В начале 60-х годов на улицах Лондона стали появляться странно одетые молодые люди. Они носили аккуратные причёски, отбеленные джинсы с красными подтяжками, тяжёлые красные ботинки со стальными носками, иногда голубые мохеровые костюмы и очки в голубой оправе. Они пьют тёмное пиво или безалкогольные напитки и передвигаются на мотороллерах марок «Веспа» и «Ламбретта». Это – моды, противоречивая и не до конца определённая субкультура 60-х, подростки, которые отчаянно пытаются определить себя.
«Умеренность и аккуратность»: основы стиля
Великобритания в «пёстрых» 60-х – это целый букет различных субкультур. По улицам ходят не только моды, но и рокеры, психоделисты, хиппи и рудиз. У всех различные причины возникновения и различна идеология. Моды (от modern – современный) – дети из семей профессиональных рабочих; после «экономического бума» у них появились свободные деньги – и их конвертировали в стиль. От своих предшественников, «тедди-боев», моды унаследовали маниакальные интерес к мельчайшим деталям внешности. Строго регулировалось, в зависимости от ширины брюк, расстояние между ними и ботинками – пол дюйма или дюйм. Носки должны были быть белыми, костюм – итальянским, туфли – «Челси» или лоферы. Всё продумано до мелочей, и любая оплошность делает тебя посмешищем.
Эту одержимость модов быстро заметили производители одежды и музыкальные. Культура, так гордившаяся своей независимостью и индивидуальностью, стала поддерживаться извне и скоро сошла на нет, а бывшие моды разбрелись по другим субкультурам. А кто-то даже организовал новую – скинхэдов (которые изначально не придерживались никаких расистских взглядов). «Мод – короткое слово, обозначающие моду, красоту и глупость. Мы все через это прошли», – говорил впоследствии Пит Таунсен из «The Who».
Главное средство передвижения – мопед. Он доступен круглые сутки (в отличие от закрытого на ночь общественного транспорта) и защищает нарядную одежду от грязи. Этой же цели служат длинные парки цвета хаки.
«Absolute beginners»: ценности и установки
Моды – гедонисты, и их цель жизни – развлекать себя как можно изощрённей и разнообразней. Они напоминают героев Уальда – возможно, поэтому их называют «денди XX века». То, что они так пристально следили за модными новинками (и часто тратили на них последние деньги) – это обратная сторона главной составляющей их мировоззрения: крайней эгоцентричности. «Когда все в Англии запели о свободной любви, что было весьма неоднозначно, моды тоже оказались возмутителями спокойствия – но по причине абсолютно противоположной. Ощущение было такое, будто эта проблема им глубоко безразлична. Я думаю, моды по натуре своей были слишком эгоцентричны, чтобы создать пару», – писал Кевин Пирс.
Библия мода – книга Колина Маккинеса «Абсолютные новички», повествующая о молодом фэшн-фотографе Колине и его любви к модельерше Креп Сазетт. Их история открывает целую панораму жизни рубежа пятидесятых-шестидесятых. «Боюсь, что это единственная книга, написанная действительно о «модах» того времени, и если вам скажут, что есть какие-то ещё, – не верьте», – говорит Олег Миронов. В 1986 по книге был снят одноимённый фильм, поначалу отвергнутый критиками, но впоследствии ставший культовым благодаря прекрасному саундтреку.
Но за внешним прожиганием жизни скрывается трагический поиск себя – и этим моды похожи на подростков всех эпох. Крис Уэлч написал в 1969 году в статье для Melody Marker: «Моды ''делают свое дело'' в беспомощном стремлении найти свое «я» в обществе, где единственный официальный альтернативный путь – жениться на Покупке В Рассрочку и закончить парализованной жизнью перед телевизором».
Музыка и одежда: наследие модов
Моды с их культом индивидуальности и образом «опрятного хулигана» оказали огромное влияние на последующую массовую культуру. Главным образом это коснулось модной индустрии: это они придумали мужской макияж, большинству существующих уличных стилей, это благодаря им существует одежда унисекс. Очень многие современные бренды открыто копируют элементы стиля модов.
Кадр из фильма «Квадрофения»: моды первыми сказали, что мужчины тоже могут краситься
Коснулось их влияние и музыки. Моды привели в Британию «чёрную музыку»: джаз и соул. А ещё именно благодаря модам появились The Beatles. Хотя Крис Уэлч был уверен, что особых музыкальных предпочтений у модов нет – «важно, чтобы было видно, как топаешь ботинками под эти ритмы», на самом деле это не так. Моды слушали в основном американцев, исполняющих блу-бит, рэгги, рокстеди и ска. Олег Миронов рассказывает: «Всё шло замечательно до тех пор, пока где-то в 1962 году большие люди из крупных компаний не заинтересовались: а на что, собственно, уходят у подростков такие сумасшедшие деньги? Выяснилось, что молодёжь тратит свои кровные на совершенно непотребные вещи – продукты американской промышленности! Боссы решили, что надо приложить максимум усилий, чтобы перенаправить этот денежный поток в свои карманы или, по крайней мере, вернуть в лоно матери Британии. Замечательным примером этому может служить выход первого альбома группы ''The Beatles'', с которым, как принято считать, закончилась эпоха настоящих «модов» и началась эпоха ''британского вторжения''».
Social Suicide – лондонская марка одежды, основывающая свою дизайн на стиле британских субкультур. Моды первыми стали использовать в одежде так популярный сейчас британский флаг, а своим символом сделали эмблему британских ВВС
Что может быть печальнее для контркультуры, чем превратиться в мэйнстрим? Судьба модов трагична. Но их растворение в массовой культуре обогатило её и стало вдохновляющим толчком. В конце концов, свою функцию движение модов выполнило: молодые люди нашли своё неповторимое лицо.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.