Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru
«Ночь музеев» в Центре Манги и Комиксов: история манги в России с Богданом и Мариной Приваловой

Центр Манги и Комиксов на базе библиотеки им. А. П. Чехова — традиционно одна из самых популярных площадок на «Ночи музеев» в Санкт-Петербурге. В этом году билеты на все мероприятия Центра были раскуплены уже за четыре дня до самого события. В программе библиотеки были мастер-классы по раскадровке и акварельной иллюстрации в манге, квиз и встречи-беседы со специальными гостями. На одной из таких встреч, посвященной истории манги в России, мы и побывали.

Модератором беседы выступала Юлия Тарасюк, куратор Центра, а специальными гостями были Богдан, папа русской манги, и Марина Привалова, без преувеличения самая популярная на сегодня российская мангака. И поскольку говорить о ретроспективе отечественной манги без Марины и Богдана кажется невозможным, история индустрии в это вечер свелась к двум личными историями художников.

1

Юлия Тарасюк и Марина Привалова

Первое аниме и манга

Первым аниме, которое увидел Богдан, стал сериал «Сейлор Мун», транслировавшийся в конце 90-х сразу по нескольким телевизионным каналам. Тогда же были распространены пиратские видеокассеты, на которых в качестве приписки на оставшееся на ленте время записывали мультфильмы.

«Тогда это были просто мультфильмы, никто не называл их аниме», — говорит Богдан.

Марина долгое время жила в закрытом военном городке, где не было канала «2х2», который первым начал транслировать «Сейлор Мун» для российского зрителя. Поэтому с аниме она познакомилась позже, когда до нас дошли мультфильмы Миядзаки и японский аналог Робин Гуда.

«Когда появился интернет, я стала смотреть, что это вообще такое и так узнала про мангу. А потом поехала в Питер и купила там свой первый пиратский томик», — вспоминает Марина.

17

Богдану повезло больше. Свою первую мангу, Battle Angel Alita, он получил в подарок от друга, который привёз её из Франции. Конечно, качество официального французского издания не шло ни в какое сравнение с нашей тогдашней пираткой.

Первые публикации и попытки публикаций

Первые иллюстрации, нарисованные под влиянием Battle Angel Alita, Богдан неоднократно отправлял в популярный в то время журнал «Великий Дракон», но их не принимали.

«В то время если в журнале напечатали твоё имя — ты становился человеком номер один в школе, а если опубликовали твою картинку, то вообще богом», — рассказывает Богдан.

В редакции были просто мешки картинок, присланных читателями, поэтому они ничего не возвращали. Так Богдан отправил в «Великого Дракона» комикс по игре и потом не смог получить его обратно. Поэтому свой новый комикс «Тень» он сам принёс в редакцию, чтобы в случае отказа, сразу забрать его назад. Но комикс опубликовали и даже заплатили за публикацию 24 рубля.

В 1991 году Богдан вместе со сценаристом Вячеславом Макаровым начинает сотрудничество с «Классным журналом», где они еженедельно вплоть до 2001 года публикуют по две страницы комикса «Ника».

6

Зрители приносили свои номера «Классного журнала» на беседу

«За две недели до начала публикации у нас не было сценария, а я даже не умел сканировать комиксы и работать с ними в Photoshop, — вспоминает Богдан. — Так мы начали выпускать «Нику», сценарист без идеи и художник, который не умел рисовать».

Марина считает, что до «Тагара» у неё не было серьёзных публикаций. Первая её иллюстрация в журнале появилась случайно: на одном из мероприятий Марина познакомилась с девушкой из журнала Pro.Cosplay и та попросила её нарисовать обложку для очередного номера.

В основном вся активность Марины как художника проходила тогда в сообществе дневников Diary.ru. Здесь в 2008 году она познакомилась со своей первой сценаристкой Оксаной, с которой они вместе нарисовали «Ворона» (прототип сегодняшнего «Тагара») и даже победили с этим комиксом на конкурсе издательства «Фабрика комиксов». Однако девушки поссорились и публикации не суждено было состояться.

Первые книжные издания

Позже там же Марина встретила своего второго сценариста, Анну Сергееву. Вместе за год они нарисовали первый том новой версии «Ворона» и начали отправлять его всем издателям, каким только могли. В итоге девушки долго общались с немецким издательством Tokyopop, но проект так и не стартовал.

2

После беседы к Марине Приваловой выстроилась очередь за автографом

«Ещё мы смогли опубликовать две главы в онлайн-издательстве Axis Comics, но оно быстро закрылось. Читатель тогда не понимал, зачем платить деньги за электронные комиксы», — рассказывает Марина.

Потом художница устроилась на работу в Bubble Comics и четыре года рисовала там линейки комиксов, пока, наконец, ей не удалось убедить руководство в необходимости выпуска манги. К Comic Con Russia 2017 издательство Bubble уже презентовало первый том «Тагара», который быстро привлёк внимание читателей.

У Богдана тоже не сразу получилось успешно издать свою «Нику». После окончания сотрудничества с «Классным журналом» он решил перерисовать мангу и выпустить её в издательстве. Первый тираж «Ники» издавал «Русский Издательский Дом», до этого не занимавшийся комиксами.

«Они издавали что-то про сад и огород и, видимо, не смогли найти мне подходящее место на полке, между парниками. Про книгу практически никто не знал, и первый тираж расходился очень плохо», — вспоминает Богдан.

13

Богдан много шутил в этот вечер

Второй раз «Нику» выпустило издательство при магазине иностранной литературы «Панглосс букс». У них была полка с франко-бельгийскими комиксами, выбором которых заведовал Михаил Хачатуров, и вот туда-то и попала «Ника».

Про хейтеров

В начале 2000-х отношение к российским мангакам было не самым доброжелательным. Первое российское издательство манги «Сакура-пресс» написали на своём сайте, что манга — это комиксы исключительно японского производства. Таким образам к российским авторам, которые к тому же в силу недостатка опыта и конкуренции явно не дотягивали до Кацухиро Отомо, было много претензий даже со стороны манга-аниме-сообщества.

«В начале я никому не говорил, что рисуют мангу, потому что просто некому было говорить, — признаётся Богдан. — Из моих друзей мангой никто не интересовался. Когда я принес «Нику» в RAnMA [первая российская ассоциация аниме и манги, — прим. ред.], её отказались читать».

16

Некоторые слушатели записывали за гостями, а некоторые даже зарисовывали

Окружающие Марины относились к её увлечению нейтрально: не поддерживали, но и не запрещали. Постепенно у неё появились знакомые, тоже увлекающиеся мангой, и «Тагара» она изначально рисовала именно «для друзей».

«В то время мы старались не говорить, что занимаемся мангой, чтобы избежать глупых вопросов про китайские порно-мультки», — говорит Марина.

И хотя сейчас представление о манге сильно поменялось, в прошлом году Марине пришлось столкнуться с хейтом, когда она рисовала иллюстрации к «Магистру дьявольского культа» — очень популярной китайской франшизе с огромный фандомом по всему миру.

«Основная проблема была в насмотренности людей. По новелле к этому моменту уже вышло аниме, и люди хотели видеть такой же визуал, как там. Но по закону об авторском праве мы не могли копировать дизайн персонажей, — вспоминает Марина. — В итоге мне пришлось просто закрыть комментарии в социальных сетях».

5

Советы начинающим мангакам

От Марины

  1. Не надо сразу рисовать большую историю. Начните с ваншота или однотомника.
  2. Критика — это нормально. Не пугайтесь критики.
  3. Сегодня интернет — это основная площадка для художников. Не надо сразу идти к издателю, начните с публикаций в Сети.
  4. Если у вас есть готова история — пишите заявку на общую почту Bubble. В заявку надо добавить синопсис, сценарий первой главы, пару нарисованных страниц, описание мира и персонажей.

От Богдана

  1. Самое главное и самое простой правило — нужно брать и делать.
  2. Раз в неделю проверяйте, сколько вы сделали.
  3. Подумайте, почему вы столько сделали и скорректируйте план на следующую неделю.
  4. Сила в постоянстве, не стоит ждать вдохновения — оно переменчиво.

Все фотографии со встречи:

Фотограф: Александра Шишкина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика