26-28 июня в Хельсинки в 18-й раз прошёл Tuska Open Air – крупнейший metal-фестиваль Финляндии.
В настоящий момент ситуация в России такова, что широкомасштабных рок-фестивалей с участием большого числа известных зарубежных исполнителей на территории страны не проводится. Единственным подобным мероприятием был, по сути, фестиваль «Kubana», набравший обороты в последние годы, но в 2015-м политические и экономические причины привели к тому, что организаторы были вынуждены перенести его за рубеж.
Что уж говорить о мероприятиях с более «узкой» специализацией. Если говорить о метале, то, хотя фестивали этого направления и существуют (можно вспомнить «Moscow Metal Meeting», к примеру), каждый их них проходит в течение одного дня и имеет в лайн-апе только пару-тройку команд по-настоящему высокого уровня.
В этой ситуации не остается ничего иного, как обратить свой взгляд в западном направлении. При этом для жителей северной столицы одним из наиболее естественных и доступных вариантов является Финляндия. Сказываются удобное географическое расположение и благоприятная визовая политика.
Фестиваль «Tuska Open Air» проводится в Хельсинки с 1998-го. Начинал он свою историю как относительно небольшое мероприятие в клубе «Tavastia» с участием преимущественно местных команд. На следующий год он переехал в здание бывшего железнодорожного депо. В этот период метал в Финляндии начал выходить из андерграунда и приобретать широкую популярность.
Быстро росла и популярность фестиваля, уже в начале 2000-х он перебрался в парк «Kaisaniemi», находящийся прямо в центре города, рядом с вокзалом, общая аудитория превысила десять тысяч человек, а среди выступающих появилось множество метал-команд с мировым именем. Длительность фестиваля была увеличена с двух дней до трёх.
«Tuska» проводится ежегодно, каждый раз собирая огромное количество посетителей не только из Финляндии, но и из соседних стран. Несколько раз за историю фестиваля случались солд-ауты. «Tuska» традиционно славится сильным составом участников, причём организаторы делают ставку в первую очередь на относительно экстремальные направления.
Начиная с 2011-го года, фестиваль проводится в промзоне Suvilahti, в районе Sörnäinen, расположенном немного в стороне от центра города. На этой территории до 1976-го года располагалась электростанция. Переезд был связан как с большим количеством жалоб от местных жителей на уровень шума, так и с тем, что старая площадка просто перестала вмещать в себя всех желающих попасть на фестиваль.
Глупо отрицать, что хорошая погода является важнейшим фактором для успеха любого мероприятия, проводимого на открытом воздухе. Раннее питерское утро 26 июня не предвещало в этом плане ничего хорошего, небо было полностью затянуто тучами, а температура воздуха едва превышала десять градусов. По дороге машину несколько раз накрывало дождём, и мы уже приготовились по приезду в Хельсинки покупать дождевики (проход с зонтами на мероприятие традиционно запрещен).
К счастью, худшие ожидания не оправдались: к тому моменту, как мы заселились в отель и добрались до места проведения фестиваля, с неба светило солнце, а температура повысилась до уровня, достаточного для того чтобы находится на улице в футболке. Фестиваль в этот момент уже стартовал, и место на основной сцене заняли восходящие звезды сладжа родом из Великобритании, команда под названием Krokodil. Надо отметить, что дополнительный всплеск популярности данная группа получила в прошлом году после того, как стало известно, что гитарист Алессандро Вентурелла занял в Slipknot место басиста, заменив Пола Грея, скончавшегося в 2010-м.
Krokodil не разочаровали. Хоть их пока ещё и рано ставить в один ряд с титанами жанра, огромный потенциал данной команды заметен любому слушателю, способному оценить качественные и качовые тяжёлые риффы, плотное «южное» звучание и при этом отличную техничность исполнения. Жаль только, что их выступление увидел лишь небольшой процент публики, ведь закончилось оно уже в 15.30, когда многие из посетителей ещё просто не добрались до фестиваля.
Следующими блюдом в пятничной метал-программе были финны Ghost Brigade, выступившие на второй сцене. Надо признаться, данный коллектив стал настоящим открытием для меня, и я очень пожалел, что не был знаком с его творчеством ранее. Музыку группы трудно отнести к какому-то определённому жанру, чувствуется влияние самых разных направлений – тут и doom, и нотки пост-метала, вызывающие ассоциации с творчеством Isis и Rosetta, и более мелодичные фрагменты. Пронзительный чистый вокал чередовался с агрессивным, экстремальным и сочетался с достаточно качественным гитарным звучанием. Приправлено всё это было интересными клавишными партиями, здорово добавлявшими атмосферы.
Финны всегда очень тепло встречают местные коллективы, и Ghost Brigade, конечно, не стали исключением в этом плане, правда, число людей перед сценой всё ещё было не слишком большим. Вокалист Манне Иконен держался очень уверенно и постоянно общался с публикой, ну а публика ему одобрительно отвечала. К сожалению, понять содержание данного диалога мне не удалось из-за языкового барьера – общение проходило на финском.
В этом году мероприятие было организовано по схеме, применяемой на многих других фестивалях – выступления проходили на трёх сценах: основной сцене Radio Rock, где выступали хедлайнеры и другие наиболее известные коллективы, Inferno – размером чуть поменьше, расположенной напротив и закрытой Club Stage, предназначенной для того, чтобы познакомить публику с молодыми перспективными командами. Выступления на сценах Radio Rock и Inferno проходили поочерёдно. Пока на одной из них играет группа, на противоположной идёт подготовка к выступлению следующей. Такая схема позволяет обеспечивать минимальные паузы между сетами на основных сценах. Выступления на закрытой сцене идут параллельно.
Следующими на основную сцену вышли не кто иные, как Architects, одна из наиболее известных и уважаемых групп на британской металкор/постхардкор сцене и одни из немногих представителей этого направления на фестивале. Они достаточно частые гости в России, но по разным причинам мне так ни разу и не удавалось увидеть их живьём. Хотя понятно, что большинство посетителей фестиваля предпочитают всё же другие направления, Architects собрали перед сценой уже неплохую толпу. Сет-лист включал в себя как некоторое количество нового материала, так и известные всем фанатам проверенные боевики. Ближе к концу выступления несколько десятков наиболее преданных фанатов устроили небольшой сёркл пит.
Видя это, четвёрка музыкантов под руководством неизменно харизматичного Сэма Картера выкладывалась так, как будто они выступали в последний раз. Остаётся только пожелать команде в дальнейшем придерживаться выбранного пути и не сбавлять обороты.
После того, как Architects закончили своё выступление, я решил прогуляться в сторону закрытой сцены. Увидел я там команду Aeons Confer – победителей конкурса «Play Tuska». Не могу сказать, что был особенно впечатлён ими, так как материал был весьма вторичен, а подача – неубедительна. Уверен, что, например, на питерской метал-сцене можно было найти немало команд, намного более уместных на фестивале такого уровня.
Переместившись обратно к основной фестивальной зоне, на сцене Inferno я застал психоделических блюз-рокеров Blues Pills. Хотя я и не могу отнести себя к любителям данного направления, никак не могу отрицать красоту и мощь голоса вокалистки Элин Ларссон. Энергичные и одновременно техничные партии юного французского гитариста Дориана Соррио только усиливали впечатление.
Отсняв положенные три песни и вдоволь наслушавшись блюза, я решил, что пришло время посетить барную зону. В Финляндии достаточно строгие ограничения на продажу алкоголя. На любых мероприятиях, на которые допускаются лица до 18 лет, продажа спиртного допускается только в специально огороженных зонах, на входе в которые строгие охранники и проверяют документы даже у людей, выглядящих явно старше, чем на 20. При этом вынос алкоголя за пределы этой территории запрещён. Стоит отметить, что продающееся на фестивале пиво явно не стоит своих денег и по вкусу (вернее его отсутствию) и количеству воды напоминает не самую лучшую продукцию массового российского производства. Выход из этой ситуации достаточно простой – примерно за цену пива можно взять сухой баночный сидр неплохого качества.
Тем временем, на основной сцене уже начал готовиться один из самых ожидаемых коллективов из выступавших в первый день – Lamb of God. Российские концерты американских мастеров groove метала должны были состоятся в июне, но были отменены по неизвестным до конца причинам. Так что сет на «Tuska» был одним из самых доступных шансов для российских фэнов увидеть выступление своих любимцев в этом году.
Говоря об их выступлении, никак нельзя не вспомнить о драматической истории, произошедшей ровно три года назад. В июне 2012-го года Lamb Of God впервые должны были сыграть на фестивале «Tuska», но их выступление не состоялось, так как буквально за несколько дней до него фронтмен коллектива Рэнди Блайт был арестован в пражском аэропорту по обвинению в непредумышленном убийстве Даниэля Носека, фаната Lamb of God, погибшего в результате трагического инцидента на концерте в Праге в 2010-м году. К счастью, суд в итоге проявил благоразумие и не стал осуждать Блайта за происшествие, случившееся в первую очередь по вине организаторов мероприятия, а Lamb of God смогли продолжить свою музыкальную деятельность.
К началу выступления на территории фестиваля собралось внушительное количество людей. Не знакомый с Lamb of God зритель едва ли понял бы, что тот аккуратный мужчина в дорогом костюме, которого можно было видеть на фотографиях из зала суда и бешенный сгусток энергии, буквально вылетевший на сцену под первые аккорды Desolation, – на самом деле один и тот же человек. Толпа взорвалась моментально, на ура встретив как старые проверенные и давно знакомые всем композиции, так и новые треки «Still Echoes» и «512» с альбома «VII: Sturm und Drang», выходящего 27 июля. 512 – номер камеры Рэнди в Пражской тюрьме, и заметно, что данный этап его жизни оказал сильное влияние на тексты песен новой студийной работы.
Остальные участники коллектива также выкладывались на 100%: гитаристы Марк Мортон и Вилл Адлер своими плотными риффами буквально разрывали пространство, барабанщик Крис Адлер (который в данный момент также является сессионным участником Megadeth) выдавал свои бешенные, но при это нечеловечески техничные и чёткие биты, а абсолютно седой и спокойный на вид басист Джон Кэмпбелл создавал плотную основу, связывающую все компоненты воедино.
С совершенно взрывной подачей Рэнди, которому в этом году уже исполнилось 44 года, трудно соперничать большинству даже намного более молодых музыкантов. Десяток бутылок воды, которыми он регулярно поливал свои вновь отросшие дреды, явно не могли охладить его пыл.
Практически вся публика, стоящая перед сценой, в свою очередь тоже пришла в движение, и ближе к концу выступления, когда зазвучала «Laid To Rest», мошпит достиг просто угрожающих размеров. Удивительно было только то, что на песне «Redneck» он вырос ещё больше, практически дойдя до пульта звукорежиссёра. 13-й и последней песней стал старый проверенный боевик «Black Label» с альбома «New American Gospel», надолго оставшийся звенеть в ушах тех, кто не захотел защитить их берушами.
Забегая вперёд, можно сказать, что выступление Lamb of God стало одним из лучших на всём фестивале, по уровню ничуть не уступая основным хедлайнерам.
После подобного казалось, что трудно в этот день будет воспринять что-то ещё, однако на Inferno уже готовилась группа Exodus – имя хорошо знакомое любому поклоннику трэш-метала, музыканты – одни из отцов жанра, в своё время оказавшие колоссальное влияние на развитие метал сцены вообще. Уход вокалиста Роба Дьюкса в 2014-м году был печальной новостью, однако весьма приятной неожиданностью стало известие от том, что его место занял Стив Суза, сотрудничавший с группой в период 1986-го по 1993-й годы и приложивший свою руку (вернее голос) ко многим классическим альбомам коллектива.
А вот другую недавнюю потерю в составе – гитариста Гэри Холта, неизменно входящего в состав группы практически с её основания, на данный момент компенсируют лишь сессионным гитаристом. И хотя формально Холт продолжает числиться в составе, активная работа со Slayer не даёт ему возможности в полной мере участвовать в жизни группы.
Exodus, конечно, ничуть не уронили планку и великолепно отыграли свой часовой сет, однако отсутствие одного из ключевых участников коллектива тяжело было не заметить. Из положительных моментов следует указать на более чем достойный трек-лист: новые композиции «Black 13» и «Body Harvest» органично сочетались с бессмертной классикой, типа «Bonded by Blood» и «Piranha». Ну а закончили выступление Exodus на «The Toxic Waltz» и «Strike of the Beast» (с обязательной «стеной смерти», само собой).
День постепенно подходил к концу, а это значит, что на основной сцене заканчивалась подготовка оборудования к выступлению хедлайнера первого дня фестиваля. Готовили её дольше, чем для других команд, и быстро стало ясно почему – ударная установка находилась… на танке. Кроме того, на сцене появилось несколько табличек с надписью «Achtung! Minen!», и стояли они там явно не просто так.
Когда бравые шведы Sabaton заиграли первые аккорды своего достаточно простого, но запоминающегося и цепляющего трека «Ghost Division», у меня создалось впечатление, что я внезапно попал на театр военных действий. Всё вокруг стреляло, взрывалось, горело, на одежду летели брызги топлива, и, не будь у меня беруш, я наверняка лишился бы слуха.
Съёмка в таких условиях – весьма непростое занятие, но упустить такую возможность было нельзя, так как Sabaton – просто чрезвычайно фотогеничны. Следующим номером стала «To Hell And Back» с последнего на данный момент альбома «Heroes», также очень запоминающаяся.
Хотя практически все тексты песен Sabaton трудно назвать весёлыми – они посвящены различным военным конфликтам (особенно часто затрагивается тема событий, связанных со Второй Мировой), фронтмен коллектива Йоаким Броден всегда улыбается и вообще выглядит жизнерадостно. Это в целом соответствует по настрою музыке, никогда не отклоняющейся особо далеко от канонов пауэр-метала. Постоянное общение с публикой, различные шутки (пусть и явно заранее отрепетированные) здорово оживляли выступления шведов.
В 2012-м году состав Sabaton претерпел значительные изменения, коллектив покинуло четверо из шести участников – из старой гвардии остались только вокалист Йоаким Броден и басист Пэр Сундстрём. Однако нельзя сказать, что такие перемены сильно повредили группе – новые музыканты органично влились в коллектив и за 3 года, которые прошли после этих радикальных перемен, отлично сыгрались. Жаль только подходящего клавишника найти так и не получилось, и в итоге вся электроника на концертах звучит в записи.
Я никогда особенно не любил пауэр, но смотреть выступление Sabaton было очень занимательно. Помимо собственно музыки, интерес представляло и большое количество «огненных» сюрпризов, которые приготовили пиротехники. В один из моментов всю сцену целиком засыпало искрами, а под конец был припасён большой фейерверк, правда, он бы намного лучше смотрелся в более тёмное время суток.
У Sabaton есть интересная особенность – практически на каждом концерте у них припасена песня, играющая особое значение для страны, где проходит выступление. Для Финляндии это, конечно, «Talvisota», посвящённая советско-финской войне 1939–1940 годов. Было видно, что её на фестивале ждало огромное количество людей, и Sabaton припасли данный трек на конец. Ну а завершили сет, а вместе с ним и первый день фестиваля эпические песни «Primo Victoria» и «Metal Crüe».
После окончания основной программы фестиваля посетители разделяются на две группы – менее стойкие отправляются по домам или в отели восстанавливать силы перед следующим фестивальным днём, более стойкие выбирают одну (или даже несколько) афтепати, на которых веселье можно продолжить вплоть до четырёх часов ночи. Я, посомневавшись немного, решил всё же предпочесть первый вариант.
Текст и фото - Вадим Алексенский
View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto/4225-26-06-15-tuska-helsinki-suvilahti#sigProId3af74eed5c
https://sub-cult.ru/foto/4225-26-06-15-tuska-helsinki-suvilahti#sigProId3af74eed5c
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!