Семейные узы, воспитание, добрый и дурной пример очень важны для человека, в особенности для творческого. Будет возможность у юного человека развиваться в интеллигентной семье – и его талант воплотится как нельзя более ярко и полно. Если такой возможности не будет – то все равно талант имеет шанс найти себя, но не благодаря, а вопреки.
Автор нашел – благодаря. В его семье есть ученый, инженер, поэт – и Юрмет Нагиев, писатель, автор рассказов и сказок, человек с яркой биографией и своеобразным талантом. О себе, своей жизни и о семье, к которой испытывает неподдельную благодарность, и рассказывает Юрмет Нагиев.
- Почему Вы используете в творчестве псевдоним? С чем это связано?
- Мои родители назвали меня Юрием в честь первого космонавта Гагарина. Я с детства оказался в интернатах: с третьего класса в г. Избербаш ДАССР, а после землетрясения, эпицентр которого был в районе Буйнакска, в 1975 году в пятом классе в школе-интернате Курска. Когда я вступал в комсомол, секретарь ВЛКСМ Промышленного района г. Курска (имя не помню) выдал мне комсомольский билет на имя Юрик. «Й» краткое исчезло! Я в свои четырнадцать лет не придал этому значения. Но когда прошли годы и я стал отцом семейства, уменьшительно-ласкательное «Юрик» стало резать слух. Решил «остепениться». Сохранив первые буквы имени «Юр», добавив окончание «мет» (окончания имён в древней истории лезгин: Эсмет, Измет, Асмет, Атмет, Ахмет (д)), получилось новое имя «Юрмет», созвучное со словом «Гьуьрмет» – «уважение» у тюркских народов. Об этом я узнал, когда с семьёй переехал в г. Набережные Челны после выхода в отставку из Российской армии 18 декабря 2010 года. Я участник боевых действий по установлению конституционного порядка на Северном Кавказе под командованием легендарного генерал-полковника Г. Трошева на полевом узле связи. Менять имя в паспорте – одно дело, а менять данные в удостоверении УБД через МО РФ –совсем другое. Я решил не заниматься этим, а оставить всё как есть. Так по паспорту я Юрик, а более двадцати лет меня называют Юрметом. Таким образом, «Юрмет» для меня и имя, и псевдоним. Почему-то решил применять в таком раскладе. Мне нравится.
- Что бы Вы назвали основными темами вашего творчества? Какие Вы предпочитаете формы – малые, крупные, прозу, поэзию? Расскажите, пожалуйста, подробно.
- Основные темы моего творчества в первую очередь, уважение к родителям, давшим нам жизнь, уважение к старшим, также и к младшим, справедливость, честность, порядочность, любовь к большой Родине и к малой Родине, откуда истоки человека, бережное отношение к женщине, к её величеству Любви, забота о окружающей среде, жить, творить, созидать в гармонии, красоте. Не зря до меня ещё было сказано, что «красота спасёт мир». И, честно говоря, когда я люблю, только тогда я и могу что-то писать.
Предпочитаю малые формы, прозу. Писал и стихи. Но они не прошли профотбор. И я завязал с поэзией. Да я и сам чувствовал, что знать только технику стихосложения недостаточно, оно должно идти из глубины души или сверху, из космоса. А рифмоплётством занимающихся и без меня хватает.
- Ваш брат Фейзудин – тоже писатель и поэт. Советуетесь ли вы между собой о своих литературных трудах, критикуете ли друг друга? Не бывает ли, так сказать, идейных споров или литературного соперничества?
- Фейзудин Рамазанович Нагиев – да, тоже писатель, поэт. Мой старший брат. Сейчас я буду говорить о нём не как о брате, а как о поэте, писателе. Фейзудин – это айсберг лезгинской, дагестанской, российской многонациональной литературы. Это я заявляю с полной ответственностью. Сами работы Фейзудина говорят сами за себя. Стихи: «Письмена на ладони», «Весенний дождь», «Гарал теменар» «Колокол и камень», «Три песни»… Многогранность Фейзудина видна и в его работе по изданию литературно-художественного и общественно-политического независимого журнала «Лезгистан» на лезгинском и на русском языках, учредителем которого он являлся. К сожалению, из-за финансовых проблем журнал перестал издаваться. Фейзудин не только талантливый поэт, писатель, но и пытливый историк, с математической точностью выверяющий некоторые спорные темы и даты лезгинской истории – древнего государства лезгиноязычных народов Кавказской Албании (Агван на армянском языке, Алпан на лезгинском языке.) Отдельно хочу отметить монографию Фейзудина, изданную Дагестанским научным центром Российской Академии Наук, Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы «Поэтическое наследие Сулеймана Стальского: Проблема текстологии». Настоящая монография – первое исследование по текстологии в дагестанском литературоведении. Фейзудин Нагиев также занимается наукой. Он доктор филологических наук. Его книги стихов, прозаические произведения, такие, как «Ночь в Терсепуле», изданные на лезгинском языке, журнал «Лезгистан», стали настольными пособиями для многих любителей литературы и истории. Тут надо вспомнить, что наш отец, Нагиев Рамазан, историк, сельский учитель, сам автор сборника стихов «Скатерть-самобранка», смог передать своим детям любовь к прекрасному, любовь к языку, к литературе.
Отличительной чертой Фейзудина является то, что, будучи рядом с ним, человек поневоле стремится равняться на него в лучшем смысле слова. Сможет или нет, это уже другое дело. Так, брат Эйзудин под влиянием старшего брата поступил в Одесский медицинский институт и стал доктором медицинских наук, академиком РАЕН. И у брата Эйзудина Рамазановича Нагиева было хобби писать стихи и прозу. К тому же он прекрасно играл на музыкальных инструментах, таких, как чунгур и тар. Видимо, любовь к медицине у него оказалась сильнее.
И все мы друг с другом советовались, спорили, обсуждали. И главными редакторами всегда были папа и мама. Папа всегда осаживал нас за прыткость. «Никогда не спешите опубликоваться! Пусть зреет то, что вы написали».
Насчёт соперничества я боюсь даже заикнуться. Где Фейзудин, а где я! У нас разные весовые категории!
- Когда не только в одной семье, но и буквально в одном поколении два человека приходят к творчеству, это обращает на себя внимание и заставляет задуматься, почему так произошло. Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье в целом. Какая была в доме атмосфера, насколько благоприятная для творчества?
- Отец, Нагиев Рамазан Магомедшафиевич, был очень строгим человеком, педагогом, поэтом и писателем. Мне повезло, что в старших классах я учился под его руководством. Многочисленные родственники и соседи частенько приходили к нам в отцовский дом на литературные чтения. Сельские, районные власти боялись острого слова отца и всячески старались его задабривать. Но отец был не таков, что его можно было задобрить. В нашем селе это был один из грамотнейших людей, к которому люди шли с различными просьбами: написать заявление, пожаловаться на несправедливое отношение со стороны какого-нибудь руководителя. Отец никогда не оставлял проблемы людей нерешёнными. Рождался стих. Его обнародование могло остановить только одно – руководитель-виновник должен был восстановить справедливость в отношении обиженного им работника. Милиция, суды и прочее – всё это было уже потом, в последующие годы. А тогда простой сельский учитель мудро решал сложнейшие задачи в жизни односельчан.
Нас в семье шесть братьев и одна сестра. Честно признаюсь, жили мы бедно. Не шиковали ни едой, ни одеждой. А тогда Советское государство помогало многодетным семьям. Мы с братом Магомедшафи и сестрой Эльмирой оказались в школах-интернатах. Практически в семье писали все. Кто стихи, а кто-то и прозаические зарисовки. Честно говоря, мы стеснялись показывать, выносить на суд наши «шедевры». Потому что мать и отец были строгими редакторами. Слабина, несерьёзность в этих делах не поощрялись.
Наказание? Как такового наказания не было. Строгий взгляд отца чего только стоил! Мама могла провинившегося тихонько ущипнуть. Но так ущипнуть, что мало не покажется! Этот щипок сроден был самому болючему уколу в мире!
Помню, мы писали диктанты. Отец читал вслух. Потом всё это проверялось. Ставились оценки. Культ старшего брата был чрезвычайно высок в семье. От отца и мамы больше всех доставалось Фейзудину. Как-то, уже будучи известным поэтом, писателем, Фейзудин с лёгкой обидой напомнил родителям, что больше всех лещей доставалось ему.
На что отец среагировал мгновенно: «Если ты получил бы меньше лещей, то из тебя не получился бы хороший поэт!» Соответственно, старшего брата мы все боялись. Так как потом его лещи доставались нам. Конечно, если провинился. Зато был порядок в доме. Никто не курил, не занимался нехорошими делами, такими, как воровство, безделье и т. д. Все помогали родителям по хозяйству, в огороде, на усадьбе. Это и прополка, и полив, и обрезка деревьев, и сбор урожая.
Отец был хорошим рассказчиком. Тогда у нас в селе только у одного зажиточного сельчанина был маленький телевизор. Поэтому рассказы отца, его брата, тракториста Зиямудина, зятя, колхозного сторожа Дадаша, были для нас самыми настоящими кладезями знаний, несомненно, повлиявших на наше мировоззрение.
Мама души не чаяла в своих чадах. Она в детстве попала на попечение мачехи. Буквально стала нянькой её дочерей. Всем мачеха дала возможность учиться и получить высшее образование. Только моей матери не дала такой возможности. Так и осталась мать рабочей лошадкой в богатой семье отца у мачехи с шестиклассным образованием. И была выдана при первой же возможности замуж в бедную семью вдовы Мафисат, муж которой, Магомедшафи, оставив на попечение молодой жены трёх сыновей и одну дочь, в свои двадцать четыре года ушёл на фронт. Дедушка пропал без вести. До сих пор мы надеемся хот что-то о нём узнать.
Впечатлений от детства уйма! Много чего было! Спасибо за мудрость матери! Сейчас их нет с нами, к сожалению… Пусть Всевышний простит их за их грехи. Пусть они будут в раю! Амин! Как бы я хотел услышать вновь музыку, льющуюся из-под тара или чунгура отца. Спасибо Тебе, о Господи, за всё, что Ты нам дал!
Считаю, что в целом в семье, в доме была благоприятная атмосфера для творческого становления личности и у нас есть пример для подражания и воплощения этих методов воспитания в наших семьях. Уверяю вас, всё замечательно!
- Много ли Вы читаете сами? Какие книги любите?
- Больше всего из прочитанного мною было осилено, прочтено в детстве и в школьные годы. У отца была хорошая домашняя библиотека. Я там перечитал по несколько раз всё, что подходило или не подходило мне по возрасту. Например, «Тысяча и одна ночь», «Страшный Тегеран», «Айвенго», «Гиперболоид инженера Гарина». Моими настольными книгами были «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Ночь в Терсепуле» Ф. Нагиева. Люблю русскую и зарубежную классику. Правда, сейчас времени для чтения остаётся всё меньше из-за работы на производстве.
- В творчестве Вы явно предпочитаете юмор и сатиру. Насколько Вы веселый или ироничный человек в жизни?
- Неблагодарное дело – оценивать самого себя. Когда пишу, я не задумываюсь, что в конечном счёте из написанного получится. Я окунаюсь в письмо, и меня больше «не видно». Редкие выходные полностью посвящаю творчеству, ибо другого времени практически у меня нет. Соответственно, и ночь очень благоприятна для мыслительного процесса. Но, увы, утром надо рано вставать! И арбайтен! Хош не хош – надо бай-бай! И жена жужжит в ухо, и сыночек беспокоится за моё зрение, за здоровье.
И надо признать, ведь они правы! Здоровья литература не добавляет. У меня началась одышка. «Ты чего это кряхтишь как старик?» – сказала как-то жена.
Со следующего утра я уже бегал на стадион. От одышки и следа не осталось! Спасибо тебе, Асият!
Вполне возможно, что я в меру весёлый и с юмором человек. Насчёт ироничности. Возможно, есть и такое. Раз она сквозит в моих произведениях, значит, так оно и есть.
Я очень благодарен А.П.Чехову. Его творчество произвело на меня неизгладимое впечатление. Может быть, поэтому я и пишу короткие рассказы.
- У Ваших произведений есть какая-то жизненная основа, например прототипы героев или случившиеся в реальности события?
- Вы правы, есть прототипы. Это две мои дочурки от первого брака, которые уже живут в своих семьях. У каждой сын и дочь. Так что я уже четырежды счастливый дед!
Сын от второго брака. Хороший парень растёт. События, произошедшие в моей жизни на гражданке и в армейской жизни. События августа-сентября 1999 года, непосредственным участником которого мне довелось быть, проходя военную службу на полевом узле связи.
Коллеги и друзья, с кем я работаю. Как и у всех пишущих людей, большое место в этом ряду занимают поездки: отпуска или командировки. Это новые впечатления, новые эмоции. Конечно, остальное всё – вымысел автора, его фантазии, сны, и прочее.
- Какие требования вы предъявляете к литературе в целом и к своему творчеству? Что бы вы назвали неприемлемым?
- Я, естественно, от чего-то отталкиваюсь, когда пишу то или иное произведение. И всегда остаются мерила, рамки, в соответствии с которыми я развиваю сюжетную линию. Иначе не получится. И главное, автор сам должен соответствовать таким высоким требованиям, как честность, порядочность, храбрость, стремление творить добро, уважать родителей, стариков, женщин, оберегать их. Уважение младших к старшему и наоборот. Любовь к большой Родине и к малой Родине, откуда истоки человека, откуда он черпает силы.
Оберегать матушку-природу! Не губить среду обитания! Заботиться о братьях наших меньших.
Для меня однозначно неприемлема реклама табака, употребления алкоголя, наркотиков. Я категорически против истерии в адрес какой бы то ни было религии.
Я не приемлю человеконенавистнические позиции по расовому и религиозному различиям.
Самое главное и самое важное – оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!
- Когда-то давно в отношении литературы выдвигались разные идеи. Она могла объявляться чистым искусством или, наоборот, наделяться важной социальной ролью. Что вам лично ближе?
- Я не совсем понимаю, наверное, этот вопрос. Но попытаюсь ответить так, как я понял.
Кино, театр – это искусство? Да, искусство! Значит, написанные авторами пьесы, постановки, поставленные сценарии – всё это относится к разряду искусства.
А если всё это вместе взятое или по отдельности влияет на человека, делает его духовно богаче, подсказывает стиль поведения, учить, что хорошо или плохо, то что это? Какова суть, роль всего перечисленного, в основе которого литература? И вполне логично, что литература наделяется важной социальной ролью.
Потому мне ближе и то, и то.
- Расскажите, пожалуйста, над чем Вы работаете сейчас.
- В ближайших планах сдать в издательство рукопись будущей книги на русском языке для взрослого читателя. Как и моя первая книга «А весной мы вернёмся в родные горы», так и будущая будет состоять из отдельных коротких рассказов.
Есть планы на издание отдельной книги прозы для детей на русском и лезгинском.
- Кого Вы хотели бы поблагодарить?
- В первую очередь спасибо матери и отцу. Затем всей нашей семье – братьям и сестре, родственникам. О роли Фейзудина я повторяться не буду. Выше об этом я сказал достаточно ёмко. По приезду в Набережные Челны я познакомился с удивительным человеком – Ольгой Владимировной Кузьмичёвой-Дробышевской, поэтом, писателем, исполнителем и композитором, членом Союза российских писателей, руководителем ЛИТО «Лебедь». Огромное спасибо Ольге Владимировне! Хотя я в связи с отъездом на малую Родину теперь не имею возможность посещать ЛИТО, я сердцем с моими дорогими литовцами.
Ольга Владимировна подготовила сценарий и вела литературно-музыкальный вечер-презентацию моей первой книги прозы «А весной мы вернёмся в родные горы» в ДК «Камаз» 2 марта 2018 года. Видео с вечера желающие могут посмотреть на Ютуб.
Благодаря О. В. Кузьмичёвой-Дробышевской я стал участвовать как в региональных, так и в международных литературных конкурсах. Таким образом я стал членом двух сетевых литературных клубов «Добро» и «Писатели за добро».
Спасибо замечательным авторам, моим друзьям, коллегам Лёле Панариной, Ирине Коробейниковой, Анне Дубчак, Александру Новикову, Мику Александрову, Ивайло Петрову за их бескорыстную поддержку в моём творческом становлении.
- Ваши достижения. Коротко.
- 2018 г. На V Международном литературном конкурсе, посвящённом С. Т. Аксакову и юбилею (160 лет) его знаменитой сказки «Аленький цветочек» моя сказка «Белое Облачко и Чёрная Тучка» заняла II МЕСТО.
2018 г. На IV Московском международном литературном конкурсе «Лохматый друг», посвящённом защите животных, мой рассказ «Гусёнок Бад-бад» занял во второй возрастной группе I МЕСТО.
- Юрмет Рамазанович, благодарю Вас за интересное интервью.
- И Вам большое спасибо! Благодарю моих дорогих читателей! Желаю вам счастья, здоровья, мира и добра!
Беседовала Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.