Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

На этот раз гостем нашей рубрики стала Ирина Альхова – создатель и ведущая первых в России курсов по сайнс-арту. За чашечкой горячего шоколада в «Книгах и кофе» Ирина рассказала Елизавете Дземяшкевич о том, что получается, когда наука и искусство сливаются воедино.

Ирина Альхова в рубрике «Индивидуалити»

— Что же представляет собой сайнс-арт?

Сайнс-арт – это направление создания арт-объекта на стыке науки и искусства. Это может быть как перформанс, так и инсталляция, это могут быть картины… Самое главное в сайнс-арте – то, что наука является инструментальным средством художественной выразительности. Сайнс-арт всегда выбирает актуальную тематику: например, выставка «Гравитация on/off», которая осмысливала гравитационные поля до того, как их открыли. На этой выставке можно было получить наглядное представление о том, каким бы был наш мир без гравитации.

Всем известный кот Шрёдингера – тоже несомненный арт-объект, при помощи которого автор доступным языком поднял вопрос вероятности: вероятности, которую мы видим, и вероятности, которая происходит внутри системы.

— А если мы зальём шмеля медью и станем носить в качестве кулона, будет ли это считаться сайнс-артом?

— Будет, если преследует какую-то цель. Вот, например, модная сейчас подвеска в виде молекулы фенилэтиламина как бы заявляет: человек влюблён. Хорошая такая биохимия поднимается. Вы задумаетесь не о том, что у вас там брюллик болтается, а о фенилэтиламине, о влюблённости, о первых своих переживаниях, о том, где у вас ваши чувства, детерминированы ли мы целиком нашими химическими реакциями… Даже если квадраты с элементами из таблицы Менделеева красиво оформлены и вписаны в интерьер, это тоже будет сайнс-артом. Потому что даже они преследуют цель показать мастерство художника, который смог так обыграть скучную школьную таблицу. Я долго думала над этим арт-объектом: кобальт, калий и кислород. Мои студенты его ругают, а я всё-таки склоняюсь к тому, что это сайнс-арт. Ну что в нашей жизни кобальт? За какие он там ферменты отвечает? А дизайнер смог так его вписать в интерьер, что смотрится как картина.

Ирина Альхова в рубрике «Индивидуалити»

— Для чего нужно такое объединение? Какие новые возможности открывает наука для искусства?

— В первую очередь, это богатый инструментарий. Для вдохновения теперь можно использовать, например, объекты микромира. Мы видим то, что не доступно человеческому глазу. Мы можем поставить эксперимент в формате арт-объекта. Благодаря всему этому красота мира становится другой, она становится шире. Это как если бы вы раньше играли на дудочке, а теперь у вас появляется целый саксофон.

Также сайнс-арт – мощный инструмент визуализации науки. В том числе и для взрослых, потому что именно им потом учить детей. Нам почему-то кажется, что мы должны бесконечно водить детей по музеям, а на самом деле, всё идёт из семьи. Когда мама читает Геймана или смотрит научно-популярный фильм, это намного важнее для ребёнка, чем поход в музей.

— Как обстоит дело с сайнс-артом в России? Где это можно увидеть, в частности, в Петербурге?

— В Санкт-Петербурге сейчас очень хорошо преобразовали музей в нашем институте. Это тематическая выставка на базе Оптического института. Они превратили Оптический музей (туда очень редко кто ходил) в место паломничества людей, которые хотят больше узнать о свете, о воздействии света на вещество, о голографии… А началось всё с выставки сайнс-арта “Magic o flight”. Меня тогда напугало, что большинство экспонатов было привезено из-за рубежа. Всё совпало, сопоставилось, и я поняла, что с этим надо что-то делать.

Выставки ещё периодически проходят в «Эрарте». Именно выставки вообще много где проходят, а вот обучающих курсов нет. Моя задача – сделать обучающий курс.

Ирина Альхова в рубрике «Индивидуалити»

— Как, в итоге, зародилась идея курсов по такому необычному направлению?

— Меня вдохновила моя детская группа. Мы с ними делали интересные арт-объекты, и я увидела, что они всё впитывают как губки. Для них это было прорывом. Раньше они думали: ну вот, кисти, краски, карандаши… А теперь поняли, что могут рисовать снегом, небольшими взрывами, химическими реакциями – в общем, могут делать то, что им раньше было недоступно. Самое грандиозное их творение – это космос на асфальте, сделанный при помощи светящихся солей.

— Расскажите подробней о ваших курсах.

— На своих курсах я даю слушателям, в первую очередь, инструментарий, позволяющий расширить традиционный подход к живописи, музыке, литературе. Учу их задавать себе актуальные научные вопросы, осознавать свои возможности. Людям становится интересно, и о многом они уже читают сами.

Итог курсов – создание собственных арт-объектов и презентация их на выставке. Кстати, мы уже сейчас планируем с одной девушкой сделать кукольный театр, чтобы ставить в нём научные сказки. Мои студенты, среди которых есть дизайнеры, художники и архитекторы, вовсю работают над своими проектами. Например, один из них– принт для одежды.

Курсы сейчас проводятся на бесплатной основе, потому что хотелось бы, чтобы на них ходило больше студентов. В дальнейшем хочу сделать отдельные программы для детей и для взрослых.

А недавно мне пришла в голову идея проводить курсы сайнс-арта в храме. Я зашла в храм, спросила у священника: вы хотите проводить курсы сайнс-арта? Он говорит: хочу. А почему нет? Я далека от того, чтобы задаваться философскими вопросами, потому что я в них не шарю: это моё личное дело, хожу я пить святую воду или нет. Очень радует, что даже церковь понимает важность этой задачи – показать красоту мира, которую мы не видели до изобретения соответствующих приборов. Наверно, даже хотелось бы возродить то состояние чуда, когда только началась космическая эра, когда царили безграничная вера в возможности человеческого мозга и некий трепет перед природой.

Ирина Альхова в рубрике «Индивидуалити»

— Подразумевают ли на курсы практические занятия?

—Да, но мне хотелось бы сделать практическую часть больше. Пока это сложно, потому что аудитория очень разношёрстная и найти то, что будет интересно всем, не всегда удаётся. Я вот выбрала одну такую штуку: классическая техника рисования на воде – эрбу, плюс модификации с различными растворителями.

— Есть ли у вас любимый сайнс-арт-объект?

— Мне очень нравится кот Шрёдингера, потому что он придуман учёным: учёный не побоялся. Мне вообще нравится, когда в этом направлении работают учёные, потому что они не боятся сказать научному сообществу: я ещё и так могу!

И мне очень нравится поэзия Велимира Хлебникова, особенно поэма «Журавль».

Ирина Альхова в рубрике «Индивидуалити»

Книга: «Фотоника молекул красителей» Теренина. Её автор хотел стать режиссёром, но потом связал свою жизнь с наукой. Наверно, поэтому она написана настолько живым и поэтичным языком, что я открываю её порой, чтобы поднять себе настроение. Ещё люблю Велимира Хлебникова и Даниила Хармса. Безумно люблю поэзию!

Я почти не смотрю фильмов и не слушаю музыку: мне всё это заменяет литература.

Беседовала Елизавета Дземяшкевич. Фотографии Анастасии Стародубцевой и Марины Романовской.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика