Невозможно прожить жизнь без потерь и трудностей, и, наверное, поэтому мы любим успокаивать себя старой народной мудростью: «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь» или «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Роман Николая Бурденко «Под покровом снега» начинается с того, что главный герой, Максим, узнает тревожную новость – он болен туберкулезом. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что в наше время такая болезнь – не смертный приговор, и все-таки для любого человека подобное известие станет ударом и причиной для переживаний и тревог. Особенно когда близкие позаботятся нанести свой удар. Героя отправляют в санаторий, где ему предстоит начать лечение и включиться в поток событий, начало которого, впрочем, скрыто в недалеком прошлом.
Завязка, таким образом, отчасти напоминает «Волшебную гору» Томаса Манна, но сам роман – почти нет. Это не широкое полотно о связи одного человека со множеством других, но история о человеческой судьбе, идущей на фоне других и переплетающейся мало-помалу все прочнее и прочнее с еще одной, история камерная, личная, интимная. Интимная не в современном извращенном смысле, хотя автор и не вкладывать в уста своих героев весьма фривольные разговоры. История интимна прежде всего в том смысле, что является глубоко личной.
Начинается она с того, что Максим, уже в санатории, но еще не зная своего точного положения и не имея плана дальнейших действий, пленяется очарованием окружающей природы. И, надо сказать, автор описывает ее поистине мастерски: картина зимы завораживает не только героя, но и читателя. «Изобретательная мать-природа в тот вечер создала в роще феерию, расставив стройные берёзки в хоровод и нарядно облачив их в снежные подвенечные платья, коронуя макушки-головки ажурной фатой, а свисающие ветви облепила пушистыми снежинками, которые образовали ажурную вуаль, опущенную до самой талии. Довершал эту великолепную картину снежный покров, спрятавший под собой красивые девичьи ножки-стволы».
Удивительно сочетание, с одной стороны, красоты, обаяния и живой человечности природы, с другой – многочисленных свадебных символов и знаков: вуали, фаты, самого образа «подвенечные платья». Но свадьба в исконном мифологическом смысле – в некотором роде смерть. Поэтому становится одновременно светло и тревожно, потому что и то и другое предсказание дальнейшей судьбы так или иначе читается за словами.
Но все-таки, несмотря на «располагающую» обстановку, на самое место, где смерть, вероятно, если не частый гость, но что-то, о чем нельзя забывать, очень скоро можно почувствовать – в этих декорациях будет сыграна иная сцена. Вероятно, «венчание» двоих, созданных друг для друга. Слишком все-таки это красиво, слишком ярко и живо. Предназначено для двух людей с живыми сердцами.
Они встречаются почти случайно и при удивительных обстоятельствах: он замер, не в силах уйти от красоты, она пела и плакала, не способная иначе выразить свое восхищение природой. Необычное, немногим знакомое чувство, становится первой нитью, связавшей двоих, которая чем дальше, тем прочнее.
Но весь окружающий мир, прекрасный, словно живописцем воссозданный, одновременно призрачен и выглядит немного неземным. Не развеется ли надежда на счастливое будущее, не растает ли? У Максима семья – жена и дети, Марина же ранена давно и тяжело – душой и телом. К тому же над обоими дамокловым мечом нависает их болезнь. А потом Максиму приходится уезжать из санатория – ненадолго, по рабочим вопросам.
Читатель ждет уж развития сюжета по канонам курортных и санаторных историй, когда краткое знакомство выливается в непринужденный роман, легко произносимое «люблю» пьянит и будит желание, а потом заканчивается отведенное время – и все возвращается в прежнюю колею. Может быть, есть шанс удержать то, что посчастливилось обрести – как в «Даме с собачкой», может быть, не будет и этого.
Но снова сюжет уходит с традиционных рельсов в ином, оригинальном направлении. На героя градом сыплются удары от судьбы и от родных. И странно, именно они помогают ему в определенном смысле понять себя и свои чувства, сделать истинный выбор.
Если бы жена не написала Максиму жестокое письмо, в котором не просто порывает с ним из-за его болезни, но и оставляет его фактически бездомным и нищим – как знать, не остались бы его отношения в пределах тех самых «романов». Если бы не обман со стороны отвергнутой женщины, когда Максим по-настоящему испугался за жизнь Марины – сколько бы он еще колебался, размышляя, что «я привык к ней за это время, но большего сказать не могу, а тем более – люблю». Только под покровом снега можно осмелеть настолько, чтобы сорвать покровы со слов и души.
Современному человеку, привыкшему аккуратно относиться к словам, взвешивать их и анализировать, трудно их отпустить – сказать то, что думаешь, а не то, что требуется. Еще труднее верить, что бывает еще любовь, которая «поражает, как финский нож», и которая, однако, приносит счастье. Но все дело в том, что Марина и Максим – люди необычные. Максим охарактеризован как «можно сказать, савант» - человек, проницательный и мудрый до гениальности в одних областях, но беспомощный в других. Марину во время прогулки на природе настигает синдром Стендаля – состояние болезненного восторга от созерцания красоты. Соединенные своей особостью, они словно обречены на единение с самой первой встречи – первой с точки зрения сюжета, а не фабулы.
Труден был их путь друг к другу, хотя и не сказать чтобы долог. Но именно потому, что был этот путь врозь, читатель верит: дальше двое будут идти в одном направлении. И если покров снега засыплет следы за спиной, то впереди всегда будет чистая свободная дорога.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!