Некоторые стихи звучат как песня, и это подчеркивается в том числе их композицией, ритмическим и рифменным строем.
Читаешь стихи Татьяны Долбенько – и в голове начинает звучать песня на легкую, лиричную мелодию.
Вам говорили – Вы со мной намаетесь,
Вам ровным счетом это все равно.
Но Вы же знаете, Вы всё, конечно, знаете,
Что я люблю Вас искренне давно.
Это своеобразный припев, строфа, которая повторяется в стихотворении трижды, словно пропетая нежным, чистым, подлинно женским голосом.
И в тех частях стихотворения, которые хочется назвать куплетами, тоже звучит непередаваемая женская интонация:
Вы говорите, что меня не забываете,
Но прошлого, увы, не возвратить.
Знает лирическая героиня, что ее счастье, хоть и было «так возможно, так близко», теперь ушло. И все же она не теряет надежды. Она обращается к своему возлюбленному с ласково-кокетливой интонацией:
Вы мои шалости и смех всегда прощаете,
Я знаю, вам меня не разлюбить.
То ли героиня грустит, то ли улыбается сквозь слезы, но в любом случае она предельно искренна. И глагольные рифмы, которые так любят ругать некоторые критики, не только не портят стихотворения, но, напротив, придают ему живости и естественности. Не подбирая слов, героиня говорит все, что у нее на сердце.
Если чувства конкретны и ясны, обрисованы очень четко, то ситуация, в которой находится героиня, смутна и едва намечена. При каких обстоятельствах повстречались влюбленные, почему между ними лежат препятствие, что им мешает – в точности ни о чем из этого не говорится. И все же многое сказано:
В словах своих вы боль свою скрываете,
Жить без меня велела вам судьба.
Ромашку белую мне в волосы вплетаете,
Откидывая локоны со лба.
Тонко выписанные детали, чуть обозначенные интимные жесты пленяют и привлекают внимание. Но у читателя возникают смутные вопросы. Почему в своем несчастье и боли герои обвиняют судьбу? Откуда в наше время такой безнадежный фатализм? Да и наше ли это время – не случайно ведь у героини старомодные локоны?
Колорит старины подчеркивается портретом героини, данным в последнем куплете:
Вы нежно руки мои в кольцах пожимаете,
И шорох юбок не заглушит сердца стук,
Вы шляпу приподняв, опять прощаетесь,
А я боюсь не выдержать разлук.
Деталей опять-таки не дано, от образа героини оставлен только силуэт, но и в этих беглых очертаниях хочется увидеть барышню старого времени, влюбленную героиню старого романа.
Но те героини, не дрогнув, сносили многие испытания, отличались стойкостью и силой характера, верили в себя и свою любовь.
А героиня Татьяны Долбенько – иная. Это ее кроткое и робкое «боюсь не выдержать разлук» мучительно-правдоподобно и естественно. Она знает себя – и боится себя, слабую, нежную, хрупкую. Ведь «не выдержать разлук» - не только умереть от любви, но и полюбить другого.
Муки любви и совести соединяются в сердце героини. И в том, как легко и лаконично они воссозданы – еще одна из многих творческих удач этого стихотворения.
Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.