Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Роман "Под покровом снега"

Невозможно прожить жизнь без потерь и трудностей, и, наверное, поэтому мы любим успокаивать себя старой народной мудростью: «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь» или «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Роман Николая Бурденко «Под покровом снега» начинается с того, что главный герой, Максим, узнает тревожную новость – он болен туберкулезом. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что в наше время такая болезнь – не смертный приговор, и все-таки для любого человека подобное известие станет ударом и причиной для переживаний и тревог. Особенно когда близкие позаботятся нанести свой удар. Героя отправляют в санаторий, где ему предстоит начать лечение и включиться в поток событий, начало которого, впрочем, скрыто в недалеком прошлом.

Завязка, таким образом, отчасти напоминает «Волшебную гору» Томаса Манна, но сам роман – почти нет. Это не широкое полотно о связи одного человека со множеством других, но история о человеческой судьбе, идущей на фоне других и переплетающейся мало-помалу все прочнее и прочнее с еще одной, история камерная, личная, интимная. Интимная не в современном извращенном смысле, хотя автор и не вкладывать в уста своих героев весьма фривольные разговоры. История интимна прежде всего в том смысле, что является глубоко личной.

Начинается она с того, что Максим, уже в санатории, но еще не зная своего точного положения и не имея плана дальнейших действий, пленяется очарованием окружающей природы. И, надо сказать, автор описывает ее поистине мастерски: картина зимы завораживает не только героя, но и читателя. «Изобретательная мать-природа в тот вечер создала в роще феерию, расставив стройные берёзки в хоровод и нарядно облачив их в снежные подвенечные платья, коронуя макушки-головки ажурной фатой, а свисающие ветви облепила пушистыми снежинками, которые образовали ажурную вуаль, опущенную до самой талии. Довершал эту великолепную картину снежный покров, спрятавший под собой красивые девичьи ножки-стволы».

Удивительно сочетание, с одной стороны, красоты, обаяния и живой человечности природы, с другой – многочисленных свадебных символов и знаков: вуали, фаты, самого образа «подвенечные платья». Но свадьба в исконном мифологическом смысле – в некотором роде смерть. Поэтому становится одновременно светло и тревожно, потому что и то и другое предсказание дальнейшей судьбы так или иначе читается за словами.

Но все-таки, несмотря на «располагающую» обстановку, на самое место, где смерть, вероятно, если не частый гость, но что-то, о чем нельзя забывать, очень скоро можно почувствовать – в этих декорациях будет сыграна иная сцена. Вероятно, «венчание» двоих, созданных друг для друга. Слишком все-таки это красиво, слишком ярко и живо. Предназначено для двух людей с живыми сердцами.

Они встречаются почти случайно и при удивительных обстоятельствах: он замер, не в силах уйти от красоты, она пела и плакала, не способная иначе выразить свое восхищение природой. Необычное, немногим знакомое чувство, становится первой нитью, связавшей двоих, которая чем дальше, тем прочнее.

Но весь окружающий мир, прекрасный, словно живописцем воссозданный, одновременно призрачен и выглядит немного неземным. Не развеется ли надежда на счастливое будущее, не растает ли? У Максима семья – жена и дети, Марина же ранена давно и тяжело – душой и телом. К тому же над обоими дамокловым мечом нависает их болезнь. А потом Максиму приходится уезжать из санатория – ненадолго, по рабочим вопросам.

Читатель ждет уж развития сюжета по канонам курортных и санаторных историй, когда краткое знакомство выливается в непринужденный роман, легко произносимое «люблю» пьянит и будит желание, а потом заканчивается отведенное время – и все возвращается в прежнюю колею. Может быть, есть шанс удержать то, что посчастливилось обрести – как в «Даме с собачкой», может быть, не будет и этого.

Но снова сюжет уходит с традиционных рельсов в ином, оригинальном направлении. На героя градом сыплются удары от судьбы и от родных. И странно, именно они помогают ему в определенном смысле понять себя и свои чувства, сделать истинный выбор.

Если бы жена не написала Максиму жестокое письмо, в котором не просто порывает с ним из-за его болезни, но и оставляет его фактически бездомным и нищим – как знать, не остались бы его отношения в пределах тех самых «романов». Если бы не обман со стороны отвергнутой женщины, когда Максим по-настоящему испугался за жизнь Марины – сколько бы он еще колебался, размышляя, что «я привык к ней за это время, но большего сказать не могу, а тем более – люблю». Только под покровом снега можно осмелеть настолько, чтобы сорвать покровы со слов и души.

Современному человеку, привыкшему аккуратно относиться к словам, взвешивать их и анализировать, трудно их отпустить – сказать то, что думаешь, а не то, что требуется. Еще труднее верить, что бывает еще любовь, которая «поражает, как финский нож», и которая, однако, приносит счастье. Но все дело в том, что Марина и Максим – люди необычные. Максим охарактеризован как «можно сказать, савант» - человек, проницательный и мудрый до гениальности в одних областях, но беспомощный в других. Марину во время прогулки на природе настигает синдром Стендаля – состояние болезненного восторга от созерцания красоты. Соединенные своей особостью, они словно обречены на единение с самой первой встречи – первой с точки зрения сюжета, а не фабулы.

Труден был их путь друг к другу, хотя и не сказать чтобы долог. Но именно потому, что был этот путь врозь, читатель верит: дальше двое будут идти в одном направлении. И если покров снега засыплет следы за спиной, то впереди всегда будет чистая свободная дорога.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика