Уходящий год стал непростым для многих организаторов музыкальных событий. Нелегко пришлось и Центру современного искусства им. Сергея Курёхина, чьи фестивали SKIF и Электро-Механика остаются одними из важнейших мероприятий для просвещенной петербургской публики, несмотря ни на что. В мае фестиваль SKIF отложили на неопределённый срок, а о дате проведения юбилейной десятой Электро-Механики — 21 ноября, стало известно едва ли не за месяц. Постепенно раскрывавшийся лайн-ап, между тем, обещал традиционно интересное событие: тут и швейцарский проект Feldermelder, сопровождаемый визуальной инсталляцией от Supermafia; и участник краут-рок-легенд Harmonia и Cluster, восьмидесятиоднолетний Hans-Joachim Roedelius; и нидерландский экспериментатор Thomas Ankersmit; и белокурая техно-немка SØS Gunver Ryberg. Хедлайнером ночи же должен был стать британец Clark, один из основных артистов на не требующем представления Warp Records, а поддержать их всех — российские артисты: Moa Pillar, Interchain, Anella Midd, Stayhomie, Dita Redrum и Heliact.
За день до проведения фестиваля пришли дурные вести: оказалось, что Clark не сможет приехать, потому что не рассчитал свой график и оказался занят. Получилось, прямо скажем, некрасиво, и немудрено, что среди пользователей по этому поводу прошла волна негодования. Вдобавок ко всему, на другом конце города было анонсировано мероприятие с хедлайнером Электро-Механики 2013-го года. Все это не могло не сказаться на итоговом количестве посетителей мероприятия.
На входе в Центр Курёхина пришедших встречала честная и печальная табличка, что Кларка в этот раз не будет, но он обещал приехать в следующем году. Публика подтягивалась традиционно неспешно, а зря, ведь выступление Feldermelder началось почти вовремя. Минимализм как музыкальной составляющей: глитч/эмбиент-импровизации с техно-вкраплениями, так и визуальной, напоминал по подчерку работы резидентов немецкого лейбла Raster-Noton, но все-таки не дотягивал. Синхронизация света, перемещавшегося по нескольким рядам LED-столбов, с музыкой была не столь чёткой и выверенной, как это могло бы быть, но все равно создавалось достаточно эффектное аудиовизуальное представление с парящими в воздухе абстрактными конструкциями.
Читайте также
К началу выступлению Ханса-Йоахим Роделиуса публики заметно прибавилось. После тонкой настройки оборудования музыкант наконец приступил, и зал наполнился хрупким, нежным, пусть и несколько беспокойным электронным эмбиентом, периодически дополнявшимся клавишными партиями. Музыка создавала туманную и сомнамбулическую атмосферу. К сожалению, не все наши слушатели способны воспринимать эмбиент молча, и, как и прошлогоднее выступление Уильяма Басински, музыка Роделиуса сопровождалась периодическими разговорами. С этой проблемой надо что-то делать, но это не вопрос табличек и запретов, а культуры каждого отдельного посетителя. Выступление Роделиуса было продолжительным и включало выход на бис. Интересно, что столик в холле с выставленными на продажу пластинками Роделиуса, которые, кажется, были единственным мерчендайзом за всю ночь, опустел буквально за пару часов.
Третьим на сцену поднялся представитель европейской импровизационной школы Томас Анкерсмит. На столе перед нидерландцем находился огромный аналоговый синтезатор и небольшой лэптоп. То, что происходило дальше, стало, пожалуй, самым ярким событием фестиваля. Выступление Анкерсмита действительно можно назвать опытом сразу в нескольких смыслах: и как эксперимент, который ставится над подопытными, и как некий жизненный опыт, который не с чем сравнить. Грубые звуковые текстуры, зачастую состоявшие лишь из высокочастотных и низкочастотных шумов, становились по ходу выступления только громче. Этот шум заполнял все пространство, как в черепной коробке, так и вне её, не оставляя места ни для чего другого. Томас, своей дьявольской улыбочкой очень напоминавший телеманьяка Декстера, явно наслаждался происходящим, вращая ручки, переключая на ходу провода и наблюдая за покидавшими до некоторых пор зал людьми, которых, на удивление, было не так и много. «Да, именно за этим, за новым опытом я и прихожу на Электро-Механику», — восторженно подумал я, стоя у самой сцены, и впитывая всем своим существом низкочастотные вибрации. Невероятный уровень громкости неизбежно рождал мысли о том, что слышать в ближайшие дни больше ничего не придется, но это оказалось заблуждением. Шум, который ощущался даже физически, был настолько кристально чистым и качественным, что после завершения сета Анкерсмита не стоило никакого труда вернуться к обычному ходу вещей, включая беседы и прослушивание остальных артистов.
Далее на сцену вышла харизматичная датчанка SØS Gunver Ryberg, которая тоже чуть-чуть пошумела, вероятно, чтобы создать интригу, а потом врубила незатейливую бочку. Прямое техно с легким индустриальным звучанием, между тем, тут же нашло своих почитателей, и перед сценой мигом собралась группа отплясывающих людей. «Нет, не за этим я хожу на Электро-Механику», — выдохнул я, все-таки попытавшись проникнуться музыкой дамы в шерстяном свитере, но не преуспел. Техно бывает разным, но подобное этому можно услышать во многих других местах, и совсем не обязательно для этого ожидать одну из самых волшебных ночей в году.
Далее, как ранее говорилось, в программе должен был быть Clark, но он ожидаемо не появился, и начались выступления российских музыкантов. Эта вот незапланированная пустота оставляла некое чувство незавершённости для главной части мероприятия. С другой стороны, четыре ранее выступивших участника в целом олицетворяли собой всё, то что мы и ждем от Электро-Механики и электронной музыки в целом: эксперименты, эмбиент, нойз и техно. Эти элементы, подобны стихиям, их можно смешивать в различных пропорциях и получать тысячи различных результатов.
Хорошо, что в этом году вообще что-то получилось — пусть даже Электро-Механике и Скифу досталось лишь по одному дню, но и в таком формате, несмотря на все форс-мажоры, получилось весьма достойно. Остаётся надеяться, что в следующем году и лайн-ап всё-таки будет покрепче (и без отмен), и анонсируют фестиваль не за месяц, и продолжительность их будет по два дня на каждый, тогда и люди подтянутся. Приедет Clark или нет, мы узнаем только через год, но уже совсем скоро, 5-го декабря, продолжение банкета для музыкальных гурманов — девятнадцатый по счёту фестиваль SKIF, который пройдет там же, в родных стенах Курёхинского.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!