуя (мы их тоже не знали). В упомянутый мем вписывается только пятый номинант - Гэри Олдман. У него поразительным образом до того была только одна номинация, и та уже в нынешнем десятилетии.
У женщин ситуация похожая. Мерил Стрип номинируют почти каждый год (награждают чуть реже), у Макдорманд - Оскар-97, Ронан и Хокинс номинировались раньше, Робби представлена впервые (но мы ее знали).
Актеры вообще не так часто получают Оскар с первого раза, и приснопамятные страсти по ДиКаприо - уж точно не самая долгая история такого рода. Бывало и хуже. Гораздо.
Рекордсмен здесь - Питер О'Тул: восемь номинаций и ни одной победы. О'Тул озвучивал критика Антуана Эго в мультфильме «Рататуй», а кроме того известен тем, что был одним из величайших британских артистов двадцатого века. Впервые его номинировали в 1962 году за роль Лоуренса Аравийского, а последний раз - в 2006 году, когда он сыграл умирающего актера в трагикомедии «Венера». В 1964 и 1968 годах он и вовсе номинировался за исполнение одной и той же роли - Генриха II Плантагенета - в двух разных фильмах («Бекет» и «Лев зимой»). В 2003 году Киноакадемия выдала ему почетный Оскар за вклад в развитие кино; О'Тул сначала хотел отказаться, но в итоге награду все-таки принял.

Ричард Бертон, другой грандиозный британец, в 1970 году номинировался на Оскар за роль другого Генриха - Восьмого. Тогда же он оказался в некотором смысле ближе всего к победе: Джон Уэйн, получивший награду, сделал вид, что бросает ее Бертону - правда, только сделал вид. Всего Бертона номинировали семь раз, в том числе за роль в том же «Бекете» (и у него, и у О'Тула были номинации за главную роль).
Мужское общество разбавили Дебора Керр, Тельма Риттер и Гленн Клоуз со своими шестью безрезультатными номинациями. Сразу за ними идет Эми Адамс со своими пятью безрезультатными номинациями. У Адамс точно есть хорошие шансы не только подняться выше в рейтинге неудачников, но и получить-таки свою статуэтку; не будем, впрочем, забывать, что и Клоуз, хоть и почти на тридцать лет старше Адамс, находится в прекрасной профессиональной форме.
Впрочем, актерские рекорды (или антирекорды?) - ничто по сравнению с тем, что творится в номинациях кинозакулисья. 51 раз (пятьдесят один!) композитор Джон Уильямс был номинирован за музыку к фильмам. И хотя он получил в итоге пять своих наград («Список Шиндлера», «Инопланетянин», «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», «Челюсти», «Скрипач на крыше»), однако количественно он все же так и останется наиболее частым несчастливым претендентом на Оскар. Начавший в 1968 свою деятельность, он в списках и спустя пятьдесят лет. В этом году рассматривается его работа в фильме «Звёздные войны: Последние джедаи». Человеку восемьдесят шесть лет, останавливаться он вроде не собирается. Больше Уильямса номинировался только Уолт Дисней (59 раз), но он и побеждал 26 раз.

Прошлогодний фильм Мела Гибсона «По соображениям совести» из своих шести номинаций на Оскар, в том числе за лучший фильм, одержал победу только в двух технических (лучший монтаж и лучший звук), зато именно эта премия за звук оказалась вполне исторической. Дело в том, что ее - впервые - получил звукорежиссер Кевин О'Коннелл - человек, номинировавшийся в двадцатый раз; в процентном соотношении именно О'Коннелл был до того момента главным оскаровским неудачником. С ним же связана, наверное, самая печальная из известных историй оскаровских поражений: мать звукорежиссера скончалась через несколько часов после церемонии 2007 года, где ее сын проиграл в девятнадцатый раз; он успел проститься матерью - уехал к ней сразу после объявления победителя в его номинации.
Сегодня без наград остается композитор Томас Ньюман – 14 номинаций, в том числе за музыку к «Побегу из Шоушенка», «ВАЛЛ-И», «007: Координаты «Скайфолл», «Шпионский мост»). Столько же - у оператора Роджера Дикинса, наверное, единственной суперзвезды своей профессии (после Кристофера Дойла и до Эммануэля Любецки) - он снимал тот же «Побег из Шоушенка», «007: Координаты «Скайфолл»», более-менее все фильмы братьев Коэн. В 2008 году его вообще номинировали дважды - за коэновскую картину «Старикам тут не место» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» Эндрю Доминика (всего, напомним, в операторской номинации представляется пять фильмов). В этом году Дикинс снова ждет свою статуэтку за работу «Бегущий по лезвию 2049».

И наконец - о тех, кто точно не нуждается в пояснениях. Альфред Хичкок непосредственно в оскаровской гонке победу так и не одержал, хотя его имя было в списках шесть раз, однако удостоился почетной премии Тальберга. Похожая ситуация и у Кубрика. У него было тринадцать номинаций, а победа только одна, и та сегодня выглядит довольно издевательски: премия за лучшие визуальные эффекты в «Космической одиссее: 2001». В самом деле, признание заслуг иной раз оказывается весьма неожиданным.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.