Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
«Если человек идёт в проект, не испытывая удовольствия в процессе, то я не знаю, для чего он это делает»: интервью с Катериной Туголуковой о журналистике и работе Городского студенческого пресс-центра

Екатерина Туголукова преподаватель на кафедре дизайна рекламы в СПБГУПТД, а также основатель форума «МедиаСтарт», который предоставляет бесплатное образование для начинающих специалистов медиасферы. В первой части интервью Екатерина рассказала об особенностях молодёжных медиа, поделилась мыслями об индивидуальном стиле журналиста и назвала критерии успеха для новых проектов. Во второй части интервью мы поговорили о работе Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга и о возможностях, которые он предлагает начинающим медийщикам.

Часть 1: О журналистском образовании, молодёжных СМИ и русском языке

По каким критериям студент вуза или образовательных курсов мог бы понять, что он сделал выбор в пользу качественного учреждения?

— Я думаю, что каждый, оканчивая первый курс и начиная обучаться на втором, уже сам понимает, какие знания он получил и насколько интересной и одухотворённой может быть атмосфера в учебном заведении, располагает ли она к получению новых знаний, участию в студенческой жизни и всестороннему развитию. Я поняла ещё до поступления в ПромТехДизайн, что это тот вуз, где я мечтаю учиться. Это настоящее счастье, когда человек, ещё будучи абитуриентом, точно знает, где ему будет комфортно и интересно, какую специальность хочется получить и с какими преподавателями работать.

Чем качественные молодёжные СМИ отличаются от качественных медиа, которые уже завоевали репутацию?

— Я бы не стала делить СМИ на «качественные молодёжные» и «взрослые». Молодёжные СМИ это площадка, где начинающие специалисты разных специальностей могут продемонстрировать свои навыки и творческие способности, например, в написании текстов, в создании иллюстраций, в креативной вёрстке.

Для меня молодёжные СМИ — это в первую очередь продукт, перелистывая страницы которого мы получаем в большей степени эстетическое удовольствие, чем непосредственно от текстового контента. Это связано во многом с тем, что информация в молодёжных СМИ часто посвящена событиям конкретного учебного заведения. И, конечно, рассматривать такие СМИ с точки зрения новостей, будучи сотрудником или студентом другого учебного заведения, не так интересно. А вот иллюстрации, фотографии, яркая, интересная вёрстка, которые предлагают сегодняшние студенты вузов Петербурга и всей России — это именно то, что выделяет эти СМИ на фоне остальных изданий.

Самостоятельные студенческие проекты одновременно являются более свободными по сравнению с молодёжными инициативами при вузах, но менее организованными. Как автономным молодёжным медиа можно компенсировать отсутствие «направляющей руки»?

— Городской студенческий пресс-центр работает более 15 лет, за эти годы мы наблюдали появление, развитие, ребрендинг достаточного большого числа молодёжных медиа. Студенческие СМИ, которые курируются и финансируются руководством вуза, где предусмотрены штатные единицы и закуплена техника, есть творческие молодые лидеры и поддерживающая сторона, безусловно, живут гораздо дольше. И даже если выпускается тот креативный лидер, который начинал проект, то чаще всего эта инициатива передаётся другому инициативному студенту начальных курсов, издание продолжает жить.

Подчас самостоятельным медиа-проектам очень сложно существовать в связи с отсутствием финансовой поддержки. Потому что о каком бы креативе и творчестве не шла речь, но любой проект живёт за счёт финансовой поддержки. Студенты могут работать год-два по собственной инициативе, но потом они оканчивают вуз, устраиваются на работу и уже не могут всецело уделять своё время творческим проектам. Уходит один лидер приходит другой. У него новая концепция, новый взгляд, и начинается новый проект. В связи с этим многие качественные и интересные проекты просто растворяются в информационном пространстве и перестают выпускаться.

Поэтому, конечно, в тех вузах, где руководство уделяет большое внимание молодёжным медиа, эти проекты развиваются. В ряде вузов выпускаются сразу несколько студенческих СМИ. И, на мой взгляд, очень здорово, что у сегодняшних студентов есть варианты и альтернативы, в какие клубы, кружки, студенческие организации вступить, где они могли бы максимально творчески реализоваться.

Сейчас много говорят о необходимости законодательно ограничить деятельность блогеров. Как изменится ситуация для интернет-СМИ и блогеров после принятия соответствующего закона?

— Такой закон уже не за горами, мы уже скоро почувствуем, что всем владельцам аккаунтов в соцсетях, у которых свыше десяти тысяч подписчиков, нужно будет регистрировать свои страницы. Это только начало. Я не вижу в этом ничего плохого, наоборот, я считаю, что люди, которые дают себе право транслировать информацию на широкую аудиторию, должны нести ответственность за то, что они написали. И очень хорошо, когда автор, блогер, лидер мнений понимает, что за ложную информацию он будет нести полную ответственность в соответствии с законодательством.

wtzqz57zh-m

Источник: Архив Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга

«Уровень языка очень сильно упал. Чем проще ты говоришь и сокращаешь фразы до самого простого уровня (сленга), тем больше ты в топе. Я очень надеюсь, что люди вернутся к классике, будут более начитанными» ( прим. ред. цитата Катерины из интервью «Радио Спутнику») Как найти баланс между тем, чтобы быть грамотным и сохранять стилистическую индивидуальность?

— Когда у лидера мнений, блогера, инфлюенсера есть свой стиль написания текстов и транслирования информации — это не плохо. Другой вопрос в том, на каком уровне языка говорит этот человек. Если блогер говорит красивым русским языком, если мы чувствуем, что он начитан, что у него богатая речь с интересными эпитетами, то почему бы и нет. Авторская речь всегда привлекает внимание гораздо больше, чем канцелярит.

Если мы задаём запрос нейросети на составление текстов, то она генерирует очень красивые, правильные тексты, но мы считываем, что они написаны нейросетью. В них нет души, нет авторской изюминки, и обычно читать их невероятно скучно. Когда же мы видим авторский текст, который написан с эмоцией, с обращением к читателю, то такой текст читать гораздо интереснее. Поэтому я в очередной раз призываю читать классику, обогащать свой язык и нарабатывать свой стиль, не опускаясь при этом до простых примитивных фраз и тем более до нецензурной брани.

На каком этапе можно сказать, что инициатива имеет потенциал на успех?

— Здесь можно говорить о том, что уровень успеха для каждого свой. Для кого-то успех — это капитал, который человек заработает на этом проекте, для кого-то это слава, для кого-то цитируемость в СМИ, для кого-то привлечение большого числа людей или учреждений к проекту, для кого-то — социальная помощь. Это же тоже успех когда ты можешь помочь тем, кому эта помощь нужна. Поэтому здесь сложно говорить в целом, но, наверное, когда человек искренне вкладывает свою душу в проект, то проект будет успешен.

Другой вопрос, что ставить главной целью. Если получать удовольствие от процесса реализации, то в любом случае цель будет достигнута и будет оправдывать те средства, которые человек затратил. Если человек идёт в проект, не испытывая удовольствия в процессе, то я не знаю, для чего он это делает. Не могу сказать за других, но лично я не берусь за проекты, которые не представляются мне интересными и которые не увлекают меня целиком.

Часть 2: О планах, новых коллаборациях и возможностях Городского студенческого пресс-центра

Много вопросов о городском студенческом пресс-центре было связано с тем, как он изменился с 2008 года. А что является неизменным и объединяет прошедшие 15 лет?

— Главная идея создания Городского студенческого пресс-центра объединить молодых медийщиков Петербурга, молодых издателей, журналистов и тех ребят, которые задействованы в создании молодёжных СМИ, и дать им возможность получить качественные знания по совершенствованию своих медиа-проектов, дать им возможность познакомиться с гуру журналистики. Эта концепция актуальна до сих пор. Мы создали большое число новых курсов, разработали образовательную программу под каждый из них и каждый год совершенствуем наши курсы в соответствии с актуальными требованиями рынка труда и новыми технологиями. Появляется много форматов, в которых мы проводим наши мероприятия, и все это создано ради того, чтобы реализовывать эту главную идею и сейчас, и в будущем.

Система организации стажировок и трудоустройства, бесплатные курсы, собственное медиа и сотрудничество с ведущими СМИ Петербурга лишь часть списка возможностей, которые сейчас предоставляет пресс-центр для студентов.

«Главная цель форума сегодня, это познакомить медиаактивную молодёжь с руководителями ведущих СМИ Петербурга, к которым они, возможно, попросятся на практику или стажировку.» (прим.ред. — цитата из интервью для радио «Зенит») Какие советы вы можете дать ребятам, которые пытаются завести профессиональные знакомства в реальной жизни?

— Самый главный совет будьте активными и стучитесь во все возможные двери, какие-нибудь точно откроются. Если в вузах есть возможность посещать общественные объединения, клубы, кружки ходите, изучайте, знакомьтесь. Более того, вчерашние лидеры студенчества это руководители крупных городских организаций сегодня. Наша карьера, наш творческий рост, все начинается в студенческие годы. Самое главное это быть активным и жить максимально насыщенной, яркой жизнью, тем более, что сегодняшняя среда в вузах даёт такую возможность. Например, только в нашем вузе более 150 проектов, в которых может принять участие каждый студент совершенно бесплатно.

ede996ujxwy

Источник: Архив Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга

— Вы планируете создавать новые направления в пресс-центре?

— Помимо образовательных проектов, семь лет назад мы запустили наш первый арт медиа-проект «Летопись победы: из семейного архива». В нём жители со всей страны, и не только из России, могут прислать рассказы о своих бабушках и дедушках, о том, как они пережили Великую Отечественную войну, истории из первых уст. Проект оказался успешным: более 1500 человек приняли участие, до сих пор продолжают приходить письма, открытки, фотографии. Мы сотрудничаем с рядом серьёзных учреждений в рамках этого проекта. В Петербурге проведено более 50 выставок, где на графических планшетах представлены проиллюстрированные истории, которые нам прислали. Художники Петербурга активно включились в работу и создают интересные иллюстрации и анимации к рассказам.

Проект оказался успешным, вовлёк огромное число людей, неравнодушных к истории страны и сохранению исторической памяти. И сейчас мы уже два года работаем над ещё одним очень масштабным проектом «Я горжусь своей малой Родиной», в котором жителям России из самых разных городов и регионов предлагают рассказать о своей малой родине, о тех людях, кем они гордятся, о тех событиях, которые повлияли на ход истории. Проект тоже набирает обороты, вовлёк уже не менее 1000 жителей, и мы планируем активно развивать его в ближайшие годы.

— «Очень много профессиональных журналистов, которые работают в топовых СМИ, не имеют профильного образования именно как журналисты. Во многих СМИ требуются узконаправленные специалисты, которые разбираются в своей сфере и которых нужно немного научить красиво писать или говорить». (прим. ред. цитата Катерины из интервью для радио «Зенит») В чём тогда заключается ценность журналистского профильного образования и есть ли значение, в какой последовательности приобретать навыки?

— Основная часть участников Городского студенческого пресс-центра учатся на разных специальностях в совершенно разных вузах и колледжах Петербурга не по профилю журналистики. Это экономисты, механики, энергетики и др. совершенно разные специалисты. И для них участие в деятельности пресс-центра это возможность приобщиться к медиасфере и понять, хотят ли они дальше профессионально этим заниматься.

Конечно, когда человек в процессе обучения понимает, что он хочет стать журналистом, у него есть возможность пойти на второе высшее по этой специальности. А мы та площадка, которая помогает понять, насколько это интересно и насколько человек хочет связать свою жизнь с этой индустрией. Хочу сказать, что тех знаний, которые мы даём, хватает слушателям для того, чтобы выводить молодёжные СМИ на качественно новый уровень. Наших выпускников нередко приглашают на стажировки с возможностью дальнейшего трудоустройства в редакции ведущих СМИ города, потому что полученные знания и навыки на курсах Пресс-центра соответствуют требованиям сегодняшних СМИ.

— «Мы перешли из только медиапроектов в арт-проекты, в коллаборации журналистов, иллюстраторов и дизайнеров.» (прим. ред. цитата из интервью для радио «Зенит») Как думаете, совместное творчество с какими отраслями, помимо упомянутых арт-проектов, будут востребованы среди журналистов в этом году?

— Сегодня коллаборации в различных сферах являются основой развития любых проектов. И наши проекты это примеры того, насколько интересно, красиво, эффектно можно рассказать о чем-либо. Через изображения, тексты, дизайн-проекты, новые цифровые технологии. Просто текст людям не покажешь, но если интересно это преподнести, он начинает приобретать эстетическую ценность. Я творческий человек, по первому высшему образованию я графический дизайнер, и мне очень близки проекты, связанные с красивым, качественным, проработанным вузалом, с графикой и живописью. И судя по числу откликов, которые есть уже на старте, я очень надеюсь, что наши проекты будут масштабно развиваться. В каком векторе будет ясно через время. Но даже тот формат, который есть уже сегодня, на мой взгляд, имеет все возможности претендовать на очень серьёзные перспективы.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика