Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Nameless Matter (Безымянная материя)

Скульптуры (арт-объекты), видео-арт, инсталляция всё это можно увидеть в новом выставочном проекте Nameless Matter (Безымянная материя) современного российского художника Владимира Полякова, который представлен в петербургском музее современного искусства «Эрарта». Проект Nameless Matter — это диалог о форме, содержании и смысле. Форма здесь является базовой структурой; содержание — то, что вкладывает художник; смысл же открывается каждому зрителю индивидуально в зависимости от его знаний и жизненного опыта.

Владимир Поляков — художник в третьем поколении. Он родился и вырос в Ленинграде в творческой среде: дедушка Орест Поляков и отец Андрей Поляков художники, мать Юлия — профессиональный музыкант. На создание художником выставки Nameless Matter повлияли природные формы, которыми он вдохновлялся с детства. Тогда Владимир с семьёй часто ездил в город Петрозаводск, где на берегу Онежского озера он собирал камни и кусочки дерева, обточенные водой, составлял из находок композиции и придумывал для них новые смыслы вместе с родственниками. В тот момент художник обнаружил для себя, что одни и те же формы могут иметь разные прочтения. Если у отца они приобретали значение интересной и необычной человеческой пластики, то в руках сына эти формы имели больше характер стихий или же других абстрактных предметов. Этот опыт дал Владимиру Полякову повод задуматься о том, насколько форма относительна и насколько её восприятие зависит от самого зрителя, его знаний и жизненного опыта…

polyakov3 polyakov15
Работы Владимира Полякова «Сгусток времени» и «Небесный малюск». Личный архив художника

В новом проекте Nameless Matter вы не найдёте объекты с острыми гранями. Здесь есть лишь природная пластика. Произведения тактильны и несут созерцательную, медитативную функцию…

— Каково это родиться в творческой семье среди художников и музыкантов?

Я с детства рос с ощущением того, что я буду художником. Ещё когда был маленьким, все мне об этом говорили. Даже дедушка года в 3-4 подарил акварельные краски и сказал: «Когда вырастешь, будешь архитектором». У меня не было другого пути. Я целенаправленно шёл к деятельности, связанной с искусством. К тому же, к нам всегда приходили в гости творческие люди. Большинство моих дальних родственников также являются художниками. Я буквально рос в мастерской отца и видел, что он и другие создают.

polyakov-a
Владимир Поляков. Личный архив художника

— Такое желание было всегда?

— Конечно! Мы с детства с отцом всегда что-то создавали, много рисовали. Каждый праздник тоже был связан с искусством: делали поделки из дерева и других материалов, иллюстрации к книгам и ещё много всего интересного. Я любил заниматься графикой и вырисовывать чёрной ручкой мелкие детали. Я даже помню, как мы делали копии иллюстраций Васнецова. Эти работы до сих пор хранятся мной в папке. В 9 лет я уже делал скульптуры из мрамора. Сделал портрет отца, который по-прежнему стоит в его мастерской, и я считаю, что это моя лучшая работа! (смеётся — прим. ред.) Детские работы крайне выразительны и интересны.

— Родители гордятся тобой?

— Конечно, очень! Они поддерживают меня. Отец был счастлив, когда пришёл ко мне на выставку, и я видел это в его глазах. Я продолжил его творческий путь.

polyakov1
Работа Владимира Полякова «Гравитон». Личный архив художника

— Поскольку ты с детства увлекался рисованием, скульптурой, не могу не спросить, к какому направлению больше лежала душа тогда и сильно ли поменялись интересы сейчас?

— Честно говоря, радикально изменились. Изначально мне было сложно. Я не ощущал себя художником. На меня очень повлияло обучение в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Это место помогло мне осознать то, чем я действительно хочу заниматься. Пожалуй, в тот период времени самым сложным для меня было отказаться от академических взглядов, традиций прошлого и начать выражать себя по-другому: искать новый путь, более простую форму и перейти на уровень смыслов.

— А этот конфликт традиционного и современного искусства сейчас прослеживается в твоих работах?

— Думаю, что я уже преодолел его и нашёл путь, по которому нужно двигаться.

