Такое ощущение, что в последнее время продюсеров стало больше, чем музыкантов! Очень лестно так думать о себе, выучив четыре аккорда на гитаре и играя соло из Smells Like Teen Spirit на твёрдую четвёрку, не так ли? Но реально ли сделать это своей профессией? То есть зарабатывать на жизнь тем, что сочинять почти в любых жанрах, при этом, чтобы музыка клиента была услышана и получила признание? У героя этого интервью, Ивана Уруева, это получается великолепно! Музыку, аранжированную/спродюсированную им, или в принципе к которой он приложил руку можно услышать в сериалах «Беспринципные», «257 причин, чтобы жить», новых «Папиных дочках», в московских парках (в основном это песни московской певицы Margosha), а также фильме «Сбудется». Помимо этого, Иван пишет качественную и на совесть музыку для различных инди артистов, таких как вышеупомянутая Margosha, Lu Siaz, Outshift, и занят в собственном проекте «Пасадена».
Чем же аранжировщик отличается от продюсера и какие тренды в звукорежиссуре существуют на сегодняшний день — Ваня делится с нами в этом интервью!
— Ваня, привет! Если честно, давно хотел пообщаться с тобой в формате интервью! Начну, пожалуй, для разминки со следующего вопроса: где лежит грань между аранжировщиком и продюсером?
— Привет! Рад быть интервьюируемым тобой. Граней никаких нет, это всё у людей в голове. Например, есть два разных понятия «аранжировщик»:
Читайте также
- Аранжировщик в классическом понимании — человек, который перерабатывает произведение для другого состава инструментов. Допустим, фортепианную пьесу он раскладывает на партии для струнного квартета.
- Аранжировщик в современном понимании работает в более широком диапазоне. Он может расписать ноты для скрипок, но и придумать бит. Из демки артиста, записанную на гитаре, он может сделать современный трек, работая с VST инструментами, сэмплами и битами.
По сути, аранжировщик — это частный случай музыкального продюсера. А музыкальный продюсер имеет большую зону ответственности. Он может как сам написать аранжировку, так и выбрать жанр, забронировать студию звукозаписи, найти аранжировщика и менеджерить артиста в области продакшна звука.
Тезисно, аранжировка лишь часть работы, которую может делать музыкальный продюсер.
— Ты работаешь в разных стилях музыки. Есть ли для тебя какие-то жанры, в которых ты не мог бы сочинять? Какие?
— Это те стили музыки, которые мне менее интересны — «шансон», например.
— Какой работой ты гордишься больше всего, и с кем из артистов ещё ты хотел бы посотрудничать?
— Я горжусь работой с «Пасаденой», Margosha, горжусь аранжировками, которые я написал для фильма «Сбудется»!
Хотелось бы поработать в команде с любым зарубежным артистом в жанре желательно soul/indie/rock.
— Какие правки на твоей памяти были самыми «чудовищными»? И было ли такое, что правок не было вообще?
— Самые чудовищные правки всегда были у артистов, которые не могут довериться тебе как профессионалу. Они всегда знают, как будет лучше (нет), но воплотить в жизнь тот самый звук из головы они не могут. Часто их правки противоречат друг другу, и спустя три листа формата A4 мы возвращаемся к самому первому варианту. Также такие артисты чаще всего не хотят работать с референсами, так как считают себя слишком уникальными и неповторимыми.
— Можно ли сделать хорошую аранжировку не очень удачной песне? Как? И всегда ли?
— Как ни парадоксально это звучит, но иногда да. Но просто от старой песни уже ничего не остаётся.
Всё зависит от гибкости артиста. Если песня слабая и он готов поменять какие-то неудачные моменты, изменить аккорды, поменять ритмику или вообще стилистику, то есть шансы, что песня станет удачной.
Грубый пример: артист хочет поп/рок аранжировку, но для поп/рока гармония не подходит, а вот если этот трек аранжировать как пост-панк, то звучит убедительно, так как меняется точка зрения, ракурс и контекст другой.
— Что делать если не владеешь всеми инструментами, но хочешь писать аранжировки? Реально ли это?
— Конечно реально. Всё зависит от того, в каком стиле работаешь. Если ты пишешь трэп или юкей гэридж, зачем тебе вообще живые инструменты?
Но если ты пишешь аранжировки для симфонического оркестра, ты должен уметь играть минимум на фортепиано и желательно знать все тонкости каждого инструмента из оркестра.
— Ты играешь в группе «Пасадена», какую роль она играет в твоей жизни?
— Там я могу воплотить все свои безумные идеи. Мне очень нравится атмосфера, в которой рождаются наши шедевры. Нет никаких рамок, есть только любовь к музыке (особенно 70-х) и ирония без границ. «Пасадена» — это место, где я могу прикоснуться к своим мечтам.
— «Девочка с ОСИ» «Пасадены» это провокация или вы так чувствуете? Мне кажется, или вы хотели пробиться в чарты?
— Ей богу, какие чарты?! Так и вижу, как среди кальяного рэпа в плэйлисте затесался ритм-н-блюз на русском.
«Девочка с ОСИ» это очень круто, такой плоский юмор с потрясающей аранжировкой. В этом есть ирония. Одна из любимых песен.
— Какие есть интересные тренды в продюсировании, аранжировке и звукорежиссуре на данный момент?
— Зависит от региона. Я считаю, на западе есть тренд на мягкий, сухой звук в звукорежиссуре. В продюсировании есть тренд на искренность, самобытность, может быть, инфантильность. Но опять же, очень многое зависит от контекста.
— Какой концерт в твоей карьере был самым запоминающимся?
— Я много где играл с разными группами и было много курьёзных случаев, которые как будто бы было интересно рассказать. Но все это перечёркивают концерты «Пасадены». Так как по эмоциям они затмили всё, что я делал до этого. Мы на сцене как единой целое, это невероятная синергия. Пасадена состоит не просто из музыкантов, а из друзей, и люди, пришедшие на концерт, чувствуют, как мы по-настоящему живём и отрываемся.
— Как ты представляешь себе концерт своей мечты?
— Концерт мечты — это просто ещё один концерт с «Пасаденой», и не важно, будет он в маленьком баре или на стадионе.
— Как ты выжил в 2007-ом?
— Легко, я создал метал группу!
— Согласен ли ты с мнением, что все песни о любви? Почему? Что для тебя музыка?
— Конечно нет. Она о компьютерах, о птицах, о машинах, о мальчиках-биороботах, о смерти, о еде и о любви.
Для меня музыка — это удовольствие.
Все фото из личного архива Ивана Уруева
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.