13 октября дрим-фолк группа «Немного Нервно» представила в Петербурге четвертую часть своей музыкальной тетралогии «Сны о Земле» – альбом «Сон древних холмов о храбром пернатом ветре, танцующем над землями пастушьей тишины». О том, как это было – в нашем репортаже.
Сегодня «The Place» похож не на клуб, а на какой-то странный лес. Люди сидят на стульях и мягких разноцветных пуфиках в паре шагов от сцены, кое-кто расположился прямо на полу. Вместо привычных ламп с потолка мерцают лампы-фонари, обтянутые цветной тканью, и почему-то – светящийся дирижабль.
Сцена оплетена пузатыми рыжими лампочками, которые напоминают сначала о Рождестве, а потом, когда замечаешь вокруг листья и рябину – о тыквах и Хэллоуине. Желтыми кленовыми листьями усыпана не только сцена, но и весь пол, и они, как и положено, хрустят под ногами. Ты как будто в осеннем лесу, но как будто и дома на диване – о такой комбинации мечтают многие.
Когда публика успевает почти заснуть от нежданного уюта, на сцене появляются виновники торжества – «Немного Нервно» в наполовину средневековых, наполовину роковых фиолетово-черных костюмах современных менестрелей. Но музыканты не спешат начинать играть: что-то идет не так.
– В век науки и техники у звукорежиссера пропал вай-фай, – признается автор песен и вокалистка Екатерина Гопенко, когда пауза затягивается. – Так что пока можно полюбоваться костюмами, фонарями, листьями…
– В темноте? – жизнерадостно уточняет голос из зала, пока несколько других участливо интересуются, не раздать ли группе вай-фай – вдруг поможет.
Читайте также
– …темнотой, – невозмутимо подхватывает певица, так как свет почему-то включить нельзя. Даже анекдотами спасти ситуацию не удается – как объясняет Екатерина, она знает только пошлые, а ей их с сцены читать запрещают. Впрочем, вопросы из зала никто не отменял, и время до момента устранения технических неполадок заполняют именно они.
– А теперь представьте, что мы вышли из-за кулис или спустились с Луны, зажегся свет, а не вот это вот все, - улыбается Екатерина. – И началось таинство.
Таинство начинается, разумеется, с четвертой и последней части тетралогии «Сны о Земле», которую сегодня и презентуют музыканты. Вся тетралогия – это история о четырех «возрастах души» человека, и последний из них можно соотнести с осенью – временем, когда приходит пора пожинать плоды, подводить итоги и рассказывать красивые странные сказки. Возможно, поэтому песни из нового альбома еще более задумчивые, чем обычно у «Немного Нервно»: спокойные или яростные, но точно не беззаботные или веселые.
Правда, в концертном варианте программа звучит чуть более драйвово и роково. В первой части концерта публика еще раскачивается: реагирует спокойно и хлопает благодарно, но достаточно сдержанно. После перерыва, как обещает Екатерина, будет веселее:
– В первой части концерта мне не давали говорить, но во второй меня никто не остановит!
Пока в перерыве люди толпятся возле стола, где можно купить диски или футболки с «Немного Нервно», музыканты крутятся тут же или даже остаются сидеть на сцене. В какой-то момент, разумеется, все это замечательно совмещается с короткой автограф-сессией и разговорами. Те, кому лень стоять в очереди, просто хрустят листьями и пританцовывают под играющих фоном Blackmore’s Night. Те, кому лень еще больше, остаются полулежать на пуфиках. Дополняет идиллию то, что для самых голодных внезапно подворачивается и бесплатный перекус: в охапки рябины и листьев на сцене затесались еще и мытые спелые яблоки.
– Их, может быть, можно есть. По крайней мере, в Москве я надкусила все, – смеется Екатерина.
С яблоками все ведут себя в лучших традициях застолий: сначала стесняются и кружат возле сцены, но как только кто-то смелый хватает одно, тут же улетучиваются и остальные фрукты.
Во второй части концерта звучат уже песни с предыдущих альбомов. На контрасте с первым отделением они довольно веселые: под песню «О современных реалиях трудоустройства коней» зрители смеются, активно хлопают и даже самозабвенно вопят: «сама себе принцесса и принц, полцарства и место для новых темниц».
Находится место и для обсуждения планов на будущее – ни много ни мало, целого мюзикла.
– Он будет про космонавтов и куртизанок, - во время очередной паузы объявляет Екатерина. - Действие происходит в баре, где куртизанки работают, а космонавты пьют. И сейчас мы сыграем вам «Песню второго космонавта» – хорошего парня, который напивается с горя, потому что не успел стать первым.
Тема космоса встречается у «Немного Нервно» и помимо мюзикла: например, песня с нового альбома «Дело идет к декабрю» – отсылка к фантастическому сериалу «Доктор Кто». Героем же следующей композиции становится бессмертный марсианин Дэвид Боуи.
– В мюзикле будет такая сцена: открывается дверь, и в салуне оказывается человек. Мы видим только его сапоги и шляпу, – описывает Екатерина, широко раскинув руки и показывая, как именно будет стоять неизвестный. – Человек заходит в зал – он в белом пальто, но не Ницше. И тогда он снимает шляпу, скидывает пальто, и мы видим, что это Дэвид Боуи. И он поет свою песню.
И музыканты играют песню Дэвида Боуи. Сегодня на сцене давно знакомые постоянным слушателям лица и инструменты: бас, барабаны, флейта, скрипка, металлофон, гитара и голос – вот рецепт истинного волшебства «Немного Нервно». Правда, кое-что новое все же есть: как сообщает Екатерина, каждый концерт группа меняет басиста и костюмы.
– На каждое выступление костюмы мы шьем новые. И в этот раз, когда мы их увидели, то поняли, что у нас получились два мушкетера, ужас, летящий на крыльях ночи и – но я с этим не согласна! – эротическая монашка, – вещает Екатерина, указывая рукой на каждого из вышеперечисленных, заканчивая на себе. – Долго думали, как сделать так, чтобы барабанщик не был похож на офицера гестапо. И одели его как инквизитора.
Под конец фразы весь зал уже искренне смеется: невозмутимый взгляд барабанщика Алексея Александрова из-под черного капюшона действительно весьма внушителен, если не сказать – грозен.
Тем временем, концерт подходит к концу, и своей последней песней группа объявляет многими любимую «Просто держи меня за руку». Здесь поют почти все, а если и не поют, то качают в воздухе руками или смеются, а у некоторых на глаза даже наворачиваются слезы. «Просто дыши, просто будь живым здесь» – пожалуй, этой фразой можно в целом описать творчество «Немного Нервно», и зрителям в этом не откажешь: сейчас они по-настоящему, по-детски живые.
Только сойдя со сцены и даже не успев скрыться из поля видимости зрителей, «Немного Нервно» возвращаются. Выход «на бис» чисто формальный и проходит чуть менее пафосно, чем это принято – здесь все как-то проще.
Песня, которую музыканты приберегли напоследок – среди зрителей успевшая приобрести статус русской народной «Любить чудаков». Как признается сама Екатерина, одну букву в названии пришлось заменить после выступления с этой песней на радио. Впрочем, замена таинственной буквы никого не смущает: теперь, чувствуя себя собратьями по «вечной участи», с какой-то заговорщической и светлой улыбкой опять подпевают многие: мол, мы-то знаем.
– А теперь самое главное, что я делаю на концертах, – под самый конец объявляет Екатерина, когда шквал аплодисментов уже гремит, зрители кричат «спасибо», а музыканты выходят вперед и готовятся сложить инструменты. – Любите людей вокруг себя, прощайте и никогда ни о чем не жалейте.
И «Немного Нервно» сходит со сцены уже окончательно. Зрители не спешат расходиться – кто-то идет охотиться за автографами, кто-то – за яблоками: концерт концертом, а обед по расписанию. Каждый может унести отсюда что-то свое: излеченное сердце или спасенный желудок, а самые везучие – и то, и другое. Волшебство, как и люди, бывает разное.
Фото: Марина Барулина
View this gallery on Flickr
https://sub-cult.ru/foto/8956-sny-o-zemle-i-nemnogo-yablok#sigProId05af8991bb
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!