25 марта в «Opera Сoncert Hall» прошел концерт группы «Оргия Праведников», приуроченный к юбилеям синглов «Последний воин мертвой земли» и «Шитрок».
За полчаса до начала концерта в зале практически пусто, но уже заметно, что публика у «Оргии праведников» довольно разношерстная. У сцены перешептываются девушки в платьях с этническим орнаментом и подвесками в виде листьев, чуть поодаль стоит парочка неформалов – с шипастыми браслетами и в кожанках. Кажется, фанатов группы можно условно разделить на фолкеров и рокеров, что вполне объяснимо: ее стиль – сочетание прогрессив-рока, фолка и метала.
Когда на сцене появляются музыканты, становится понятно, что набор инструментов не уступает разнообразием публике. В плотный саунд ударных, баса и ритм-гитары вплетаются классические переборы, а верхние частоты заполняют поперечная флейта и сопрано вокалистки Екатерины Тихоновой. Время от времени флейтист меняет инструмент на клавиши, а в перерывах между соло – еще и на воображаемую гитару, с ролью которой прекрасно справляется флейта. Попеременно музыканты гроулят, а в одной из песен лидер группы Сергей Калугин берет вместо классической гитары электрическую мандолину, народное звучание которой специфически сплетается с агрессивным гитарным. В паузах между песнями из динамиков свистит ветер, сцена подсвечивается то мистическим голубым сиянием, то желто-красным, напоминающим адское пламя.
– В текстах Калугина большое внимание уделяется алхимии, – сообщает один из слушателей, высокий блондин в очках, представившийся Антоном. Поясняет: задача алхимии заключается в поиске не только философского камня, дарующего бессмертие, но и некой абстрактной сущности – души. «Два сердца бьются в моей груди», – льется со сцены сопрано, и Антон тут же расшифровывает: – Эта песня называется «Королевская свадьба», но она не о земном браке, а об алхимическом, подразумевающем слияние двух душ.
Ближе к середине концерта публика заметно оживляется вместе с композициями. На песне «Вперед и вверх» воздух рассекают бумажные самолетики, на «Убить свою мать» – воздушные шарики, а на «Туркестанском экспрессе» зал начинает огибать фанатский «паровозик». Дойдя до сцены, он распадается, а экс-машинист вдруг принимается махать на толпу руками и кричит:
– Садитесь, сейчас будем ждать!
После полуминутной заминки первый ряд опускается на пол, большая часть зрителей следует его примеру. Кое-кто остается стоять, приковав взгляд к сцене, и не зря: там разворачивается настоящий перформанс. Ударные выбивают шаманские ритмы, утробно рычит гитара, Калугин танцует вокруг микрофона в лучших традициях Джима Моррисона, раскачиваясь и взмахивая руками. Зал превращается в маленький Вудсток; слева танцуют девушки в хипповских платьях, кто-то сидит с закрытыми глазами, словно погрузившись в транс, вокалистка, которую видно из-за кулис, отбивает ритм ладонями и качает головой. Джем длится не меньше десяти минут и обрывается так же внезапно, как начался – песня продолжается с припева, и машинист тут же собирает «паровозик» заново.
– Простите, что громко подпеваю, – извиняется парень в синей футболке, когда музыканты объявляют небольшой перерыв. Он действительно знает слова звучащих песен наизусть – преданный фанат, не иначе. Догадки подтверждаются: он слушает «Оргию» уже три года и охотно делится своей интерпретацией текстов. – Мне нравится, что они используют библейские сюжеты. Например, в песне «Звездной тропой» поется «домой едут Цари-звездочеты» – это же про волхвов, которые ходили на поклон к Христу!
Второе отделение звучит значительно энергичней первого. Люди начинают прыгать, водить хороводы, вскидывают вверх «козу», но не слэмятся даже на любимом «Шитроке» – ироничном гимне «говнарей». После очередной драйвовой песни наступает чуть более длинная, чем обычно, пауза, и становится понятно, что концерт завершается.
– А теперь настала пора прощаться, – объявляет Калугин, обводя взглядом слушателей, – и напоследок я хочу рассказать притчу о протопопе Аввакуме, сосланном в Сибирь за старообрядчество. Его отправили в Тобольск вместе с женой и детьми, и однажды им пришлось очень долго пробираться по ночному лесу, заваленному снегом. Наконец жена выбилась из сил и спросила Аввакума: «Петрович, долго ль еще терпеть?», а он ответил: «До самой смерти». «Ну что ж, тогда побредем дальше, – вздохнула жена, – а помереть еще успеем». На жизненном пути мы вечно падаем и поднимаемся снова – и именно об этом будет наша заключительная песня.
Группа играет последнюю композицию «Путь во льдах» и стремительно исчезает за кулисами. Зрители не расходятся – знают, что сейчас ее будут вызывать на «бис». Кто-то начинает скандировать: «Ор-ги-я! Ор-ги-я!», и одинокий клич подхватывает еще с десяток голосов, преимущественно мужских. Долго ждать не приходится: буквально через пять минут музыканты снова появляются на сцене под шум оваций. Правда, времени хватает только на одну песню – затем Калугин снимает гитару и извиняется:
– Простите, друзья, иначе на поезд опоздаем!
На Туркестанский экспресс, не иначе.
Фоторепортаж Светланы Карловой:
View this gallery on Flickr
https://sub-cult.ru/foto/9533-orgia-pravednikov-sigrala-v-opera-concert-hall#sigProId2a375aaaa5
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!