История и определение
Коспле́й (от яп. コスプレ косупурэ, и от англ. costume play — «костюмированная игра») — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов.
Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-ых начал распространятся за пределами Японии, и сейчас такое понятие как «косплей» известно по всему миру.
Восток и запад
Стоит заметить, что азиатский и западный косплей сильно разнятся по своей сущности. Пропасть между азиатской и европейской культурами не исчезала никогда, а потому это отразилось и на творчестве фан-сообществ. Если в Европе, Австралии, странах Северной и Южной Америки косплееры могут перевоплощаться в литературных и кино - героев, реальных людей, актеров, исполнителей и других деятелей искусства, помимо как в персонажей игр, аниме, комиксов, персонажей западной мультипликации, то в странах Восточной Азии, в особенности в Японии, Китае и Южной Корее, это почти всегда персонажи вторичной реальности, а также сценичные образы участников visual kei групп, где за макияжем и костюмом самого человека увидеть невозможно.
Это связано со степенью персонификации персонажа. Намного легче изобразить героя, не имеющего воплощения, чем героя, у которого уже есть «живое лицо» в виде актера или актрисы. К примеру, когда мы произносим имя «Черная вдова», то перед нами появляется образ Скарлетт Йоханссон, а не образ из комиксов вселенной Марвел. В Японии же наоборот, нарисованный образ закреплен в общественном сознании во много прочнее, нежели экранизации какого-либо аниме или манги.
Более того, в Японии косплей уже давно вступил в права национальной культуры и стал более массовым. Именно здесь косплей стоит на самом профессиональном уровне: помимо любительского переодевания, здесь есть люди, зарабатывающие этим на жизнь; косплей просочился в рекламу, литературу, другие области искусства, в общественное сознание.
Косплей в России
Более любопытно это явление в контексте российского пространства. По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». Несомненно, всегда есть те, кто не доводит свой образ до совершенства, но некоторые апологеты косплейного перфекционизма достойны восхищения. И на самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы подобрать нужный парик, некоторые косплееры могут перебрать порядка нескольких десятков (в виду неточности изображения в интернет-магазинах), могут шить костюмы от нескольких недель до продолжительных месяцев, огромный труд подобрать подходящие линзы, а также аксессуары, которые приходится делать самостоятельно. Приготовление может затянуться даже на несколько лет, если какая-то важная деталь не может быть найдена.
Косплей – это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.
Можно считать, что косплей как явление так распространено, и более того, так профессионально и качественно в России и странах СНГ по причине скудности и однообразности жизни и быта россиян, вековой закрепощенности мысли и невозможности выразить себя. Именно фрустрация наталкивает на бегство из мира, в котором набор ролей чрезвычайно беден. Косплей популярен в виду универсальной для всего человечества неудовлетворенностью границами своей биографии и стремлением к познанию альтернативного Я, обреченного на постоянную нереализованность. Во вторичной реальности можно найти любого персонажа, которому ты будешь симпатизировать, материализовать его внешний облик и стать этим нарисованным героем во плоти. И теперь ты – это он.
Это можно рассматривать как некоторую терапию. На востоке, в особенности в индийской литературе, человеческая личность понимается как нечто нецельное, а значит любые разносторонние проявления различных черт – естественное явление. Косплей и актерское мастерство и выполняют эту работу развития потаенных уголков личности и помогают стать человеку свободнее, понять, что он не прикреплен к одним единственным маске и телу.
Где и что
Косплейные костюмы демонстрируются на различных фестивалях, а также на сериях фотографий и видеозаписях, а могут и вовсе никому не показываться и висеть в шкафу.
В последние несколько лет в Петербурге ежегодно проходят различные фестивали: AniCon, BigFest, AVAexpo, AnimeDay, Старкон, MAniFest, Comic Con Saint Petersburg. В Москве: Тогучи, Тя-но-ю, Ichiharu, Hinode, Деткон, AniMatrix, РОСКОН, STARFANS. В мире: World Cosplay Summit, Cosplay Festa TDC, Anime Expo, San Diego Comic-Con International.
На фестивалях проходят конкурсы сценичного косплея, танцевального, альтернативного, одиночного и группового косплей-дефиле, конкурсы арта и фанарта, караоке, AMV, фото- и видео-косплея.
В реальной жизни косплееры могут ничем не отличаться от общей массы: они не носят париков, средневековых плащей, картонных мечей, линзы – чрезвычайно редко. Они могут иметь самую обыкновенную работу, ходить в университет или колледж, у них такие же банальные проблемы, и их ничто не сможет выдать, разве что нечаянно пророненное «десу».
Видео косплееров
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!