Со временем развития музыки появляется множество различных жанров. Фанаты этих жанров нередко объединяются в субкультуры, потому что каждый из этих жанров имеет свою идеологию и философию. Так и рок-культура имеет многолетний бэкграунд. Об истории возникновения рок-музыки, особенностях и её влиянии на культуру читайте в нашем материале.
История возникновения жанра
Изначально рок-музыка была лёгким танцевальным жанром, а позже стала глобальным феноменом ХХ века. В 50-е годы Билл Хейли записал песню Rock Around The Clock. Композиция сначала не пользовалась успехом, но в 1955 году заняла первое место в чарте Billboard. Рок стал абсолютно разноплановым.
Сам термин «рок-н-ролл» изобрёл немецкий диджей Аллан Фрид, позаимствовав его составляющие из негритянского жаргона, где «рок» и «ролл» имели скорее эротический, чем музыкальный подтекст. Поэтому когда молодой водитель из Мемфиса Элвис Пресли выпустил сингл That’s All Right, аудитория влюбилась в него сразу и навсегда. Рок-н-ролл родился.
Истоки рока можно проследить до конца 1940-х годов, когда популярные в то время стили кантри и блюз преобразовались в новое звучание, которому способствовали электрогитары и постоянный барабанный бой. Пионеры рок-музыки 1950-х годов, такие как Чак Берри, в значительной степени опирались на классические блюзовые структуры, демонстрируя при этом талант прирождённых артистов. В отличие от безопасной поп-музыки той эпохи, агрессивная атака рока предполагала сексуальную свободу, которая была шокирующей в ту консервативную эпоху.
К началу 60-х последователи Берри, в первую очередь The Rolling Stones, расширили сферу применения рока, превратившись из исполнителей-одиночек в музыкантов, способных создавать целостные альбомы. Используя секс и юношеский бунт в своей музыке, The Stones вызывали споры, но также подняли рок на новые культурные высоты.
Зарождение русского рока
Эволюция рока в СССР шла отдельно от Запада, с некоторым запозданием. Но первые упоминания о роке относят нас к 1976 году. Первой рок-группой в СССР, записавшей студийный альбом, стал коллектив «Пропеллер». Основанный в 1978 году, он просуществовал около полутора лет, до тех пор, пока не был запрещён после концерта на футбольном матче, где участников группы обвинили в фашизме.
К тому времени рок начал распространяться по разным городам СССР. В Ленинграде панк-рок первыми заиграли люди из интеллигентных семей. Андреем Пановым была основана группа «Автоматические удовлетворители». Группа играла то, что позднее станут называть панком. Панов привлек в состав «АУ» будущую звезду советского пост-панка Виктора Цоя.
Москва от Ленинграда в развитии рок-музыки отставала не сильно, но сильно отличалась по форме. В 80-м году Сергеем Жариковым была основана группа «ДК». Группа несла аудитории боль, диссонанс и гиперреализм. Именно за этот гиперреализм, а точнее за клеветнические размышления по поводу советского строя, на Жарикова даже завели уголовное дело.
Ленинград, май 1982 года. Фото: Андрей Данилов
Особенности развития русского рока
На Западе каждая группа соревновалась за публику, пытаясь её удивить. Создавались масштабные шоу с невероятными декорациями и костюмами. А в Советском Союзе все это было делать нельзя — любые намёки на рок-музыку были в жёстком андеграунде. Форма правления напрямую влияла на развитие рок-музыки в России.
В итоге сложилось такое понятие, как «советский рок». В Советском Союзе в 80-е годы почти все музыканты писались в подвале, несколько раз перезаписывая пластинки. Ситуация стала лучше, когда начали появляться рок-клубы. В стенах этих клубов собирались выходцы из консерваторий и других музыкальных учреждений, где рок не преподавали. Так что эти музыканты играли то, чему их научили. Это был коктейль из джаза, фьюжена, новой волны и всего, что советские любители рок-н-ролла могли собрать и почерпнуть для себя из большего обилия западного рок-наследия.
Русский язык считается одним из самых сложных и многообразных. И если на Западе рок-музыканты вдохновлялись своими кумирами из прошлого, то большинство резидентов русских рок-клубов учились писать тексты у русских поэтов и поэтесс.
Большинство советских рок-групп пело метафорами, причём очень глубокими и сложными. Порой только сам вокалист знал, о чём он поёт. В этой атмосфере полузапрета и надежд на лучшее был выкован образ советского рок-музыканта — печального, болезненного и кричавшего о правде и несправедливости.
Влияние на культуру и моду
Почти невозможно представить себе мир, в котором мода и музыка не являются платформами для самовыражения и творчества. Однако сто лет назад молодые люди рассматривали «модные» галстуки и корсеты как символы репрессий, а не как катализаторы свободы.
В 1920-е годы мир был похож на сегодняшний, всюду царил беспорядок и происходило слияние различных субкультур. Самым популярным жанром тогда был джаз. Многие группы, такие как Генеральная федерация женских клубов, называли джаз аморальным и слишком сексуальным. Эта критика была вызвана расовыми причинами, поскольку большинство джазовых исполнителей были афроамериканцами. Но, настроенные на вечеринку, люди всех рас приходили в эти клубы, чтобы выпить и послушать новую противоречивую музыку. Эта «своенравная» форма развлечения и самовыражения открыла двери для новой революционной формы моды для молодёжи. Молодые женщины отказались от свободных пышных юбок 1910-х годов ради более скандального образа: они надевали вечерние платья с бисером, делали короткие стрижки. Мужчины сменили свои двубортные пальто и рубашки с высоким воротником на знаменитые «Костюмы Zoot» и фетровые шляпы.
Переходя к 1970-м годам, музыка и мода снова стали рассадником инакомыслия, позволив таким музыкальным жанрам, как панк-рок, засиять. Появившись из британской модной культуры, панк-рок быстро стал известен своим агрессивным звучанием и акцентом на оригинальность и независимость.
Это музыкальное освобождение повлияло на внешний вид «панк» толпы, которая часто носила обтягивающую кожу, ирокезы и темный макияж вокруг глаз. Конечной целью было выглядеть радикально не похожим ни на кого другого, именно поэтому панк-рок считается первой настоящей музыкальной субкультурой.
Еще одной процветающей субкультурой 1970-х годов был глэм-рок. Результатом стало множество футуристических и диковинных выступлений Дэвида Боуи, Элтона Джона и Queen. Стиль глэм-рока характеризуется костюмами-кошками, раскраской тела и андрогинной внешностью. Поскольку эти эпатажные образы не вошли в мейнстрим, считается, что глэм-рок породил ещё одну модную субкультуру.
Stadium Live
Существует ли рок в России?
Русский рок не стоит воспринимать как рок в целом. По сути, это очень обособленный стиль. Если изначально рассматривать его не как рок-музыку, а как музыку в целом, то отношение будет абсолютно другое. Главной характерной чертой русского рока является замысловатый текст. Он позволяет взглянуть на мир по-другому.
К концу 1990-х годов русский рок приблизился к тенденциям мировой музыки, приобрёл новые направления. Музыка русских музыкантов начала 2000-х годов получила своеобразное определение — «рокапопс», наиболее ярким представителем которого является, к примеру, группа «Мумий Тролль».
Средства массовой информации оказывали огромное влияние на развитие русского рока, в частности, стали появляться радиостанции и телеканалы, которые продвигали русскую рок-культуру, такие как «Наше радио», телеканал «О2ТВ» и многие другие. С 1999 года проводился крупнейший рок-фестиваль «Нашествие», ставший символом русского рока в России.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!