Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Выходит в свет новый сериал Стивена Содерберга – детективный триллер «Мозаика» с Шэрон Стоун в главной роли. Выходит пока в формате мобильного приложения – это история, на развитие которой влияет сам зритель; в январе HBO покажет в эфире единственный – видимо, «лучший» – вариант. Интерактивное кино до сих пор воспринимается как явление из будущего; будущее это, тем не менее, наступило уже вчера. Вспоминаем, что было, что есть и что может быть в экзотическом жанре.

Где ветвится пленка: гид по интерактивному кино (настоящему, не видеоиграм)

По итогам зрительского голосования

В 1961 году режиссер Уильям Касл, невеликий режиссер, но выдающийся технолог и выдумщик, в чьих фанатах официально ходят Роберт Земекис и Джоэл Сильвер, выпустил в прокат фильм ужасов «Мистер Сардоникус». В финале картины на экранах появляется сам Касл: он предлагает зрителям (им на входе раздавали светящиеся карточки с нарисованными поднятыми пальцами) проголосовать за судьбу заглавного героя. Как на гладиаторских боях: палец вверх значит жизнь, палец вниз – смерть (сам режиссер агитировал за последнюю).

По легенде, на которой впоследствии настаивал сам Касл, зрители всегда, без исключений, казнили героя, и только поэтому второго финала никто не видел. Никто – включая, разумеется, всю съемочную группу.

Интерактивное кино, дающее рядовому обывателю возможность стать соучастником или соавтором в цепочке ярких событий, до сих пор так и не получило широкого распространения – настолько, что каждый новый фильм такого формата (и наверняка вы ни про один не слышали) продается как его пионер – и продается, что характерно, обычно неудачно (как, например, последний жанровый опыт – фильм «Ночная игра», год назад провалившийся в прокате).

Здесь следует иметь в виду, что популярные сегодня видеоигры, где игрок развивает сюжет, выбирая возможное действие персонажа, интерактивными фильмами не являются. Во-первых, игра возвращается назад в случае выбора со смертельным исходом (да, мы помним про HeavyRain, и все же). Во-вторых, что, может, не так фундаментально, компьютерная графика еще не воссоздает картину мира так, как камеры.

Попытки осуществить реальное взаимодействие зрителя с кинофильмом начались тридцать лет спустя после обманки «Мистера Сардоникуса», в 1992 году. ТогдаSony Pictures Entertainment запустиливпрокаткартинуI am your man. Залы оснащались пультами, что само по себе было довольно затратно. Зрители с их помощью голосовали и двигали сюжет в ту или иную сторону. Как ни странно, фильм не добился ожидаемого успеха, несмотря на всё свое новаторство.

Тогда, в 1995 году по этому поводу высказался американский аналитик Эрнест Адамс. Занимаясь компьютерными играми, он оставляет именно за ними повествование в стиле «Выбери свое приключение», будучи уверенным, что подобный формат совершенно не подходит кинотеатрам и кинопроизводству в целом. Как минимум – возможность выбора уведет историю от правдоподобности, ведь по законам творчества каждый характер продумывается автором и совершает единственно возможное и правильное для него действие – как в жизни. Роджер Эберт, американский кинокритик, еще более резко заявил: «На самом деле мы не желаем взаимодействовать с фильмом – мы хотим, чтобы он воздействовал на нас. Вот почему мы ходим в кино – чтобы забыться и раствориться в нем».

Кадр из фильма Ночная игра

Звонок с экрана

Однако идея была запущена. Над проектами стали работать, думать, анализировать ошибки, ведь потенциал, безусловно, был и остается очевиден. Все-таки кинотеатр всегда находился на грани между аттракционом и местом культурного воспитания, а это широкая платформа для экспериментов. И нашлись бунтари( инноваторы), готовые доказать Эберту, что погружение в сюжет – вовсе не пассивное действие. Благо, технологии каждый год дают новые возможности «включить» зрителя в фильм проще, быстрее и дешевле.

В 2010 году в Германии появляется хоррор «Последний звонок». На сеансе этого фильма один случайный зритель получал на свой мобильный вызов от главной героини, спасающейся от жуткого убийцы. Все её сомнения: свернуть направо или налево, бежать или затаиться разрешались мгновенно голосовой командой собеседника, которого она спрашивала не только с экрана, но и прямо по телефону. Полный интерактив доставался, конечно, только одному человеку, но весь зал активно подсказывал ответственному счастливчику (или не совсем счастливчику, если учесть, что в конце убийца говорит, что теперь знает его номер).

Затем выходит фильм «Андроид» со слоганом: «Не отключайте мобильник во время сеанса». С кинематографической точки зрения это, конечно, безнадежно банальный молодежный триллер. Тем не менее, фильм интересен новым подходом в освоении интерактивности. Перед началом сеанса зрители скачивали на телефоны приложение, подобное тому, что злодействует в сюжете. Показ фильма шел одновременно с двух экранов: основная история на полотне кинозала и другая – в приложении, которое показывало сообщения героев, ракурсы происходящего, отличные от экранных (например, как будто это вы студент на другом конце класса и снимаете забавную выходку профессора), и само приложение не упускало возможности напомнить о своем присутствии в вашей жизни. Действительно жутковато.

Андроид

Если посмотреть и на критические оценки, и на сборы этих уже подешевевших, но все равно весьма затратных и масштабных в плане технических разработок картин, то вывод будет нерадостным. Успеха полнометражные интерактивные фильмы пока не имеют. Быть может, прав был Адамс, и интерактивное кино невозможно, а быть может, всякое развитие должно быть постепенным. Параллельно уже упоминавшийся HeavyRain, предположительно первая в мире видеоигра без возможности проиграть, завоевывает мир, собирая награды и зарабатывая миллионы для своего автора Дэвида Кейджа. В сущности, преимущество компьютерной территории всего лишь в том, что QuanticDream, студии Кейджа, для создания «киноигры» нужно просто набраться наглости (а дальше – чистое творчество), интерактивное же кино для кинозалов решает в первую, вторую и десятую очереди задачи технические, и для всего остального, что мы так или иначе хотим видеть в кино, почти не остается места.

Посоветуйте песне четвертый аккорд

Технологии интерактивного просмотра гораздо более успешны и уместны в социальных рекламах, таких как, например, Choose a differ ending – социалка, направленная на борьбу с распространением оружия. Новые возможности интересны зрителю, праздно ищущему небольших развлечений на ютубе, они привлекают, (так рождается отличный) сплетаются в эффективный симбиоз: вовлеченность зрителя в процесс делает идею острее, а кинематографичная картинка приучает зрителя воспринимать похожее в большом кино.

{youtube} JFVkzYDNJqo {/youtube}

Еще более интересный вектор взял израильский музыкант Йони Блох. В 2010 году он выпустил первый интерактивный музыкальный клип I can't be sad anymore, рожденный из идеи интерактивной песни. То есть буквально: на ее развитие влияет слушатель. В клипе музыкант ходит среди своих друзей, и зритель кликами выбирает, кто следующим будет задавать настроение песне: выпивающая девушка, ее друг в окружении пьяных болельщиков или любой другой персонаж. У каждого своя реплика, своя интонация, своя музыкальная аранжировка, свой видеосюжет.

И дальше по нарастающей. Блох создал свою студию под названием Interlude и совместно с двумя режиссерами, объединившимися под псевдонимом Daniels (это они сделали фильм «Человек – швейцарский нож» и еще кучу сумасшедших роликов (см. здесь: https://vimeo.com/danieldaniel), приступил к созданию интерактивной короткометражки под названием «Вероятности». Интересно само применение разработанных Interlude технологий для съемок этой простой истории расставания молодой пары. Сюжет остается неизменным, реплики героев не меняются, в любом из возможных кликов финал будет одинаковым (притом не то чтобы совсем предсказуемым). Однако в какой-то момент реальность фильма расщепляется на восемь параллельных миров. Каждый мир имеет разную эмоциональную структуру. То есть где-то герои дерутся, где-то бросают картины, где-то целуются или уходят – одни и те же реплики в той или иной выбранной зрителем реальности интерпретируются по-разному.

Сценарий к такого рода картине было сложно написать, чтобы соблюсти стройность и реалистичность диалогов в совершенно различных обстоятельствах, потому режиссеры предоставили актерам импровизировать и записали это. Затем была проделана сложная работа, чтобы каждая реплика занимала определенный интервал – около восьми секунд – для гармоничного сочетания отрезков в разных мирах. Актерам подолгу пришлось ходить с наушниками, чтобы запомнить и попадать в ритм.

Фильм «Вероятности» был представлен на нескольких кинофестивалях, а недавно стал доступен в интернете.

Будущее – наступало, наступает, наступит

Interlude свою деятельность продолжила развивать. Компания провела ребрендинг, изменила название и логотип, превратившись в Eko, и выставила уже совсем фантастическую идею – интерактивное управления глазами. Экспериментальные ролики, где внимание камеры и всего сюжета сосредотачиваются именно на том герое, которому вы уделяете больше всего внимания, уже существуют. Остается только ждать их масштабного выхода в сеть. И не делайте такие большие глаза, еще несколько лет назад мир едва ли не пугала контекстная реклама от Гугл.

Чем дальше, тем понятнее становится, почему интерактивное кино это все-таки нечто уникальное для уникального зрителя, сложно адаптируемое под массовый просмотр. Почему долгое время пробывший в тумане тайны проект Стивена Содерберга «Мозаика» – история, собранная из разных точек зрения действующих персонажей, – выйдет в формате ТВ. И почему для него, по словам самого режиссера, понадобится совершенно новая номинация «Эмми», где картина будет представлена в единственном числе. И понятно, почему это Содерберг – к вопросу выше, едва ли в мире есть второй человек, которому постоянные амбиции технаря не мешают быть большим художником (следующий фильм он обещает снять на «айфон»). А если за «Мозаику» он действительно получит очередную в своем списке награду, то, быть может, это и станет тем ярким началом настоящих революционных изменений в киноиндустрии. Построится новая структура большого кино –ощутимого, живого. И когда-нибудь фильм перестанет быть просто течением истории на экране, а рядовой зритель дорастет до личного помощника Джеймса Бонда.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика