Центр Манги и Комиксов на базе библиотеки им. А. П. Чехова — традиционно одна из самых популярных площадок на «Ночи музеев» в Санкт-Петербурге. В этом году билеты на все мероприятия Центра были раскуплены уже за четыре дня до самого события. В программе библиотеки были мастер-классы по раскадровке и акварельной иллюстрации в манге, квиз и встречи-беседы со специальными гостями. На одной из таких встреч, посвященной истории манги в России, мы и побывали.
Модератором беседы выступала Юлия Тарасюк, куратор Центра, а специальными гостями были Богдан, папа русской манги, и Марина Привалова, без преувеличения самая популярная на сегодня российская мангака. И поскольку говорить о ретроспективе отечественной манги без Марины и Богдана кажется невозможным, история индустрии в это вечер свелась к двум личными историями художников.
Юлия Тарасюк и Марина Привалова
Первое аниме и манга
Первым аниме, которое увидел Богдан, стал сериал «Сейлор Мун», транслировавшийся в конце 90-х сразу по нескольким телевизионным каналам. Тогда же были распространены пиратские видеокассеты, на которых в качестве приписки на оставшееся на ленте время записывали мультфильмы.
«Тогда это были просто мультфильмы, никто не называл их аниме», — говорит Богдан.
Читайте также
Марина долгое время жила в закрытом военном городке, где не было канала «2х2», который первым начал транслировать «Сейлор Мун» для российского зрителя. Поэтому с аниме она познакомилась позже, когда до нас дошли мультфильмы Миядзаки и японский аналог Робин Гуда.
«Когда появился интернет, я стала смотреть, что это вообще такое и так узнала про мангу. А потом поехала в Питер и купила там свой первый пиратский томик», — вспоминает Марина.
Богдану повезло больше. Свою первую мангу, Battle Angel Alita, он получил в подарок от друга, который привёз её из Франции. Конечно, качество официального французского издания не шло ни в какое сравнение с нашей тогдашней пираткой.
Первые публикации и попытки публикаций
Первые иллюстрации, нарисованные под влиянием Battle Angel Alita, Богдан неоднократно отправлял в популярный в то время журнал «Великий Дракон», но их не принимали.
«В то время если в журнале напечатали твоё имя — ты становился человеком номер один в школе, а если опубликовали твою картинку, то вообще богом», — рассказывает Богдан.
В редакции были просто мешки картинок, присланных читателями, поэтому они ничего не возвращали. Так Богдан отправил в «Великого Дракона» комикс по игре и потом не смог получить его обратно. Поэтому свой новый комикс «Тень» он сам принёс в редакцию, чтобы в случае отказа, сразу забрать его назад. Но комикс опубликовали и даже заплатили за публикацию 24 рубля.
В 1991 году Богдан вместе со сценаристом Вячеславом Макаровым начинает сотрудничество с «Классным журналом», где они еженедельно вплоть до 2001 года публикуют по две страницы комикса «Ника».
Зрители приносили свои номера «Классного журнала» на беседу
«За две недели до начала публикации у нас не было сценария, а я даже не умел сканировать комиксы и работать с ними в Photoshop, — вспоминает Богдан. — Так мы начали выпускать «Нику», сценарист без идеи и художник, который не умел рисовать».
Марина считает, что до «Тагара» у неё не было серьёзных публикаций. Первая её иллюстрация в журнале появилась случайно: на одном из мероприятий Марина познакомилась с девушкой из журнала Pro.Cosplay и та попросила её нарисовать обложку для очередного номера.
В основном вся активность Марины как художника проходила тогда в сообществе дневников Diary.ru. Здесь в 2008 году она познакомилась со своей первой сценаристкой Оксаной, с которой они вместе нарисовали «Ворона» (прототип сегодняшнего «Тагара») и даже победили с этим комиксом на конкурсе издательства «Фабрика комиксов». Однако девушки поссорились и публикации не суждено было состояться.
Первые книжные издания
Позже там же Марина встретила своего второго сценариста, Анну Сергееву. Вместе за год они нарисовали первый том новой версии «Ворона» и начали отправлять его всем издателям, каким только могли. В итоге девушки долго общались с немецким издательством Tokyopop, но проект так и не стартовал.
После беседы к Марине Приваловой выстроилась очередь за автографом
«Ещё мы смогли опубликовать две главы в онлайн-издательстве Axis Comics, но оно быстро закрылось. Читатель тогда не понимал, зачем платить деньги за электронные комиксы», — рассказывает Марина.
Потом художница устроилась на работу в Bubble Comics и четыре года рисовала там линейки комиксов, пока, наконец, ей не удалось убедить руководство в необходимости выпуска манги. К Comic Con Russia 2017 издательство Bubble уже презентовало первый том «Тагара», который быстро привлёк внимание читателей.
У Богдана тоже не сразу получилось успешно издать свою «Нику». После окончания сотрудничества с «Классным журналом» он решил перерисовать мангу и выпустить её в издательстве. Первый тираж «Ники» издавал «Русский Издательский Дом», до этого не занимавшийся комиксами.
«Они издавали что-то про сад и огород и, видимо, не смогли найти мне подходящее место на полке, между парниками. Про книгу практически никто не знал, и первый тираж расходился очень плохо», — вспоминает Богдан.
Богдан много шутил в этот вечер
Второй раз «Нику» выпустило издательство при магазине иностранной литературы «Панглосс букс». У них была полка с франко-бельгийскими комиксами, выбором которых заведовал Михаил Хачатуров, и вот туда-то и попала «Ника».
Про хейтеров
В начале 2000-х отношение к российским мангакам было не самым доброжелательным. Первое российское издательство манги «Сакура-пресс» написали на своём сайте, что манга — это комиксы исключительно японского производства. Таким образам к российским авторам, которые к тому же в силу недостатка опыта и конкуренции явно не дотягивали до Кацухиро Отомо, было много претензий даже со стороны манга-аниме-сообщества.
«В начале я никому не говорил, что рисуют мангу, потому что просто некому было говорить, — признаётся Богдан. — Из моих друзей мангой никто не интересовался. Когда я принес «Нику» в RAnMA [первая российская ассоциация аниме и манги, — прим. ред.], её отказались читать».
Некоторые слушатели записывали за гостями, а некоторые даже зарисовывали
Окружающие Марины относились к её увлечению нейтрально: не поддерживали, но и не запрещали. Постепенно у неё появились знакомые, тоже увлекающиеся мангой, и «Тагара» она изначально рисовала именно «для друзей».
«В то время мы старались не говорить, что занимаемся мангой, чтобы избежать глупых вопросов про китайские порно-мультки», — говорит Марина.
И хотя сейчас представление о манге сильно поменялось, в прошлом году Марине пришлось столкнуться с хейтом, когда она рисовала иллюстрации к «Магистру дьявольского культа» — очень популярной китайской франшизе с огромный фандомом по всему миру.
«Основная проблема была в насмотренности людей. По новелле к этому моменту уже вышло аниме, и люди хотели видеть такой же визуал, как там. Но по закону об авторском праве мы не могли копировать дизайн персонажей, — вспоминает Марина. — В итоге мне пришлось просто закрыть комментарии в социальных сетях».
Советы начинающим мангакам
От Марины
- Не надо сразу рисовать большую историю. Начните с ваншота или однотомника.
- Критика — это нормально. Не пугайтесь критики.
- Сегодня интернет — это основная площадка для художников. Не надо сразу идти к издателю, начните с публикаций в Сети.
- Если у вас есть готова история — пишите заявку на общую почту Bubble. В заявку надо добавить синопсис, сценарий первой главы, пару нарисованных страниц, описание мира и персонажей.
От Богдана
- Самое главное и самое простой правило — нужно брать и делать.
- Раз в неделю проверяйте, сколько вы сделали.
- Подумайте, почему вы столько сделали и скорректируйте план на следующую неделю.
- Сила в постоянстве, не стоит ждать вдохновения — оно переменчиво.
Все фотографии со встречи:
https://sub-cult.ru/foto/13177-noch-muzeev-v-tsentr-mangi-i-komiksov-istoriya-mangi-v-rossii-s-bogdanom-i-marinoj-privalovoj#sigProId6d30ca12f5
Фотограф: Александра Шишкина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.