Виталий Саввин всегда любил музыку. Его первыми творениями стали не просто стихи, а частушки и песни. По образованию Виталий Саввин дирижер и руководитель оркестра. Много лет он был руководителем вокально-инструментального ансамбля «ВИТЯЗИ», где выступали школьники. Некоторые из них впоследствии стали музыкантами и певцами. С 1978 года Виталий Саввин работает учителем музыки в школе села Тербуны Липецкой области. Награжден званием «Старший учитель» и другими почетными званиями.
Виталий Саввин по-прежнему пишет песни, участвует в бардовских фестивалях, публикует стихи и прозу. О разных гранях своего творчества писатель рассказывает в интервью.
- Виталий Васильевич, Вы начали сочинять довольно рано. Помните ли Вы, о чем были Ваши первые стихи и песни, как их принимали родные, друзья, учителя?
- Конечно помню. Первые свои стихи я написал, когда учился в пятом классе… У нас была замечательная учительница литературы – Зинаида Ивановна Петрухина. Мы никогда не убегали с её уроков, потому что её уроки были настоящими сказками и былинами. Она общалась с каждым учеником и со всеми находила общий язык…. Я тогда написал сочинение стихами. Тема сочинения была одна – «Мой край родной». Вот эти стихи: «Зеленеет пуща над обрывом. Солнце сыплет в реку серебро. Ветер зыбкой рябью шаловливо Покрывает водное стекло. Олым плавно катит свои воды, Щедро землю влагою даря. Иволга щебечет, и у брода… В чаще слышу пенье соловья. Обнимая бездну голубую И, обиды в сердце не тая, Я тебя, как девочку, целую… Милая сторонушка моя!»
Зинаида Ивановна читала мое сочинение всей школе, а мне было как-то не по себе. Все на меня смотрели как на новогоднюю игрушку. Потом все стало на свои места. Я помогал пионервожатым сочинять сценарии к праздникам. Сочинял много деревенских частушек… Вот именно с тех давних пор шестидесятых-семидесятых годов мне дали кличку Пушкарь. Что означало «личный охранник Пушкина Александра Сергеевича». А когда я ещё не ходил в школу, мой дедушка Миша по линии мамы сделал мне маленькую гармошку и научил на ней играть – матаню, барыню и всевозможные припевки, под которые вечерами девки плясали и пели частушки. Частенько и мои, которые заранее мне заказывали… Частенько от взрослых ребят мне доставалось, за то, что их девочки пропесочили в частушках, за какие-то негативные поступки. А частушки-то сочинял я. Они об этом хорошо знали…. Ну вот, например, одна из таких прикольных частушек: «У Володи в огороде расцветает белый мак, Все ребята поженились, А Володя ходит так», или вот такая частушка: «Проводила в армию Колю, Ваню, Сережу. что я, дура, делаю, свое сердце тревожу». Или: «Мой миленок как теленок. Даже мне не верится. Стоит нюни распустил… Не мычит не телится» и т. д. Дома от мамы мне иногда доставалось за мои сочинения, что по моей вине девчонки пропесочили недостатки какого-нибудь хулигана или недотепы… А их мамы нажаловались моей маме… Но потом все становилось на свои места… Меня даже за стихотворство начали уважать...
- Какие книги Вы любили и любите? Какие у Вас любимые поэты? Есть ли кто-то, кого Вы считаете для себя образцом?
- Я люблю отечественную классику: Толстого, Шолохова, Горького, Чехова, Твардовского, Симонова, Бунина, Лермонтова, Гоголя, Булгакова, Есенина, Огарева, Фадеева, Маяковского, Некрасова, Гайдара, Островского, Грина, Рождественского, ну и конечно, А.С. Пушкина… Образцом для меня всегда являлся, является и будет являться наше все АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН…
Среди произведений, которые написаны Вами, есть ли те, которые Вам особенно дороги? Конечно есть… Это – «гордость России», «Об этом нельзя забывать поколениям», «Ветераны великой войны», «Величие победы», «Бессмертный полк», «Мы подвигом отечества горды», песня на стихи Огарева: «Мне о России надо говорить». Ивановские пруды», «Олым», «Надежда», «Паж», «Одноклассница», «Случайность, «Улыбка». «Экспромт», «Вальс Победы», «Марш юных инспекторов дорожного движения», «Тербунский край – жемчужина России», «Тербунские зори», «Цветет земля тербунская», «Гимн российской молодежи», «Гимн школе», «Наша школа хороша», «Марш юных кадетов», «Тербунский гончар», «Ленинград» и т.д.
- Вашей семье, Вашим детям и внукам известны, нравятся Ваши стихи?
- Конечно известны. Мои две дочки Виктория и Екатерина выросли на моих стихах и музыке… Это песни «Кукла», «Женихи», «про Шустрика и Мямлика», «Учитель», «Слово о матери», «Мама», «Мой добрый учитель», романс «Пожелания»… Повесть «Один день лукового горя – горохового детства», «Наша школа хороша», «Родина» и т.д. А теперь я занимаюсь с внуками Артемом, ему пятнадцать лет, и Вероникой, ей шесть лет. Она уже сама себе аккомпанирует и поет, занимается в балетном кружке… Младшей внучке виолетте только полтора годика, но и она уже начинает активно подражать сестре и музицировать…
- Вы педагог. Среди Ваших учеников есть те, кто тоже наделены поэтическим дарованием? Поддерживаете ли Вы таких детей?
- Да, конечно есть, и очень много… Я их всегда поддерживал и поддерживаю. Занимался с ними дополнительно…. Это теперь певцы профессионалы – Широбоких Алексей, Щетинин Алексей, Бородин Сергей, Белоуско Екатерина, Киселева Екатерина, Маркова Ирина, Гулевский Валентин, Дошина Екатерина, сестры Моргачевы – Анастасия и Дарья, Воробьева Ольга, Болгова Людмила… Неоднократные участники и победители районных, областных и всероссийских детских фестивалей и конкурсов…
- Какие советы Вы бы могли дать молодым поэтам? От чего бы предостерегли?
- Молодым поэтам надо больше читать отечественной литературы и не увлекаться дикой «попсой», которая говорит ни о чем и ведет в никуда...
- Традиционный вопрос: как к Вам приходят стихи? Как Вы ищете вдохновения? Что помогает Вам писать?
- Она приходит неожиданно, внезапно, это я о музе… Иногда, когда пишешь сценарии, приходится и подумать, и поискать, и поспрашивать, покопаться в библиотеке, не без этого. Например, кода я вхожу в лес, вдохновение появляется сразу, только успевай пиши…. «Природа и интересные люди – это самый лучший источник вдохновения!»
- Как бы вы определили, для чего пишете? Что для вас творчество: труд, отдых, нечто другое?
- Конечно, пишу для детей и вообще для людей… Чтобы они стали чище, добрей, порядочней, уважительно бы относились к более старшему поколению. Особенно к ветеранам Великой Отечественной войны. которых осталось в живых считаные единицы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это моё жизненное кредо. А творчество для меня и есть смысл всей моей жизни!
- Кроме стихов Вы пишете и прозу. Пожалуйста, расскажите подробнее об этой части Вашего творчества.
- Прозой я занимаюсь гораздо меньше, чем стихами и музыкой… Иногда пишу в газеты статьи, очерки, заметки. Есть даже повесть: «Один день лукового горя – горохового детства», «Ностальгия», «Былинные сказы», «Сценарии», «Тербунский гончар» и т. д.
- Что для Вас важнее, проще, интереснее – стихи или проза?
- Конечно, стихи, положенные на музыку, или наоборот, музыка, положенная на стихи, то есть песни… поэзия мне ближе, а вот почему, затрудняюсь ответить. наверное, потому, что в детстве много читал и слушал Пушкина, Есенина, Михалкова, Чуковского, Ахмадулину, Ахматову, Цветаеву. Очень люблю Пескова, вот и полюбил поэзию больше, чем прозу.
- Отражается ли Ваш жизненный и педагогический опыт в Вашем творчестве, в частности в прозе? Прототипы, если узнают, как реагируют?
- Иногда узнают, иногда нет, и реагируют по-разному. Кто агрессивно, приходится беседовать, успокаивать, а кто с юмором, весельем и задором… И такое бывает… Сам я человек веселый, люблю в пределах нормы пошутить и посмеяться
- В целом, какие у Вас творческие планы?
- Писать каждый день о том, что меня окружает, волнует, будоражит. или наоборот – радует, ласкает, вызывает гордость, или грусть. Писать о том, что увидел, и о том, что услышал, – прямое призвание мое!
Беседу вела Вероника Лапина
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!