— Расскажи про десятилетний опыт копирования египетских скульптур эпохи Нового царства. Что тебя привело к этому делу и какие навыки удалось получить?

— На самом деле это был крайне полезный опыт, который сильно на меня повлиял. Египетская скульптура — это что-то сложное, необъяснимое и притягательное. Началось всё с того, что была работа с коммерческими выставками и частными заказчиками. Я помогал своему отцу. Первой работой стала золотая маска Тутанхамона. Это было не так легко, как мы могли подумать. Недостаточно просто скопировать форму, нужно потратить невероятное количество времени. Это крайне тяжёлая для восприятия пластика, которая, честно говоря, не поддаётся осознанию современным человеком. Ведь это создавали люди с совершенно другим мироощущением и восприятием. Я пытался повторить работу, имея хорошие азы копирования, но было тяжело. Мы с отцом потратили не один год, чтобы её воссоздать: лепили модели, делали формы, разрабатывали технологии искусственного старения, золотили и другое. Далее была целая серия работ, где нужно было имитировать абсолютно каждую деталь объекта. Такой опыт дал мне новое понятие пластики, формообразования и выразительности. Сейчас я создаю центральные экспонаты для подобных выставок. Например, копию золотого кресла Тутанхамона. Эти работы можно увидеть на выставках «Сокровища гробницы Тутанхамона» в центре Санкт-Петербурга, а также на подобной выставке в Москве на ВДНХ.

polyakov18
Воссозданная Владимиром Поляковым золотая маска Тутанхамона.
Личный архив художника

— Почему спустя столько лет работы с искусством только сейчас зритель может увидеть твою первую выставку?

— Наверное, потому что, я делал до этого очень мало. Я не понимал, для чего это всё. У меня было ощущение, что надо, но зачем? Откровением для меня стала книга Бориса Гройса «Политика поэтики», разделившая мою жизнь на до и после. Его статьи помогают понять художнику настоящее предназначение.

— Представь, что перед тобой стоит человек, который не особо разбирается в искусстве, в частности современном. Можешь сказать своими словами и простым языком, проект Nameless Matter (Безымянная материя) — это о чём?

— Он о форме, смысле, содержании. Здесь каждый зритель может увидеть себя. Конечно, для меня мои работы имеют собственное значение, но я создаю формы, которые направлены на максимально широкое прочтение. Мне хочется, чтобы они несли созерцательную функцию, чтобы на них было приятно смотреть. Возможно, кого-то даже они смогут изменить, кого-то заставят задуматься о своём месте в этом мире. Ведь всё относительно и зависит от восприятия, в том числе и самого зрителя.

polyakov14
Работа Владимира Полякова «Материя». Личный архив художника

«Я пытаюсь создавать базовые структуры, примитивные формы, которые могут иметь максимально широкое прочтение»

В начале описания выставки поставлено два главных вопроса: «Где настоящие границы искусства?» и «Что такое форма без смысла?» Можешь ли ты сам дать на них ответ для аудитории?

— Я скорее отталкивался от мысли, что в наше время люди массово занимаются любыми проявлениями искусства, творчества. У многих сейчас достаточно много избыточного времени, которое нужно чем-то заполнять. Любая традиция, которая раньше создавалась узким кругом людей, впоследствии расширяется. Я пытался понять, где находится эта граница? Как теперь отличить профессионального художника от любителя? Я подумал, что граница искусства в том, чтобы видеть и создавать новое. Искусством, наверное, является та вещь, которая отражает настоящее и становится его частью. Когда она обретает новое прочтение, открывает эффект бесконечности. Я подумал, зачем мне создавать какие-то сложные формы? Мне нужно их упрощать, насыщать новыми смыслами, придавать им новое значение.

polyakov7
Серия фоторабот Владимира Полякова «Гала». Личный архив художника

«Объект становится частью среды. Он всегда в настоящем. Среда, которая его окружает, проецируется на его поверхность»

— Поговорим немного о феномене времени. Какую роль время, в том числе быстротечность бытия, играет в твоих работах?

— Здесь можно рассказать о том, чем занимается современное искусство. Оно занимается смешением смыслов. Сила образов постоянно истончается. Это как ветви или корни дерева: сначала они массивные, потом всё тоньше и легче. Их становится огромное количество, но они все довольно слабые. В том числе тут диалог о времени. Чем сильнее истончается насыщение искусства, тем быстрее сменяются его направления. Они становятся более быстротечными. Сейчас сложно угнаться за течениями. Я не хочу идти на поводу у времени, постоянно изменять сферы своей деятельности , потому что меняется мода. Поэтому я создаю вещи, которые живут во времени и перманентно являются его частью. Поэтому я инкрустировал в свои работы сетки светопроводящего оптоволокна, благодаря которым окружающая действительность проецируется на поверхность произведений. Мне хочется, чтобы они всегда были частью настоящего.

polyakov16 polyakov17
Работа Владимира Полякова «Рождение множеств». Инсталляция. Личный архив художника

«Нельзя точно назвать размеры нашего мира. Он уходит в бесконечно большое и малое. Мы находимся на определённом уровне масштаба и наблюдаем за миром из своей точки. Это бесконечный процесс — восьмёрка — знак бесконечности»

— Сколько времени ушло на подготовку всего проекта?

— Вообще, первая работа у меня появилась во время пандемии. Я переехал жить за город, арендовал свою первую мастерскую, отказался от современных гаджетов и очистил полностью своё поле. Никакой работы, внешнего воздействия. Полная тишина. В тот момент появился простор, чтобы создать что-то своё. Появился первый объект «Память будущего», но в первоначальном, более маленьком размере. Моему окружению эта работа понравилась. В тот момент я понял, что хочу создать свою персональную выставку. Я начал делать всё для того, чтобы это сбылось. С «Эрартой» я знаком давно, работал с проектом Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма». Я был одним из трёх её создателей.

Это было прошлой весной, тогда у меня было лишь несколько больших работ. Мне позвонил знакомый и сказал, что в «Эрарте» есть возможность организовать собственную выставку. Я не мог упустить этот шанс. За 2-3 недели сделал полностью проект всей выставки, 3D-модели по всем объектам, отрисовал расстановку в зале, сделал текстовые описания работ и другое. Получил одобрение. Мне предоставили зал на три месяца. Так я приступил к самому производству работ, на которое у меня было полгода. Полгода большой работы: днями и ночами. Но это был интересный опыт. Он дал мне наконец-то понять, что всё, что со мной сейчас происходит, — это то, к чему я шёл, ради чего я жил всю жизнь.

— А что ты испытываешь сейчас, когда находишься в помещении собственного выставочного проекта, вокруг тебя зрители, которые, возможно, даже и не догадываются, что именно ты всё это создал?

— Честно, я радуюсь. Я уже говорил, что всё, что нас окружает, является расширением человека. Я воспринимаю искусство в целом как расширение души человечества. По сути, выставка — это расширение моей души. Вообще это тяжело. Это как будто впустить людей в свои мысли. И когда ты с этим смиряешься, позволяешь этому случиться, происходит обратный обмен энергией, который тебя заряжает, даёт тёплый отклик.

polyakov11
Работа Владимира Полякова «Память будущего». Личный архив художника

«Любой объект — отражение среды, в которой он формировался. Окружение человека, то, что он создаёт, — его расширение, которое меняет его, а он меняет окружение. Получается цикличный круг.

— А готовишь ли ты сейчас новый проект, чтобы вновь открыть душу зрителям?

— Пока что именно выставочных проектов у меня не планируется. Я хочу немного развить всю эту историю, адаптировать все эти вещи в природную среду. Я бы хотел создать инсталляции в дикой природе, поскольку я ещё занимаюсь туризмом, хожу в горы, по лесам. Мне хочется, чтобы мои объекты стали частью сложной среды: ледники, вулканы и другое.

— Сделать некие перформансы?

— Да. Как я делал видео-арты для текущей выставки, но сделать всё это в материальном виде, на природе. Ведь, возможно, она сможет продиктовать мне новые формы.

— А где аудитории наблюдать за твоим творческим процессом?

— В ближайшее время у меня появится сайт, а в настоящее время все актуальные события я выкладываю в социальные сети (@onestone.art), где каждый может приобщиться к моему творчеству.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика