Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Вечером 27 июля в петербургской Библиотеке комиксов прошла лекция о современной повесточке в мире супергероев и комиксов. Спикером выступил автор пабликов Kinda Geek, It's all connected, ИтсОк Шама. О том, как новая этика положительно повлияла на голливудские блокбастеры, может ли русалочка быть темнокожей и как новая этика связана с «Властелином колец» и «Шреком», читайте в нашем репортаже.

НОВАЯ ЭТИКА В СТАРЫХ ФИЛЬМАХ

Насколько вообще нова для нас повесточка в фильмах, если нет возможности отследить точку отсчёта? Шама предлагает вспомнить более старые ленты и рассмотреть их через призму новой этики.

«Властелин колец»

Трилогия «Властелин колец» кладезь прогрессивных тем, но на лекции Шама выделяет только самые очевидные. Например, явный намёк на проблемы экологии в том, как орки захватывали и сжигали леса энтов. Хоббиты сами по себе кажутся репрезентацией бодипозитива. Во «Властелине колец» нашлось место даже для сцены с очень феминистским посылом. Перед смертью Назгул утверждает, что его не может убить ни один смертный муж, а в итоге его убивает именно женщина со словами: «Я не муж». Напоследок лектор напомнил и об одном не самом приятном персонаже: «Голлум репрезентация и психологических проблем, и наркозависимости».

2

«Шрек»

«Шрек вообще очень классное произведение, которое разрушило все шаблоны на своё время».

В мультфильме повесточка даже более очевидна, чем в предыдущем примере. Создатели «Шрека» позаботились, чтобы всего было побольше. Здесь и «сильные женские команды, которые спасали мужчин в беде», и ЛГБТ персонажи, и очевидная заявка на торжество бодипозитива: Фиона и Шрек отказались от красивой внешности ради того, чтобы остаться теми, кем они были на самом деле.

Так что совершенно неясно, с какого момента начинается точка отсчёта истории новой этики в кино.

«Это всегда шло рука об руку. Просто сейчас эта тема более важна в обществе, поэтому, я думаю, многим это больше бросается в глаза, чем обычно», завершает Шама.

ПОЧЕМУ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В СУПЕРГЕРОИКЕ ЭТО ХОРОШО?

На лекции блогер выделил несколько причин того, почему новая этика то, что должно быть в мире супергероев. Пользу от этого могут получить не только киностудии, но и зрители такие, как мы с вами.

Преимущество №1. Прибыльность.

Презентация началась именно с этого пункта: что не удивительно, для каждого продукта в первую очередь необходимо рассматривать его потенциальную выгоду. Для этого кинокомпании начинают осваивать новые рынки и создавать фильмы, которые нравятся людям из разных стран. В качестве примера Шама приводит то, как Marvel приходит на китайский рынок.

«Очень многие сцены перемещали в Китай, появлялись какие-то второстепенные персонажи китайцы. Я могу вспомнить «Железного человека 3». Хирург, который оперировал Тони Старка, был китайцем. Такие сцены есть во многих фильмах: финальное сражение происходит на фоне китайского города».

4

Шама также отметил, что сцены, снятые специально для определённого рынка, могут быть использованы в трейлерах и на постерах для потенциальной аудитории. Именно так строится маркетинг фильмов о супергероях, например, в Китае.

Впрочем, этот пример оценили не все слушатели лекции. Один из постоянных посетителей Библиотеки комиксов, отметил, что это не универсальное утверждение.

«Пример не очень актуальный и правильный, потому что это работает только с Китаем, так как в Китае самый большой рынок. На постерах «Звёздных войн» темнокожих персонажей убрали, потому что китайский рынок достаточно расистский по отношению к ним… Это наоборот не привнесение меньшинства в культуру, а привнесение большинства в культуру».

Шама также отмечает, что у Marvel и DC появилась цель развития на других рынках. Следующий и наиболее перспективный для них Латинская Америка. Так, спикер вспомнил, что кинокомпания DC ввела в фильм «Синий жук» латиноамериканского персонажа, который в оригинальных комиксах появлялся крайне редко. Кстати, его сыграл американский актёр с мексиканскими, эквадорскими и кубинскими корнями Шоло Маридуэнья.

Вспомнил Шама также одного из персонажей «Чёрной пантеры: Ваканда навсегда» Нэмора. У героя даже изменили происхождение, «чтобы привязать его к культуре, к которой он не принадлежал». Нэмора сыграл мексиканский актёр Теноч Уэрта.

14

Преимущество №2. Культурное обогащение. Разнообразие за камерой разнообразие на экране.

Несомненный плюс для зрителя разнообразие сюжетов, которые приходят вместе с новой этикой и репрезентацией меньшинств. Шама отмечает, что кино один из способов общения, благодаря которому мы можем обмениваться опытом, культурой и образом мышления тех людей и героев, которые были задействованы в фильме.

И, несмотря на опасение, что сюжет остаётся прежним, истории всё же преображаются.

«Сюжеты всегда в сухом остатке будут о прежнем: любви, предательстве и подобном. Но как мы это рассказываем, зависит от опыта людей, которые стоят за камерой».

Шама предлагает поразмышлять, как изменится фильм, если взять людей с разным культурным и жизненным опытом: «самовыражение у них будет отличаться друг от друга. Вы получите другие литературные приёмы, киноприёмы, разные стили и посылы». Репрезентация за камерой дала голос людям, которые до этого практически не высказывались.

Преимущество №3. Новые таланты.

Одним из ключевых последствий новой этики стало появление новых лиц и среди актёров, и среди членов съёмочной группы. В сериале «Соколиный глаз» подобрали актрису, которую довольно сложно было найти. По задумке, персонаж Эхо глухая коренная американка. Именно такую актрису искала команда Marvel. И нашла. Так состоялся дебют Алаквы Кокс. Политика по подбору новых и необычных актёров у Marvel сейчас встречается всё чаще. О случаях, когда в известных фильмах сыграли малоизвестные актёры, вспомнили и посетители Библиотеки комиксов: дебют Иман Веллани (в роли Мисс Marvel) и съёмки Лорен Ридлофф (в роли Маккари из «Вечных»).

21

РУСАЛОЧКА МОЖЕТ БЫТЬ ТЕМНОКОЖЕЙ

«В общем, и хочется закончить, наверное, самым важным вопросом: может ли темнокожая актриса сыграть русалку? Да».

Такое завершение речи спикера стало самой обсуждаемой темой вечера. Вопрос из зала не заставил себя долго ждать.

Зачем всё-таки делать русалочку темнокожей?

Спикер отметил несколько пунктов:

  • многие произведения и культовых персонажей создавали в то время, когда темнокожим там не было места и фильмы с ними не были бы популярны;
  • «физиологически русалки вообще быть не может. И белой тоже. Если посмотреть с точки зрения биологии, то есть если бы русалка реально была и жила бы на дне океана, как губка Боб, она была бы плоская, полупрозрачная, с фонарем на лбу, с жабрами, выглядела бы совсем неприятно»;
  • огромное количество произведений про европейскую русалку уже есть. «Сейчас эту историю адаптируют для другой аудитории, потому что темнокожие маленькие девочки тоже хотят увидеть русалку, похожую на себя».

Голос из зала также заметил, что причиной создания темнокожей русалочки может быть известность образа. Он привлекает внимание и всем знаком, а поэтому может расширить аудиторию с помощью таких изменений.

13

И всё-таки после завершения лекции противоречивые чувства остались в первую очередь у гостей Библиотеки. Несмотря на перечисленные «добрые дела», нельзя не заметить, что порой на первый план у продюсеров выходит заработок на идее повесточки, а реализация может быть противоречивой в погоне за разной аудиторией. Но в то же время слушатели соглашаются: есть закономерность «больше денег больше людей это увидит», да и прежде всего нужно видеть не цвет кожи, а человека.

Больше фото вы найдёте в галерее. Автор снимков: Александра Шишкина

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика